Живая связь времен
№51
(Окружающий мир. III класс)
Светлана Тимина,
учитель начальных классов I квалификационной категории лицея №2 г.Буинска
Материал: УМК «Школа 2100»; учебник «Окружающий мир» в 2х частях) / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов. − М: «Баласс», 2013.
Тип урока: открытия нового знания.
Цели:
1) помочь осознать младшим школьникам причастность к прошлому своей семьи;
2) ознакомить учащихся с первичными представлениями о поколении, родословном древе, происхождении имён и фамилий;
3) формировать у детей чувство уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом.
Задачи урока:
Развивающие:
1) развивать умение рассуждать, делать выводы;
2) формировать познавательную активность.
Образовательные:
1) совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной форме;
2) формировать представление о понятиях «поколение», «родословное древо».
Воспитательные:
1) воспитывать умение работать в коллективе;
2) воспитывать уважение к предкам, формировать умение правильно организовывать свою учебную деятельность.
Формирование УУД
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Методы обучения: проблемно-поисковый, творческий, репродуктивный (беседа).
Формы познавательной деятельности: индивидуальная; групповая; фронтальная, парная.
Оборудование: интерактивная доска, презентация учителя, карточки с индивидуальными заданиями (разноуровневые)
Ход урока
I. Организационный момент (дети сидят в группе по 4 человека МЭНЭДЖ МЭТ)
Учитель улыбается ребятам, просит их улыбнуться друг другу, поприветствовать партнера по лицу, партнера по плечу.
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
– Наверняка у многих из вас дома хранятся старые фотографии, книги, украшения. Можно ли сказать, что, разглядывая старые вещи, слушая рассказы бабушек и дедушек «про старину», мы словно заглядываем в прошлое, в те времена, когда ваши родители были такими же, как вы сейчас? (Да, можно.)
Слайд 1 1. Запись: «В прошлое возвратиться можно».
– Ребята, а вам хотелось бы на самом деле, по-настоящему побывать в прошлом, поиграть со своими ещё не выросшими родителями, увидеть бабушку и дедушку молодыми? (Да, хотелось бы.)
– Можем ли мы это сделать? (Нет, по-настоящему попасть в прошлое нельзя.)
2. Запись: «В прошлое возвратиться нельзя».
– Что вас удивляет? Какой вопрос нам нужно будет сегодня решить?
– Давайте вместе сформулируем основной вопрос урока:
3. – Существует ли связь времён, связь между прошлым и настоящим? (На слайде)
– В моей семье имеются вещи, оставшиеся от предков. Это старинная монета, которой более 100 лет, серебряная ложка. Но самая дорогая вещь –жук- скарабей, приносящий удачу. Этот талисман передала мне моя мама, а ей – бабушка, бабушке – прабабушка. Мы очень бережно относимся к старинным вещам. Слайд 2
– Хранятся ли у вас дома старинные вещи, фотографии? Что вы о них знаете? (Ответы детей.)
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы
Работа в учебнике.
1. Поколение. Родословное древо.
– Вы рассказали о вещах, которые связывают нас с прошлым. Значит, есть связь времен? (Да.) Только ли вещи связывают нас с прошлым?
Слайд 3
2. –Внимательно рассмотрите фотографии, найдите на них общее и различное.
Различия: первая фотография цветная, а вторая – чёрно-белая. Вторая фотография кажется более старой, чем первая.
Общее: на обеих фотографиях изображены семьи. Можно найти черты сходства между людьми, изображёнными на разных фотографиях: усы у мужчины со второй фотографии такие же, как у дедушки с первой; причёска молодой женщины похожа на прическу бабушки с другой фотографии. Девочки с обеих фотографий очень похожи друг на друга, хотя родители у них явно разные.
– Есть ли связь между этими фотографиями? (Да, на первой изображены бабушка и дедушка Анюты и Илюши в молодости и их мама в детстве, а на второй – семья Диминых сегодня).
2. – Люди, которые родились и живут в одно время, называются поколением.
– Рассмотрите иллюстрацию на С. 9. Что за дерево здесь изображено?
