Живая связь времен

№51

(Окружающий мир. III класс)

Светлана Тимина,

учитель начальных классов I квалификационной категории лицея №2 г.Буинска

 

Материал: УМК «Школа 2100»; учебник «Окружающий мир» в 2х частях) / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов. − М: «Баласс», 2013.

Тип урока: открытия нового знания.

Цели:

1) помочь осознать младшим школьникам причастность к прошлому своей семьи;

2) ознакомить учащихся с первичными представлениями о поколении, родословном древе, происхождении имён и фамилий;

3) формировать у детей чувство уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом.

Задачи урока:

Развивающие:

1) развивать умение рассуждать, делать выводы;

2) формировать познавательную активность.

Образовательные:

1) совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной форме;

2) формировать представление о понятиях «поколение», «родословное древо».

Воспитательные:

1) воспитывать умение работать в коллективе;

2) воспитывать уважение к  предкам, формировать умение правильно организовывать свою учебную деятельность.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.  Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Методы обучения: проблемно-поисковый, творческий, репродуктивный (беседа).

Формы познавательной деятельности: индивидуальная; групповая; фронтальная, парная.

Оборудование: интерактивная доска, презентация учителя, карточки с индивидуальными заданиями (разноуровневые)

Ход урока

I. Организационный момент (дети сидят в группе по 4 человека МЭНЭДЖ МЭТ)

Учитель улыбается ребятам, просит их улыбнуться друг другу, поприветствовать  партнера по лицу, партнера по плечу.

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

– Наверняка у многих из вас дома хранятся старые фотографии, книги, украшения. Можно ли сказать, что, разглядывая старые вещи, слушая рассказы бабушек и дедушек «про старину», мы словно заглядываем в прошлое, в те времена, когда ваши родители были такими же, как вы сейчас? (Да, можно.)

Слайд 1 1. Запись: «В прошлое возвратиться можно».

Ребята, а вам хотелось бы на самом деле, по-настоящему побывать в прошлом, поиграть со своими ещё не выросшими родителями, увидеть бабушку и дедушку молодыми? (Да, хотелось бы.)

 – Можем ли мы это сделать? (Нет, по-настоящему попасть в прошлое нельзя.)

2. Запись: «В прошлое возвратиться нельзя».

Что вас удивляет? Какой вопрос нам нужно будет сегодня решить?

Давайте вместе сформулируем основной вопрос урока:

3. Существует ли связь времён, связь между прошлым и настоящим? (На слайде)

В моей семье имеются вещи, оставшиеся от предков. Это старинная монета, которой более 100 лет, серебряная ложка.  Но самая дорогая вещь –жук- скарабей, приносящий удачу.  Этот талисман передала мне моя мама, а ей – бабушка, бабушке прабабушка. Мы очень бережно относимся к старинным вещам. Слайд 2

Хранятся ли у вас дома старинные вещи, фотографии? Что вы о них знаете? (Ответы детей.)

ΙΙ. Совместное открытие знаний.  Поиск решения проблемы

Работа в учебнике.

1. Поколение. Родословное древо.

–  Вы рассказали о вещах, которые связывают нас с прошлым. Значит, есть связь времен? (Да.) Только ли вещи связывают нас с прошлым?

Слайд 3

2. Внимательно рассмотрите фотографии, найдите на них общее и различное.

Различия: первая фотография цветная, а вторая – чёрно-белая. Вторая фотография кажется более старой, чем первая.

Общее: на обеих фотографиях изображены семьи. Можно найти черты сходства между людьми, изображёнными на разных фотографиях: усы у мужчины со второй фотографии такие же, как у дедушки с первой; причёска молодой женщины похожа на прическу бабушки с другой фотографии. Девочки с обеих фотографий очень похожи друг на друга, хотя родители у них явно разные.

Есть ли связь между этими фотографиями? (Да, на первой изображены бабушка и дедушка Анюты и Илюши в молодости и их мама в детстве, а на второй – семья Диминых сегодня).

2. Люди, которые родились и живут в одно время, называются поколением.

