Зачем люди осваивают космос?

№ 203

(Урок окружающего мира в 1 классе)

Альбина МУСТАФИНА,

учитель начальных классов I квалификационной категории гимназии №1 им. Р.Фахретдина г. Альметьевска

 

Цель: организация деятельности обучающихся по систематизации знаний о космонавтике и космических аппаратах.

Оборудование: учебник (Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс), цветные ракеты, шаблоны ракет для разукрашивания, карточки с заданиями, маленькие планеты, большие планеты, почетные грамоты, смарт-доска, презентация, видеоролик «Про день космонавтики».

Технологическая карта урока

Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Мотивация к учебной деятельности 1 мин. – Здравствуйте, ребята! Cегодня я проведу у вас увлекательный урок окружающего мира.

– Сегодня наш урок мы начнем с девиза. Давайте хором прочитаем его. (Включаю слайд с девизом урока):

Запрещается лениться,

Не болтать и не крутиться,

Лишь учиться и трудится,

В жизни это пригодиться.

– Молодцы!

Приветствуют учителя.

 

 

Хором читают девиз со слайда.

 

II. Актуализация знаний 3 мин. – Ребята, у вас на столах лежат конверты с картинкой вопроса. Откройте их и выполните задание. Можете начинать. Если вы закончите, то поднимите руку.

– Итак, я вижу, что все закончили. Картинки под какими номерами вы обвели?

– Верно, это картинки под номером 1 и 4. Молодцы! А к какому виду водного транспорта относится корабль под номером 1?

– Правильно, он относиться к пассажирским суднам. А к какому виду относиться корабль под номером 4?

– Верно, он относиться к грузовым суднам. Молодцы! Я вижу, что вы хорошо усвоили тему прошлого занятия. Отложите пожалуйста эти конверты в сторону, они нам больше не понадобятся.

Смотрят на доску.

 

Обводят в кружок картинки с водным транспортом.

– Картинки под номером 1 и 4.

 

 

– Это пассажирское судно.

 

– Это грузовое судно.

 

 

Убирают конверты.

III. Выявление места и причины затруднения 2 мин. – Ребята, сейчас я вам буду читать загадки, а вы должны их отгадать.

– Океан бездонный, океан бескрайний, безвоздушный, темный и необычайный. В нем живут вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)

– Верно, это космос.

– Из крылатой пламя льется,

Вверх стремительно несется,

На свидание с кометой,

Остроносая… (ракета).

– Верно, это ракета. Слушаем дальше.

– У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски … (космонавт).

(После каждого правильного ответа на экране появляется отгаданный объект.)

– Молодцы. ребята. Вы правильно отгадали все загадки. Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на нашем уроке?

– Верно, мы будем говорить о космосе. Откройте пожалуйста учебник на стр. 68 и прочитайте полное название темы урока.

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поднимают руку и говорят отгадку загадки.

 

 

 

 

 

 

Говорят свои предположения.

Смотрят на слайд.

 

Читают тему урока со страницы учебника.

IV. Построение проекта выхода из затруднения 2 мин. – Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по бескрайнему и таинственному космосу. Что бы вы хотели узнать во время нашего путешествия?

– Отлично. Цель нашего урока – узнать, зачем космонавты летают в космос и для чего нужны искусственные спутники Земли.

– Чтобы достичь этой цели, нам необходимо решить следующие задачи. Они представлены на слайде:

1. Закрепить понятие «космос».

2. Узнать, что такое искусственные спутники Земли и их предназначение.

3. Узнать историю освоения космоса человеком.

4. Запомнить причины освоения космоса.

– Ну что же, цель мы с вами поставили, составили план. Теперь мы можем начать наше путешествие.

Говорят, что они хотят узнать.

 

 

Смотрят на слайд с целью урока.

 

 

 

Смотрят на слайд с задачами урока.

 

Слушают учителя.

V. Реализация построенного проекта 9 мин. – А сейчас, ребята, мы с вами на разных космических кораблях отправимся в путешествие в далекий космос. Для этого нам надо сформировать экипажи космических кораблей. У каждого экипажа будет своя ракета и капитан. Итак, вы экипаж первого космического корабля. Вот ваша ракета под названием «Восток», выберите себе капитана. Капитан будет ответственным за дисциплину вашей команды. (Делю детей на группы, каждой группе раздаю свою ракету.) Ребята, отправимся в путешествие в группах, давайте повторим правила работы в группе. Какие правила вы уже знаете?

– Молодцы, можете еще раз ознакомиться с этими правилами. Самыми главными из них являются работать всем вместе и работать тихо. (Включаю слайд с правилами работы в группе.)

– Сейчас мы начнём наше путешествие, но для начала скажите мне, откуда начинают свой полет ракеты?

