Земляки – герои Великой Отечественной войны
№ 209
(Занятие по развитию речи в подготовительной группе)
Галина ГУРЯШКИНА,
воспитатель Чувашско-Безднинской начальной школы-детского сада Дрожжановского района
Цели:
– обогатить знания детей о великом и светлом празднике – Дне Победы;
– вызвать желание побольше узнать о трудовых буднях наших воинов;
– воспитывать стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину в страшные годы войны.
Задачи:
– закрепить знания детей о Великой Отечественной войне, дать понятие слова «земляки»;
– продолжать знакомить с подвигами наших земляков Героев Советского Союза;
– воспитывать уважение к ветеранам – героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага.
Предварительная работа. Беседы с детьми на тему «Великая Отечественная война», чтение художественной литературы на военную тематику, заучивание стихов, песен о войне, подбор книг о Великой Отечественной войне в книжном уголке, рассматривание иллюстраций. Выставка книг, рисунков, о победах советского народа в Великой Отечественной войне. Поручение детям узнать о военной судьбе их прадедов, о боевых наградах. Альбом «Наши земляки – герои Великой Отечественной войны»
Методы: словесный, наглядный.
Словарная работа: Великая Отечественная война, земляки, герои-защитники, ветераны.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, магнитофон для прослушивания песен военных лет, подборка книг на военную тематику, портреты героев Великой Отечетвенной войны, цветная бумага, клеевые карандаши для изготовления солдатского треугольника.
Ход занятия
- I. Организационный момент
Включение в деятельность. Приветствие. Дыхательная гимнастика.
- II. Основная часть
(Воспитатель читает стихотворение Е.Благининой «Шинель». Даёт детям возможность высказать свои впечатления, затем повторяет последние строчки: «Мы ходили, дружок, на врага и его одолели!».)
Воспитатель. На какого врага ходил боец, и когда это было?
Эта война была жестокая, принесшая нашей стране большие разрушения и много горя. Кто из вас что-то знает о ней – слышал от взрослых, видел в кино по телевизору? (Заслушивает, уточняет, дополняет ответы детей.)
Воспитатель. «Мы ходили, дружок, на врага и его одолели!» – говорится в стихотворении. Ребята, а когда закончилась война? (Заслушивает ответы детей.)
Воспитатель. Война закончилась девятого мая. И этот день – девятое мая – стал в нашей стране великим праздником – Днем Победы! (Включает песню «День Победы» Д.Тухманова. Дети прослушивают первый куплет.)
Воспитатель. Ребята, кто из вас может рассказать, как отмечают люди этот праздник? (Заслушивает рассказы детей, иллюстрирует их фотографиями, рисунками.)
На земле нашей родины после войны осталось много братских могил. (Показывает фотографии обелисков.) Вглядитесь в эти фотографии, и вы обязательно увидите живые цветы. Эти цветы – знак нашей памяти и глубочайшей благодарности тем, кто в боях отстаивал нашу Родину и погиб за неё.
Воспитатель. Послушайте ещё одно стихотворение Т.Белозеровой «Майский праздник День Победы». (Повторяет первые строчки.)
Воспитатель. Ребята, почему День Победы празднует вся наша страна и как проходит этот праздник у нас?
Дети. Ветераны надевают ордена и медали, рассказывают о том, как воевали, какая это была страшная война, как встречали День победы; те, кто остался жив, встречаются у памятников погибшим, весь народ поздравляет своих освободителей, желает им долгих лет жизни.
Воспитатель. Я хочу предложить вам послушать песню «Журавли», муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова, которая была написана после окончания Великой Отечественной войны, в память о тех, кто не вернулся с войны. И из нашего села ушли на фронт мужчины. Они стали рядовыми, пехотинцами, связистами, артиллеристами, пулеметчиками, танкистами – смелыми защитниками Родины. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями.
Воспитатель. Ребята, а кто такой герой?
Дети. Смелый человек. Тот, кто совершил подвиг.
Воспитатель. Правильно, ребята. Герой тот, кто совершал подвиг, не жалея своей жизни, защищал свою Родину, свой народ.
Физкультминутка «Победа!»
Мы празднуем Победу! (Шагают на месте.)