Рассмотрите иллюстрацию на С. 9. Что за дерево здесь изображено?

3. Такое дерево называется родословным древом (подбор однокоренных слов). Его корни уходят в прошлое, в старину, в те времена, когда жили предки Анюты и Илюши.

Определим название каждого поколения. (Дети, родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.)

Слайд 4 Каждая семья составляет родословное древо по-разному. А для чего люди это делают? (Чтобы знать, откуда идет их род, сохранить связь с прошлым.)

Постарайтесь дома с родителями составить родословное древо своей семьи.

4. Происхождение фамилий.

Назовите имена детей в родословном древе. (Анюта, Илюша)

Имена у взрослых обычно двойные – Борис Ильич, например.

Откуда берётся первая часть имени? (Дают родители.)

Откуда вторая и как она называется? (Переходит по наследству от отца, называется отчеством.)  Слайд 5

А как называется общее имя, которое носит вся семья? (Фамилия.)

Откуда же берётся у семьи фамилия?

Давайте прочитаем диалог героев на С.10 до слов «превратились в фамилии».

Вывод: имя дают родители, отчество – от отца, фамилия – от предков.

Значит, наши имена и фамилии напоминают нам о наших предках. Народные обычаи, вещи, фотографии – о далеких временах наших прабабушек. Все это и есть живая связь времен.

А как мы должны относиться к жизни предшествующих поколений, к старинным обычаям, вещам, фотографиям? (С уважением, помнить о старине.)

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний

А теперь  проверим наши знания.

Задание 1, Слайд 6

Возьмите листочки с заданием №1.  Узнайте фамилию, имя, отчество своего соседа по лицу и запишите в  прямоугольники. (Проверка в паре.)

Задание 2.

При выполнении следующего  задания  используем структуру ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН (подумай – запиши – обсуди в команде) Слайд 7

Возьмите листочки с заданием №2. Подумайте и запишите нужные слова в пустые клетки, обсудите в команде, начиная с участника №3.

Сверьте свои ответы с образцом, оцените свою работу. (Самооценка.)

Задание 3, Слайд 8

Структура РАУНД ТЭЙБЛ (по очереди, по кругу, на одном листе бумаги).

Составьте модель родословного древа и подпишите название каждого поколения (работа в группе).

Расскажите, что у вас получилось.

Давайте вернемся к основному вопросу урока.

Слайд 9

Что мы хотели сегодня выяснить? (Существует ли связь между прошлым и настоящим?)

–  Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Вывод: связь между прошлым и настоящим есть, она осуществляется через вещи, имена и фамилии, праздники и обычаи, доставшиеся нам от прошлых поколений.

Жизнь человека — только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

ΙV. Домашнее задание.

Перед вами карточки разного цвета, на них записаны задания по уровню сложности. задание по своим силам.

•        1-ый уровень желтый цвет.

•        2-ой уровень зеленый цвет.

•        3-ий уровень – синий цвет.

•        4-ый уровень – красный цвет.

Задания.

1-ый уровень.

Подготовить устный ответ на один из вопросов № 4–6 после текста.

2-ой уровень.

Прочитать тему полностью, выполнить задания из рабочей тетради к теме № 1.

3-ий уровень.

С помощью дополнительной литературы узнай, что обозначает твоё имя, из какого языка оно пришло, какими качествами наделяют обладателя этого имени. Подумай, есть ли эти качества у тебя. Оформи своё исследование на альбомном листе и прими участие в выставке «Тайна имени».

4-ый уровень.

Напиши или нарисуй, какие обычаи, праздники, памятные вещи сохранились в вашей семье от бабушек, дедушек или ещё более ранних поколений родственников. Прими участие в выставке «Живая связь времён».

  Поделиться своим мнением о сегодняшнем уроке, начиная со слов:

Было интересно …

Было трудно …

У меня получилось …

Мне захотелось…

(Учащиеся записывают и прикрепляют на доску.)

Ссылка на презентацию к уроку

https://docs.google.com/presentation/d/1FbCFViNBZap-rl8t93oQy6GXHFZACgfJnpC6MuUZNpk/edit#slide=id.p4