Живи в веках, мой Татарстан!

№ 121

(Литературно-музыкальный вечер для старшего дошкольного возраста)

Лилия ФАЙЗРАХМАНОВА,

музыкальный руководитель I квалификационной категории детского сада № 107 г.Казани

Цели:

– обогащать знания о творчестве народов Татарстана;

– содействовать пониманию национального колорита музыки;

– знакомство с творчестом композитора С.Сайдашева;

– способствовать музыкальному, художественно-эстетическому, нравственному и национальному развитию у дошколят;

– воспитывать чувство любви к родному краю, чувство гордости за свою республику.

Предварительная работа. Беседа о национальном татарском творчестве, разучивание песен, танцев, слушание музыки С.Сайдашева.

Ход равлечения

(Звучит татарская народная мелодия «Каз канаты».)

Ведущий. Исәнмесез, балалар! Здравствуйте, дети! Посмотрите, как необычно оформлен наш зал. На центральной стене – узор, составленный из элементов татарского орнамента, который используется в одежде, обуви, предметах быта.

Что такое Родина? Родной край? (Ответы детей.)

Ведущий. Родина – это, прежде всего, самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, город, где вы родились и живете. Для вас Родина – это наша Республика Татарстан. Она у нас такая большая, что мы не можем окинуть ее одним взором и обьездить ее из одного конца в другой.

Что такое самое большое богатство нашей республики? Это – люди, это – мы с вами –дети, взрослые. В нашей республике живут разные народы. Все они живут в дружбе. Все трудятся, отдыхают. Мы все гордимся нашей республикой. Cейчас споем песню о дружбе. (Вместе поют песню «Туган җирем – Татарстан».)

Ведущий. Так как мы живем с вами в Республике Татарстан, я предлагаю поиграть в татарскую игру «Тимербай». (Играют всесте.)

Ведущий.

Видно, музыка сегодня

Никому скачать не даст.

Все кругом поют и пляшут –

Каждый, кто во что горазд.

Но наша республика гордится и тем, что в ней жили и живут замечательные люди, которые сочиняют музыку. В нашем Татарстане много татарских композиторов. Среди них – Н.Жиганов, Р.Яхин, Фарит Яруллин. Сегодня мы поговорим о творчестве композитора Салиха Сайдашева.

Салих Сайдашев родился очень давно. Это – его родители. (Показ иллюстрации.) Но отец очень рано умер, и воспитывался он с мамой и своей сестрой. Он очень любил играть на музыкальных инструментах. Первым инструментом была гармошка, потом ему купили пианино, и вот здесь он начал сочинятьмузыку.

Сейчас прозвучит знаменитый «Марщ Советской Армии» Салиха Сайдашева, а вам, дети, предлагаю пройти под звуки марша. (Маршруют дети.)

Воспитатель. Песня занимает важное место в творчестве С.Сайдашева, очень много он их создал для детей. Послушайте песню «Зәңгәр күл». (Послушают песню.)

Воспитатель. Также композитор сочинял не только песни, но создавал много пьес, одно из них мы прослушаем сейчас – это «Мәктәп вальсы». (Прослушают вальс.)

Воспитатель. Очень много было сложено стихов о Салихе Сайдашеве, вот как писал поэт Махмут Хусаин о композиторе:

Назлый Идел дулкыннарын

Кояш нурлары,

Кояш нурларыдай

Сәйдәш моңнары.

Предлагаю поиграть в татарскую народную игру «Кульяулыгым». (Дети встают в круг, ребенок с платком в руке за кругом.)

Кульяулыгым яшел-яшел

Яшел чирәм астында.

Сиздермичә ташлап киттем

Бер иптәшем артына.

(Дети бегут противоходом, взяв платок исполняют пляску.)

Музыкальный руководитель. Итак, дети, сегодня мы познакомились с творчеством какого композитора? (Ответы детей.)

(Дети выходят из зала под музыку марша С.Сайдашева.)