– Верно, с космодрома. Космодром – это станция, откуда стартуют ракеты в космос. У нас с вами тоже есть свой космодром «Байконур». Сейчас мы прикрепим копии ваших ракет к нашему космодрому. (Прикрепляют ракеты к доске.)

– Ну что же, все наши ракеты готовы к взлету. Начинаем обратный отчет. Хором считаем от 5 до 0. Начали. Пять! Четыре! Три! Два! Один! Пуск!

– Итак, ребята, мы с вами в открытом, таинственном и таком большом космосе. Посмотрите, какой он красивый. Здесь много разных звезд, комет, а также есть планеты. Ребята, а как вы понимаете значение слова космос? Поднимаем руку и говорим ответ. (Слушаю ответы детей.)

– Ваши предположения верны. Но давайте посмотрим определение этого слова по толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. (Включаю слайд с определение слова «космос», и прошу одного из учеников прочитать определение):

Космос – вселенная, вся система мироздания, весь мир.

– Спасибо. Ребята, мы с вами приближаемся к нашей первой планете. Кто мне скажет, что это за планета?

– Верно, это планета «Меркурий». Посмотрите, ребята, на ней есть свои жители – меркурианцы. Вот они, машут нам руками.

– Посмотрите, ребята, меркурианцы прислали нам вот такую шкатулку. Какая она красивая. А что же внутри нее? (Открываю шкатулку.)

– Ребята, оказывается, в этой шкатулке задания, которые они нам подготовили. Вы готовы их выполнить?

– Сейчас мы вам их раздадим, а вы внимательно прочитайте задание и выполните его в группе. (Раздаю конверты с заданиями.)

– На выполнение этого задания дается 2 мин. Если вы закончите задание раньше, то сделайте руки домиком.

– Итак, время вышло. Вложите свои ответы обратно в конверт, сейчас мои помощницы соберут их, и мы отправим ваши конверты меркурианцам. (Собираю конверты и вкладываю их обратно в шкатулку.)

– Вашим заданием было прочитать вопрос и подчеркнуть правильный ответ на него. Сейчас мы проверим ваши ответы. Я буду зачитывать вопросы, спрошу у одной группы их ответ, и скажу – правильный он или нет. Капитаны ваших команд должны показать звезду желтого цвета, если ваш ответ совпадает, и показать звезду розового цвета, если ваш ответ не совпадает. (Читаю вопросы задания и спрашиваю у одной из групп их ответ, девочки смотрят на звезды команд и выставляют баллы: если все правильно, то 2 балла, если есть ошибки, то 1 балл.)

– Молодцы, вы отлично справились с заданием меркурианцов. Они прислали нам электронное письмо. (Включаю слайд с письмом и читаю его.) Мы прощаемся с ними и покидаем эту планету.

– Ребята, наши ракеты подлетают к самой яркой звезде во вселенной. Кто-нибудь знает, как она называется?

– Эта звезда называется «Сириус». Посмотрите, ребята, вокруг нее летают какие-то аппараты. А как вы думаете, у нас на Земле есть такие?

– Верно, это у нас на Земле тоже есть такие аппараты и называются они искусственными спутниками. Это специальные аппараты, сделанные человеком для наблюдения планет из космоса. Посмотрите, как они выглядят. (Включаю слайд с изображением спутника) Они следят за движением облаков, разносят по все Земле телеграммы. Благодаря нам мы можем смотреть телевизор и говорить по телефону. Первый искусственный спутник Земли был запущен 65 лет назад. Представляете, как много времени прошло. Вот как он выглядел. (Включаю слайд с изображением спутника.) Он весил почти 100 килограммов и имел форму шара. Благодаря фотографиям, сделанным его камерой, люди смогли увидеть свою планету из космоса. В наше время разрабатывают современные искусственные спутники. Мы рассмотрели их в начале.

– Ребята, пока мы с вами тут разговаривали, ко мне пришел ящик, отправленный со звезды «Сириус». Давайте откроем его и посмотрим, что же там. (Открываю ящик.)

– Ребята, оказывается те самые спутники, которые летали возле этой звезды, заметили нас и отправили нам задание. Ну что, выполним его?

– Тогда мы сейчас вам раздадим конверты, а вы внимательно прочитайте задание и выполните его. На это задание нам дали 2 мин. Скорее начинайте. Не забываем про знак готовности.

– Итак, ребята, время вышло. Сложите, пожалуйста, ваши ответы обратно в конверт. Сейчас мы их соберем и обратно отправим на спутник. (Собираю конверты, кладу обратно в ящик и убираю.)

– В этом задании вам необходимо было соединить началу и конец предложения. За время, пока вы делали задание, со спутника мне на почту прислали правильные ответы, давайте сверим их с вашими. (Включаю слайд с правильными ответами и обсуждаю с детьми их ответы.)

