Занимательная фонетика
Занимательная фонетика
Эльвира ДАУТОВА
учитель начальных классов
Бурметьевской средней школы
Нурлатского района РТ
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: создать условия для повторения и уточнения представлений учащихся о звуках и буквах, ознакомления с правописанием словарных слов; способствовать формированию умения различать звуки и буквы, обозначать звуки буквами на письме, использовать условные звуковые обозначения слов
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания о звуках и буквах русского алфавита; обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор; формировать навыки грамотного письма.
Развивающие:
- развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать свое мнение; развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание, письменную и устную речь;
Воспитывающие:
- привлекать интерес к предмету и любовь к русскому языку; воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, в группе; создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика; предупреждать утомляемость учеников;
Планируемые результаты
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения; давать оценку своим действиям, оценивать результат; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
Умение:
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
- Умение работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий; формулировать вопрос, проблему, затруднение; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные
- Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других; формировать способность взаимодействия, учебного сотрудничества;
Оборудование:
– компьютер учителя; мультимедийный проектор; карточки для работы в паре, в группе.
Ресурсы:
мультимедийная презентация к уроку
- Организационный момент. Мотивация.
– Ребята сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости, давайте поприветствуем их.
– Я вам желаю сегодня быть на уроке внимательными, старательными и активными.
- Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.
– Ребята давайте прочитаем девиз нашего урока:
«Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд…»
(К. Паустовский)
– Константин Гео́ргиевич Паустовский – русский советский писатель, говорил о том, что когда мы произносим разные слова, то слышим что? (разные звуки человеческой речи).
Значит о чем мы с вами будем говорить? (о звуках и буквах)
– Сегодня у нас урок-игра. В ней участвуют две команды. Мы проведём разные конкурсы и игры, которые покажут, чему вы научились, путешествуя по прекрасной стране, которая называется «Звукобуквия». Кто живёт в этой стране? (звуки и буквы)
– Итак мы начинаем.
III Обобщение и систематизация знаний
–Ребята, в начале года, когда мы только начали учиться, для нас мир звуков казался таким загадочным, непонятным, а сейчас мы столько тайн открыли, столько секретов узнали. Давайте, все вместе отправимся в этот мир. В этой стране – стране фонетики живут звуки, знаками звуков на письме являются буквы.
–Добро пожаловать в страну «Звукобуквию»
1.Сколько всего букв в русском алфавите? (33)
–Ребята, кто расскажет алфавит?
Рассказывают алфавит.
–Ребята, почему нужно знать алфавит?
2.Знаете, ребята, у меня в электронном журнале есть список вашего класса, который составлен в алфавитном порядке. Как он составлен вы узнаете сами. Даю вам карточки с вашими фамилиями, а вы постарайтесь расположить свои фамилии в алфавитном порядке (самостоятельная работа групповая, проверка по слайду).
3.А сейчас откройте учебники русского языка стр.138 и найдите значение слова АТЛАС. Дети читают 2 значения, делают вывод , что от ударения зависит значение слова.
–Что такое ударение?
- Предлагаю вам прочитать слова, правильно поставив ударение .
торты банты
включит звонит
конечно скучно
щавель шарфы
скворечник двоечник
- Хорошо, молодцы! Следующее задание «Тонкие и толстые вопросы». На тонкие вопросы вы отвечаете короткой фразой, а на толстые вопросы отвечаете полным предложением
1.Скажите, пожалуйста, в русском языке сколько букв? (33)
- А сколько звуков?(42)
3.Почему звуков больше, чем букв? (потому что некоторые звуки могут быть и мягкими, и твердыми)
4.Чем отличаются звуки от букв?
- На сколько групп делятся звуки? (2)
6.На какие 2 группы делятся звуки (гласные и согласные)
- Сколько гласных звуков? (6)
- Гласные звуки бывают какими? (ударные и безударные)
- Согласные звуки бывают какими (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие,).
6.Ребята, перед вами лежат желтые карточки, на которых записаны буквы, выйдите к доске и найдите свое место.
– Какие звуки называются гласными?
– Какие звуки называются согласными?
7.–Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай звук»
Ободок на голове, участники дают характеристику звуку, ученик должен угадать
Даны буквы О,А,Н,П
8.Следующее игра « 5 шагов»
–назови слова на звук а, о
–называй слова на звук к, я
Физкультминутка.
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут,
То опять плясать начнут.
- Конкурс «Слово – змейка» Работа в группе
Придумать слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова.
Например: годомиракотруд (год, дом, мир, рак, кот, труд).
1-я команда: рак.
2-я команда: рот.
10.Игра «Отгадай, что за птица». Работа в парах
Зачеркните буквы, которые встречаются два раза, а из оставшихся составьте слово, запишите. _________________________________
э | ж | я | з | у | е | м |
ю | ф | р | э | м | ф | а |
в | е | ю | л | я | ь | з |
Игра «Отгадай, что за животное».
Зачеркните буквы, которые встречаются два раза, а из оставшихся составьте слово, запишите._________________
э | в | я | з | у | е | м |
м | ф | р | з | б | ф | э |
л | у | ю | ь | я | ь | д |
11.Конкурс «Зашифрованные слова»
– Посмотрите на доску, на них даны звуковые обозначения слов.
Откройте тетради и напишите слова.
– Вспомните, что некоторые буквы обозначают 2 звука, назовите их (е,ё,я,ю,).
–Какие буквы звуков не обозначают? (ь,ъ)
–Какую работу выполняет ь? (обозначает мягкость согласных звуков)
Задание: Прочитай и запиши слово. Укажи количество букв и звуков в нём.
СЛОВО |
СКОЛЬКО БУКВ? |
СКОЛЬКО
ЗВУКОВ? |
|
[ЛОС’] | |||
[Й’ЭЛ’] | |||
[Р’Э К А] | |||
- Игра. Живые буквы.
Цель. Развитие умения определять последовательность звуков и букв в слове.
Оборудование. Карточки с цветными буквами. (ЛИСА, БИЛЕТ)
– Ученики каждой команды, должны самостоятельно составить слово из букв.
– Построившись в шеренгу, назвать характеристику каждого звука и разделиться на слоги, как работали объяснить алгоритм.
Составить звуковую модель слова, сделать звуко-буквенный анализ слов
IV.Рефлексия
Итог. Рефлексия
Сегодня наше путешествие по стране Звукобуквии подошло к концу. Давайте подведем итог нашего урока.
Ребята, изучение этой темы не завершается на этом уроке, мы продолжим говорить о звуках и буквах и на следующих уроках
- Давайте оценим свою работу на уроке. Если вы считаете, что со всеми заданиями на уроке вы легко справились, то для вас зажёгся зелёный свет, если не всё, то жёлтый. Если было очень трудно, то красный. Встаньте те, для кого зажёгся зелёный свет? …жёлтый? …красный?
А я хочу отметить тех, кто на нашем уроке был особенно внимателен, активен, давал правильные ответы и помогал нам пройти все испытания. Это … Встаньте, пожалуйста.
Молодцы. Благодарю вас за работу. Садитесь.
Ребята, вы были замечательными учениками. Спасибо за урок.