Загадочный помидор
№ 131
(Конспект наблюдения для средней группы)
Эндже АБДРАХИМОВА,
воспитатель средней группы детского сада № 312 г. Казани
Цель: Расширять и уточнять представления детей об овощных культурах.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями, отличительными чертами помидора;
- вызвать желание наблюдать за овощем, дать наглядное представление детям о необходимости света и тепла, для полного созревания плода томатов;
- развивать познавательные и творческие способности детей.
Предварительная работа: Экскурсия с детьми в огород, наблюдение за ростом помидора в открытом грунте, «Загадки об овощах , Дид./игры «Что растет в саду, что в огороде?», чтение сказки Д. Родари «Чипполино».
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций по теме, воспоминания из личного опыта детей, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов через 5 дней.
Материал: муляжи овощей, фруктов, грибов, корзина. плоды зеленых томатов, коробка для хранения овощей.
Ход наблюдения
Воспитатель:
Вот и пришла к нам прекрасная пора — щедрая Осень. Щедра она своими подарками, богатым урожаем. Посмотрите, ребятки, на эту корзину. Сколько здесь овощей, фруктов, грибов, ягод, золотых колосьев!
Дети перечисляют овощи и фрукты, ягоды.
Воспитатель: Молодцы, ребятки! А послушайте-ка загадку.
Он на яблочко похож,
В лечо и борще хорош.
Режу я его в салат.
Угадали что? — Правильно томат!
Расскажите про помидор, какой бывает? (форма, цвет, вкус)
Дети отвечают: помидор вкусный, круглый, красный, бурый, алый.
Воспитатель: Верно! Посмотрите, что у меня в руках.
Дети рассматривают (зеленый помидор).
Воспитатель: У меня в руках зеленый помидор.
Скажите, а почему он такой?
Дети предполагают: потому что он не созрел, не поспел.
Воспитатель: Всё верно, он не успел созреть на грядке. С приходом осени стало холодать, солнышко греет все меньше и наш помидор не успел созреть. Что ж теперь делать, как же быть?
Дети предлагают свои варианты.
Воспитатель: Ребята не расстраивайтесь. Пусть на улице уже прохладно, и моросит дождик, но у нас то в группе тепло и сухо. Мы положим наш зеленый помидор в коробку и будем наблюдать за ним. Что же произойдет? Хотите узнать?
В течение недели ведется наблюдение, фотосъемка, попутно рассказываем интересные факты. Например:
— Родина томатов — Мексика. Индейцы называли их томаты.
— Очень, очень давно помидоры выращивали, как комнатное растение. Их в горшочках привозили к нам.
-А привёз к нам Пётр Первый 180 лет назад. Помидоры не использовали для еды, а служил помидор для украшения жилища.
Придворные дамы украшали свои платья и шляпки цветами и плодами помидор. Называли раньше помидор не овощем, а ягодой.
— Название помидор впервые прозвучало в Италии, в переводе с этого языка оно означает «золотое яблоко».
Заключительный этап наблюдения
Воспитатель. Ребята послушайте загадку- обманку
Был он бледным и зелёным,
А теперь вот – молодец:
Круглолицым стал и красным
Этот сочный …
Правильно Помидор, не огурец! Посмотрите на наш помидор был зеленым, маленьким,
Стал большим да аленьким.
Вспомним, какой он был зеленый, твердый, а теперь он стал каким?
Дети отвечают: красным, спелым, сочный, ярким.
Воспитатель: Почему он покраснел?
Дети отвечают: в тепле он дозрел.
Воспитатель: Все верно! Что же мы будем с ним делать? А мы передадим его нашему повару и он приготовит для нас витаминный салат. Все овощи хороши и полезны!
Пальчиковая игра
Огород
Моя ладошка – огород, (погладить левую ладошку по кругу пальцами правой руки)
Здесь много овощей растёт: (провести по каждому пальцу левой ладошки, начиная с большого, большим пальцем правой руки)
Капуста, репка, чесночок, (растирать винтовыми движениями пальцы левой руки)
Морковка, лук и кабачок, (начиная с мизинца, обхватывая каждый палец правой)
Редиска, перец, огурец (сжать пальцы левой руки в кулак)
Хозяин – просто молодец (поднять вверх большой палец)