Салют! Салют! Салют! (Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем)
Кругом цветы весенние (Руки на пояс, повороты туловища)
Цветут, цветут, цветут! (Руки развести в стороны)
Все люди пляшут, празднуют, (Приседания с выставлением ног вперёд)
Поют, поют, поют!
Пусть в мире страны разные (Вдох, круговое движение руками, изображая)
Живут, живут, живут! (Земной шар)
Воспитатель. Посмотрите, ребята, на этот стенд. Здесь вы видите фотографии наших земляков – героев Великой Отечественной войны. А кто такие земляки?
Дети. Земляки – это люди, которые живут или жили в одном селе.
Воспитатель. Нас с вами тоже можно назвать земляками, потому что мы с вами живем в одном селе – Чувашская Бездна.
Ребята, посмотрите. Что это у меня на руках?
Дети. Альбом.
Воспитатель. Да, это альбом, но он не простой. Этот альбом называется «Книга памяти» или же «Асӑну кӗнеки».
Дети, давайте рассмотрим фотографии. Посмотрите на лица этих людей. Большинство воевавших на фронтах Великой Отечественной войны награждены орденами и медалями. (Дети рассматривают фотографии.)
Арсентьев Степан Григорьевич (1918 – 2008)
Уроженец села Чувашская Бездна. До 1936 года учился, работал в колхозе разноробочим. В 1936 году уехал в Магнитогорск. Там работал путеукладчиком. В армию призвали в 1940 году. Служил в Вологодской области и с шагами войны отправили в Ленинградскую область в состав северо-западного фронта. Воевал в качестве сапера-понтонера. Дальний боевой путь пролегал через Литву, Латвию, Калининград. Победу встретил около города Пскова. Сразу был направлен на Дальний Восток. Участвовал в боях против Японии. За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистской Германии и Японии был награжден медалями. «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Возвратился домой в декабре 1946 года.
Дмитриев Михаил Николаевич (1923 – 2009)
Родился в 1923 году в деревне Чувашская Бездна. Учился в школе в 1931 – 1935 гг. С 12 лет работал в колхозе «Молотов». В конце мая 1942 года был мобилизован в действующую армию. Прибыл на станцию Суслонгер, дальше был отправлен в Арзамас, оттуда в Муром. И в августе был в составе Ленинградского фронта. Участвовал в блокаде Ленинграда. После снятия блокады в составе Прибалтийского фронта участвовал в освобождении города Пскова, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии. За храбрость и мужество, героя войны в боях против Фашистской Германии Дмитриев Михаил был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». Имеет знак «В память 250-летию Ленинграда».
Себиков Иван Васильевич (1919 – 1990)
Уроженец села Чувашская Бездна. В армию был призван в 1939 году.
1-е Саратовское танковое училище. С 1940 года по сентябрь 1941года –курсант.
2-е Саратовское танковое училище. IX.1941г. – инструктор, мех-водитель по III. 1943г. Направлен на фронт в 203-й отдельный танковый батальон. С III.1943 г. – командир танка, лейтенант по I 1945 г. В боях за штурм Берлина был тяжело ранен. Имеет награды-медали и ордена, кавалер ордена Отечественной войны I – II степеней.
Воспитатель. Дети, а кто ждал солдат дома? (Ответы детей.)
Воспитатель. Родные и близкие ждали дома солдат. Ждали писем – солдатские треугольники с фронта. В письмах солдаты писали о своей любви к родным, о том, что скоро кончится война, и они вернутся домой.
Продуктивная деятельность. Мы сегодня тоже сделаем ветеранам подарки. Мы подарим им открытки – солдатские треугольники. (На доску помещается образец. Воспитатель показывает последовательность складывания треугольника. Дети украшают готовые треугольники аппликацией.)
Самостоятельная работа детей
Воспитатель. Но не все вернулись с фронта, многие полегли на поле боя. Мы, живущие сейчас, чтим их память и благодарны им за мир, который они отстояли.
Ребята, давайте почтим память всех погибших воинов минутой молчания.
III.Заключительная часть
Воспитатель. Ребята, «Если в вашей семье, на вашей улице, в вашем селе живут ветераны войны, те, кто непосредственно участвовал в боях с фашистами, не забудьте поздравить их с Днём Победы. Скажите им: « С праздником вас! Спасибо за Победу! Большое спасибо!».
Список используемых источников информации
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М., 2019.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.