— Если вы правильно сделали все задание, то капитаны ваших ракет должны показать желтую звезду, если же у вас есть ошибки, то капитан должен показать розовую звезду. (Члены жюри смотрят на ответы капитанов и выставляют баллы: если все правильно, то 2 балла, если есть ошибки, то 1 балл.)

– Ну что, ребята, мы успешно справились и с этим заданием. Спутник прислал мне положительный ответ. Пришло время покинуть звезду «Сириус».

Делятся на группы.

 

 

 

 

Получают свои ракеты.

 

 

Выбирают капитана команды.

 

 

 

 

 

Повторяют правила работы в группе.

 

 

 

 

 

 

– С космодрома.

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

Считают вместе с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

Говорят свои предположения.

 

 

 

Один из учеников читает определение слова со слайда.

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

— Меркурий

 

Смотрят на экран.

 

 

 

Смотрят на учителя.

 

 

 

– Да

 

 

 

Получают конверты.

 

 

Выполняют задание.

 

 

Вкладывают листок с ответами в конверт и убирают его.

 

 

Слушают учителя.

 

Один участник группы говорит их ответ.

 

Капитаны команд показывают звезды определенного цвета.

 

 

 

 

 

Смотрят на экран и слушают учителя.

 

Высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя и смотрят на экран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят на фотографии современных спутников.

 

 

 

 

Смотрят на ящик.

 

 

 

 

– Да.

 

Получают конверт и выполняют задание.

 

 

Отдают конверт  с ответами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверяют свои ответы.

 

 

 

Капитаны команд показывают звездочки определенного цвета.

 

 

 

Слушают учителя.

Физкультминутка 1 мин. – Ребята, мы с вами приземлились на новой, еще не изученной планете «Разминайка». Жители этой планеты всегда делают зарядку. Вот и для нас они придумали физкультминутку. Сейчас мы с вами выполним ее, так как космонавты должны быть сильными. Аккуратно встаньте со своих мест и отойдите немного от парт. Я показываю, а вы повторяете за мной.

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны.)

Начинаем тренировку, (Наклоны вперед.)

Чтобы сильным стать и ловким.

Ждет нас быстрая ракета (Приседают.)

Для полета на планету.
Отправляемся на Марс. (Кружатся.)

Звезды в гости ждите нас.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост (Руки назад, в стороны.)

И поднимется до звезд. (Тянемся вверх.)

–Молодцы. Садимся аккуратно на свои места.

Повторяют движения физкультминутки за учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся на свои места.

VI. Реализация построенного проекта 10 мин. – Продолжим наше путешествие. И вот следующая наша планета, кто мне скажет, как она называется?

— Верно, это планета Марс. А кто знает, как называются обитатели Марса?

– Верно, марсиане. Ой, посмотрите, мы только сказали про них, а они уже тут. Мне кажется, или один из них хочет дать нам письмо. Давайте прочитаем его. Ребята, это не просто письмо, а аудиописьмо. Давайте же быстрее прослушаем его. (Включаю слайд с аудиописьмом.)

– Очень необычный голос, правда?

– Ребята, оказывается, марсиане хотят нас познакомить с техникой, которая есть на их планете. Вы хотите с ней познакомиться?

– Тогда давайте же начнем. (Включаю слайд с космическими станциями, луноходами и другой техникой и описываю ее.)

– Очень интересная техника, не так ли?

– Ребята, но точно такие же луноходы, космические станции изобретают и на нашей земле. Например, кто знает, что это за станция?

– Верно, это космическая станция. Но это не просто космическая станция, а международная космическая станция «Мир», которую разработали наши соотечественники. Вот как она выглядит снаружи и изнутри. Она является домом космонавтов. Вот эти части станции, похожие на крылья, выполняют функцию «домашней электростанции» (Включаю слайд с изображением станции и показываю ее части.) На этой станции наши земляки изучают нашу планету, исследуют ее климат. Делают они это для того чтобы узнать, как невесомость влияет на организм человека. Также они передают нам информацию о погоде, ухаживают за растениями, которые имеются в станции.

– Ребята, у меня появился ещё один ящик. Интересно, откуда же он? Вы представляете, в этом ящике находятся конверты от марсианей. Они тоже отправили нам задание.

Сейчас мы вам его раздадим. (Раздаю конверты.) Скорее открывайте конверт и выполняйте задание, потому что они дали всего полторы минуты на это задание.

– Время вышло. Вложите свои ответы в конверт. Соберу ваши конверты. (Собираю конверты и   отправляю ящик обратно.) Давайте проверим ваши ответы. Марсиане отправили мне письмо с правильными ответами. Сейчас мы откроем его и сверим ваши ответы.  (Включаю слайд с правильными ответами.)

– Если вы правильно соотнесли все картинки, то капитаны ваших ракет должны поднять желтую звезду, если же у вас есть ошибка, то розовую. (Студентки смотрят на ответы капитанов и выставляют баллы: если все правильно, то 2 балла, если есть ошибки, то 1 балл.)