3. – Такое дерево называется родословным древом (подбор однокоренных слов). Его корни уходят в прошлое, в старину, в те времена, когда жили предки Анюты и Илюши.
– Определим название каждого поколения. (Дети, родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.)
Слайд 4 – Каждая семья составляет родословное древо по-разному. А для чего люди это делают? (Чтобы знать, откуда идет их род, сохранить связь с прошлым.)
– Постарайтесь дома с родителями составить родословное древо своей семьи.
4. Происхождение фамилий.
– Назовите имена детей в родословном древе. (Анюта, Илюша)
– Имена у взрослых обычно двойные – Борис Ильич, например.
– Откуда берётся первая часть имени? (Дают родители.)
– Откуда вторая и как она называется? (Переходит по наследству от отца, называется отчеством.) Слайд 5
– А как называется общее имя, которое носит вся семья? (Фамилия.)
– Откуда же берётся у семьи фамилия?
– Давайте прочитаем диалог героев на С.10 до слов «превратились в фамилии».
Вывод: имя – дают родители, отчество – от отца, фамилия – от предков.
– Значит, наши имена и фамилии напоминают нам о наших предках. Народные обычаи, вещи, фотографии – о далеких временах наших прабабушек. Все это и есть живая связь времен.
– А как мы должны относиться к жизни предшествующих поколений, к старинным обычаям, вещам, фотографиям? (С уважением, помнить о старине.)
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний
– А теперь проверим наши знания.
Задание 1, Слайд 6
– Возьмите листочки с заданием №1. Узнайте фамилию, имя, отчество своего соседа по лицу и запишите в прямоугольники. (Проверка в паре.)
Задание 2.
– При выполнении следующего задания используем структуру ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН (подумай – запиши – обсуди в команде) Слайд 7
– Возьмите листочки с заданием №2. Подумайте и запишите нужные слова в пустые клетки, обсудите в команде, начиная с участника №3.
– Сверьте свои ответы с образцом, оцените свою работу. (Самооценка.)
Задание 3, Слайд 8
Структура РАУНД ТЭЙБЛ (по очереди, по кругу, на одном листе бумаги).
– Составьте модель родословного древа и подпишите название каждого поколения (работа в группе).
– Расскажите, что у вас получилось.
– Давайте вернемся к основному вопросу урока.
Слайд 9
– Что мы хотели сегодня выяснить? (Существует ли связь между прошлым и настоящим?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Вывод: связь между прошлым и настоящим есть, она осуществляется через вещи, имена и фамилии, праздники и обычаи, доставшиеся нам от прошлых поколений.
Жизнь человека — только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
ΙV. Домашнее задание.
— Перед вами карточки разного цвета, на них записаны задания по уровню сложности. задание по своим силам.
• 1-ый уровень – желтый цвет.
• 2-ой уровень – зеленый цвет.
• 3-ий уровень – синий цвет.
• 4-ый уровень – красный цвет.
Задания.
1-ый уровень.
– Подготовить устный ответ на один из вопросов № 4–6 после текста.
2-ой уровень.
– Прочитать тему полностью, выполнить задания из рабочей тетради к теме № 1.
3-ий уровень.
– С помощью дополнительной литературы узнай, что обозначает твоё имя, из какого языка оно пришло, какими качествами наделяют обладателя этого имени. Подумай, есть ли эти качества у тебя. Оформи своё исследование на альбомном листе и прими участие в выставке «Тайна имени».
4-ый уровень.
– Напиши или нарисуй, какие обычаи, праздники, памятные вещи сохранились в вашей семье от бабушек, дедушек или ещё более ранних поколений родственников. Прими участие в выставке «Живая связь времён».
– Поделиться своим мнением о сегодняшнем уроке, начиная со слов:
– Было интересно …
– Было трудно …
– У меня получилось …
– Мне захотелось…
(Учащиеся записывают и прикрепляют на доску.)
Ссылка на презентацию к уроку
https://docs.google.com/presentation/d/1FbCFViNBZap-rl8t93oQy6GXHFZACgfJnpC6MuUZNpk/edit#slide=id.p4