«Здравствуй, рябинка!»

№ 87

(Экологический проект в младшей группе)

Фирюза АФЗАЛОВА, Ирина МИНГАЗОВА,

воспитатели детского сада №18 «Улыбка» г. Азнакаево  

Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы научим детей любить и беречь природу, то осознание ценности растений (в данном случае дерева рябины) для людей, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.

Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза. Рябинку и другие деревья можно увидеть на участке нашего детского сада, что позволяет детям, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревьями в разное время года.

Объект исследования: рябинка, растущая на участке детского сада.

Предмет исследования: взаимосвязь между произрастанием рябинки на участке и человеческим фактором.

Тип проекта: познавательно-исследовательский. (информационно- познавательный).

Проект: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети 1-й младшей группы, родители.

Цель проекта: формирование экологической культуры детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

– Упражнять детей в правильном произношении звуков [Н]-[Нь], в звукоподражаниях, развивать активную речь.

– Познакомить детей с рябинкой, ее особенностями и строением (корень, ствол, ветки, листья).

– Познакомить с цифрой 2, учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под, учить сравнивать предметы по величине: толстый-тонкий.

– Учить рисовать дерево приёмом ритмичного «примакивания», закреплять цвет листьев. Учить раскладывать готовые листочки, аккуратно намазывать клеем и наклеивать его на дерево. Развивать у детей представления о ценности природы и о том, что нас окружает.

– Продолжить работу по формированию у детей способностей развития игры на основе восприятия окружающей действительности.

– Упражнять в ходьбе колонной по одному, выполняя задание по указанию воспитателя, учить приземляться на полусогнутые ноги.

Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативным развитием, познавательным развитием, художественно- эстетическим развитием, физическим развитием, речевым развитием.

Формы работы: коммуникативная, продуктивная, игровая, трудовая, двигательная, чтение художественной литературы, музыкально- художественная.

Гипотеза: познавательная деятельность детей в ознакомлении с деревом –рябиной должна носить комплексный характер, т. е. включать в себя разнообразные виды деятельности (образовательная, игры, наблюдения, прогулки, целевые прогулки, развлечения, экспериментальную деятельность, а результаты ее должны фиксироваться в художественно-продуктивной деятельности, иначе знания детей останутся поверхностными, неполными).

Этапы проекта:

I этап – подготовительный

1. Выявление проблемы, разработка цели и задач.

2. Составление плана работы ,знакомство и обсуждение с родителями воспитанников.

3. Подбор необходимого материала для разработки проекта: иллюстрации, песни, пословицы, поговорки, загадки о рябине.

4. Изготовление дидактических игр: «Собери листочки», «Угадай, с какого дерева листик?» (гербарий листьев с разных деревьев), «У кого такой листок?».

5. Создание альбома «Деревья нашего участка».

Консультация для родителей «Все о рябине».

II этап – продуктивный

Планирование и проведение организованной деятельности по образовательным областям:

«Познавательное развитие» – целевая прогулка к рябине на участке детского сада (познакомить с деревом, обратить внимание на форму листиков на цвет, ствол, ветви); наблюдение за ветками рябины в вазе; посчитать листики (до 2); учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; сравнивать предметы по величине: толстый-тонкий.

«Социально-коммуникативное» – игровая ситуация «В гости к рябинке» – пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, развивать способность принять на себя роль неодушевлённого предмета. Продолжать знакомить детей со временем года – осень, сбор листочков после ветра.

«Физическая развитие» – утренняя гимнастика «Рябинка», подвижная игра «Кто больше соберет рябиновых листочков», «Листопад», «Раз, два, три к дереву беги»; упражнять в ходьбе колонной по одному, выполняя задания, в прыжках из обруча в обруч, в прокатывании мяча друг другу.

Аппликация – раскладывание готовых листочков разного цвета и размера и наклеивание их на дерево.

«Художественно-эстетическое развитие» – рассматривание картин о рябине, рисование «Рябинка» – рисование листиков и ягод красками (учить рисовать детей красками, активизировать самостоятельные высказывания детей по поводу выполняемой работы: «беру», «рисую»).

«Речевое развитие» – рассматривание альбома «Звуки» (картинки, где есть звуки [Н]-[Нь]), беседы, упражнения.

«Чтение художественной литературы» – чтение стихотворения «Про рябинку», отгадывание загадок о деревьях (выяснить по вопросам, как дети поняли содержание стихотворения), цикл бесед про деревья (рябинка).

«Конструктивно-модельная деятельность» – постройка заборчика из кирпичиков вокруг дерева, скамеечки, стола.

«Познавательно-исследовательская деятельность» – рассматривание деревьев на прогулке, рассматривание картинок, альбома, собранных ранее листьев.

III этап  – обобщающий

Результаты нашей работы: получены результаты в области экологического воспитания детей.

В ходе работы над проектом мы старались обобщать и  знакомить детей в сфере экологического воспитания, поведения в природе не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев.

В период работы над проектом особое внимание уделялось обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.

В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, формировались навыки элементарной исследовательской деятельности.

Итогом проекта «Здравствуй, рябинка» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев, в частности о рябине.

Выводы:

1.Деревья – прекрасные объекты для фенологических наблюдений, в частности, лиственные имеют ярко выраженные сезонные изменения. На примере деревьев могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

2. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

3. Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями.

Мы создали совместно с родителями альбом «Деревья»: дидактические игры о рябине «Найди рябину», «С какого дерева листок?», «Найди два одинаковых листочка» и поделки из рябины.