Загадочный помидор

№ 131

(Конспект наблюдения для средней группы)

Эндже АБДРАХИМОВА,

воспитатель средней группы  детского сада № 312 г. Казани

Цель: Расширять и уточнять представления детей об овощных культурах.

Задачи:

  • познакомить детей с особенностями, отличительными чертами помидора;
  • вызвать желание наблюдать за овощем, дать наглядное представление детям о необходимости света и тепла, для полного созревания плода томатов;
  • развивать познавательные и творческие способности детей.

Предварительная работа: Экскурсия с детьми в огород, наблюдение за ростом помидора в открытом грунте, «Загадки об овощах ,  Дид./игры  «Что растет в саду, что в огороде?»,  чтение сказки Д. Родари  «Чипполино».

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций по теме, воспоминания из личного опыта детей, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов через 5 дней.

Материал: муляжи овощей, фруктов, грибов, корзина. плоды зеленых томатов, коробка для хранения овощей.

Ход наблюдения

Воспитатель:

Вот и пришла к нам прекрасная пора — щедрая Осень.  Щедра  она  своими подарками, богатым урожаем. Посмотрите, ребятки,  на эту корзину. Сколько здесь овощей, фруктов, грибов, ягод, золотых  колосьев!

Дети перечисляют овощи и фрукты, ягоды.

Воспитатель: Молодцы, ребятки! А послушайте-ка загадку.

Он на яблочко похож,

В лечо и борще хорош.

Режу я его в салат.

Угадали что? — Правильно томат!

Расскажите про помидор, какой бывает? (форма, цвет, вкус)

Дети отвечают: помидор вкусный, круглый, красный, бурый, алый.

Воспитатель: Верно! Посмотрите, что у меня в руках.

Дети рассматривают (зеленый помидор).

Воспитатель: У меня в руках зеленый помидор.

Скажите, а почему он такой?

Дети предполагают: потому что он не созрел, не поспел.

Воспитатель: Всё верно, он не успел созреть на грядке. С приходом осени стало холодать, солнышко греет все меньше и наш помидор не успел созреть. Что ж теперь делать, как же быть?

Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель: Ребята не расстраивайтесь. Пусть на улице уже прохладно, и моросит дождик, но у нас то в группе тепло и сухо. Мы положим наш зеленый помидор в коробку и будем наблюдать за ним. Что же произойдет? Хотите узнать?

В течение недели ведется наблюдение, фотосъемка, попутно рассказываем интересные факты. Например:

— Родина томатов — Мексика. Индейцы называли их томаты.

— Очень, очень давно помидоры выращивали, как комнатное растение. Их в горшочках привозили к нам.

-А привёз к нам Пётр Первый 180 лет назад. Помидоры не использовали для еды, а служил помидор для украшения жилища.

Придворные дамы украшали свои платья и шляпки цветами и плодами помидор. Называли раньше помидор не овощем, а ягодой.

— Название помидор впервые прозвучало в Италии, в переводе с этого языка оно означает «золотое яблоко».

Заключительный этап наблюдения

Воспитатель. Ребята послушайте загадку- обманку

Был он бледным и зелёным,

А теперь вот – молодец:

Круглолицым стал и красным

Этот сочный …

Правильно Помидор, не огурец! Посмотрите на наш помидор был зеленым, маленьким,

Стал большим да аленьким.

Вспомним, какой он был зеленый, твердый, а теперь он стал каким?

Дети отвечают: красным, спелым, сочный, ярким.

Воспитатель: Почему он покраснел?

Дети отвечают: в тепле он дозрел.

Воспитатель: Все верно! Что же мы будем с ним делать?  А мы передадим его нашему повару и он приготовит  для нас  витаминный салат. Все овощи хороши и полезны!

Пальчиковая игра

Огород

Моя ладошка – огород,  (погладить левую ладошку по кругу  пальцами правой руки)

Здесь много овощей растёт:  (провести по каждому пальцу левой ладошки, начиная с большого, большим пальцем правой руки)

Капуста, репка, чесночок,  (растирать винтовыми движениями пальцы левой руки)

Морковка, лук и кабачок, (начиная с мизинца, обхватывая каждый палец правой)

Редиска, перец, огурец  (сжать пальцы левой руки в кулак)

Хозяин – просто молодец  (поднять вверх большой палец)