Загадочный мир цветов

№ 141

(Организованная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе)

Альфира ИЛЬИНА, Гузель ГАРИФУЛЛИНА, Зульфия ФАЙЗУЛЛИНА,

учителя-логопеды детского сада № 18 «Улыбка» г. Азнакаево   

В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Речь нужна всегда. Всем детям приходится учиться, и от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения, поэтому главной задачей взрослых по подготовки детей к школе является развитие речи.

Цель. Обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания и самовыражения ребенка.

Коррекционно-развивающая задачи:

развивать зрительное восприятия через игру «Волшебная труба»;

Развивать координацию слова с движением, темп и ритм речи,  творческое воображение.

развивать грамматический строй речи через умение правильно согласовывать местоимения мой, моя с существительными;

развивать мелкую моторику;

упражнять в правильном дыхании;

коррекционно-воспитательная задача: воспитывать у детей познавательный интерес к родной природе, желание прийти на помощь;

коррекционно-образовательные задачи:

уточнить и расширить представления детей о цветах, строении цветка, местах его произрастания;

продолжать учить детей самостоятельно образовывать относительные прилагательные (комнатные, цветы садовые, полевые, луговые, лесные);

– активизировать и обогащать лексическую сторону речи.

Предварительная работа: наблюдения за цветами; чтение и обсуждения художественных текстов о цветах; отгадывание загадок по лексической теме «Цветы»; разучивание физкультминутки «На полянке по утру».

Оборудование: картинка с изображением вазы с букетом; картинка с изображением строения цветка; волшебная подзорная труба; картинки с изображением цветов: гвоздика, ландыш, тюльпан, колокольчик, ромашка, роза, одуванчик, подснежник; иллюстрации и слайды с изображением леса, луга, сада, теплицы.

Ход занятия

  1. I.                  Организационный момент

(На слайде изображение вазы с букетом.)

Воспитатель. Что изображено на картинке? (Букет.)

Как вы думаете, о чем мы с вами будем беседовать? (О цветах.)

Назовите, какие цветы вы знаете? (Ответы детей.)

Скажите цветы живые или неживые? Они кто или что?

Скажите, а где растут цветы? (На клумбе, в лесу, на лугу, в поле, в магазине, в комнате, на подоконнике и т. д.)

Если цветы растут в комнате, то они какие? (Комнатные.)

Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые.)

Если цветы растут на лугу, то они какие? (Луговые.)

Если цветы растут в поле, то они какие? (Полевые.)

Если цветы растут в лесу, то они какие? (Лесные.)  

II. Основная часть

1. Игра «Я смотрю в подзорную волшебную трубу».

(Вдруг раздается стук в дверь. Почтальон приносит посылку. В ящике лежит разноцветная волшебная труба.)

Воспитатель. Раз это волшебная труба, она поможет нам узнать о цветах много нового, загадочного и интересного.

Посмотрим в волшебную трубу и узнаем, как устроен цветок?

(Дети по очереди смотрят в трубу, наводят на картинку и называют части цветка.)

Воспитатель. В чем заключается магия цветка?

Дети. Утром бутон раскрывается и цветок распускается, он притягивает взгляд, своей красотой, а вечером лепестки закрываются и цветок засыпает.

2. Физкультминутка. «На полянке поутру».

На полянке поутру

Мы затеяли игру

Я – ромашка, ты вьюнок.

Становитесь в наш кружок. (Дети встают в круг, берутся за руки.)

Раз, два, три, четыре, (Делают четыре шага назад, расширяя круг.)

Расплетайте венок шире.

А теперь мы родники,(Бегут по кругу.)

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим, (Раздвигают круг.)

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять, (Смыкают круг.)

Будем в солнце мы играть. (Бегут по кругу.)

Мы — чудесные лучи, (Тянутся на носочках, руки вверх.)

Мы – быстры и горячи. (Прыгают на носочках, руки на поясе.)

3. Игра «Четвертый лишний».

Клевер, береза, василек, колокольчик.

Шиповник, мак, роза, тюльпан.

Фиалка, цикламен, герань, барсук.

4. «Назови цветок».

(У каждого ребенка на столе картинки с цветами.)

Воспитатель. Назовите цветы, используя слова: мой, моя, мои.

5. Чтение текста.

Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ, Василия Бирюкова «Поющий букет».

Шла по лугу девочка Наташа. Букет собирала. Увидела колокольчик, обрадовалась:

Ой, какой хороший! Сорву его.

Набрала разных цветов и домой принесла. Поставила в банку с водой, и радуется.

И вдруг услышала жужжание:

Ж-жуть, ж-жуть. Куда я попал? Тут люди ж-живут.

Букет жужжит и поет, – удивилась Наташа. Осмотрела весь букет, ничего не нашла.

Чудно. Никого нет, а поет.

Еще раз осмотрела. Заглянула в колокольчик, а там жучок сидит.

Вот почему букет пел.

Взяла жучка и выпустила на волю.

Беседа по содержанию.

Куда ходила девочка? (Ответы детей.)

Какие цветы собрала Наташа?

Какой цветок ей понравился больше всех?

Куда поставила букет?

Что услышала Наташа?

Кто жужжал в цветах.

Что Наташа сделала с жучком?

Как бы поступили на её месте.

Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание. Составление графического плана рассказа.  

(Дети составляют план рассказа с наглядной опорой.)

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.

(Дети по цепочке, по одному фрагменту, пересказывают рассказ.)

7. Кроссворд «Цветы».

(На предметных картинках номера: 1 – цинния, 2 – гвоздика, 3 – медуница, 4 – тюльпан, 5 – ландыш, на доске схема кроссворда. Дети вписывают в клетки названия цветов. Затем читают ключевое слово.)

    1. ц   и   н   н   и   я  
  2. г     в   о   з   д   и   к   а  
  3. м     е   д   у   н   и   ц   а
  4. т   ю   л   ь   п   а   н
4. л   а   н   д     ы   ш  

         

III. Заключительная часть

Что нового вы сегодня узнали на занятии?

Что было самое интересное?

Что вам запомнилось?