– Молодцы, ребята. Марсиане выражают нам благодарность за то, что вы внимательно слушали их рассказ. Ну а мы говорим им спасибо за интересную информацию и летим дальше по бескрайнему и таинственному космосу.

– Посмотрите, ребята, какая это планета?

– Верно, Это – планета-гигант  Юпитер. Ребята, жители этой планеты – юпитерианцы. Вот они.  (Включаю соответствующий слайд.)

– Ах, посмотрите, ребята, они прислали нам воздушный шар с корзинкой. Давайте же посмотрим, что в ней находиться. (Достаю с корзинки диск.)

– Ребята, вы не поверите. Они прислали нам диск с мультфильмом и шкатулку с заданием. Значит, нам надо посмотреть мультфильм и выполнить по нему задание. Как вы думает, мы справимся с ним?

– Мне нравится ваш настрой. Давайте же скорее его включим. Но смотрите его внимательно, запоминайте каждую деталь. (Включаю мультфильм «Про день космонавтики» 1,5 мин.)

– Итак, я надеюсь, что вы все внимательно смотрели мультфильм и отлично выполните задание от юпитерианцев. Сейчас мы вам раздадим конверт. (Раздаю конверты.) На выполнение этого задания нам дано 2 минуты. Можете приступать.

– Время вышло. Вложите свои ответы конверт, сейчас мои помощницы соберут их. Ребята, в корзине лежал конверт с правильными ответами. Сейчас я буду зачитывать предложения с уже ставленым словом, а капитаны вашей команды будут показывать желтую звезду, если у вас такой же ответ, и розовую звезду, если у вас ошибка.

1. Юрий Гагарин – первый человек в мире, который полетел в космос.

2. Гагарин облетел всю планету за 108 минут.

3. Первых собак, полетевших в космос, звали Белка и Стрелка.

4. В космосе побывало уже 565 космонавтов. (Подсчитав количество ответов, выставляю баллы: если всё правильно, то 2 балла, если есть ошибки, то 1 балл.)

– Молодцы! Вы хорошо справились и с этим очень интересным заданием от юпитерианцев. Летим дальше.

 

 

– Марс.

 

 

– Марсиане

 

 

 

Смотрят на слайд и слушают аудио-письмо.

 

 

– Да.

 

 

 

– Да.

 

Смотрят на слайды с техникой .

– Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

Смотрят на слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят на учителя.

 

 

 

Получают задания и выполняют их.

 

 

 

Отдают конверты.

 

 

Проверяют свои ответы.

 

 

 

 

 

Капитаны показывают звезды определенных цветов.

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

– Юпитер.

 

 

 

Смотрят на учителя.

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

– Да.

 

 

Смотрят мультфильм.

 

 

 

 

 

Получают конверты.

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

Отдают конверты с правильными ответами.

 

Слушают учителя.

 

 

Капитаны команд показывают звезды соответствующего цвета.

 

 

 

 

Слушают учителя.

VII. Первичное закрепление 4 мин. – Какая же планета ожидает нашего прилета?

– Верно, это планета с кольцом Сатурн. А кто знает, из чего состоит кольцо Сатурна?

–Кольца Сатурна, преимущественно, состоят изо льда. Ребята, мне кажется или к нам летит какая-то часть этого кольца. Верно, к нам прилетел кусочек льда. (Достаю «кусок льда» и трясу его.)

– Ребята, там внутри что-то есть. Давайте посмотрим. (Открываю шкатулку, в виде куска льда.)

– Здесь какое-то письмо. Что же там написано. (Открываю письмо и читаю его.)

– Ребята, это совсем необычное задание. Это испытание для капитанов наших ракет. Я попрошу капитанов каждой команды выйти к доске. Здесь написаны вопросы, которые я должна задать капитанам. Если никто из капитанов ракет не знает ответа, то члены его экипажа могут ему помочь – поднять руку и ответить за него. Каждому капитанупо одному вопросу. Я начинаю:

1. Как называется наша галактика?

2. Чем является Луна?

3. Что такое «искусственный спутник Земли»?

4. Как называется дом космонавтов в космосе?

5. Кто был первым космонавтом, вышедшим в открытый космос?

6. Как назывался корабль, на котором он полетел?

7. Как звали первых собак, побывавших в космосе? (Начисляю баллы за правильные ответы.)

– Молодцы! Вы доказали своё звание капитанов ракет. Может садиться на места. Ну а мы отправляем этот кусок льда обратно и лети дальше.

 

– Сатурн.

Высказывают свои предположения.

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают объяснение задания учителем.

 

 

 

 

 

Капитаны команд выходят к доске и отвечают на вопросы учителя. Остальные ученики помогают им.

 

 

 

 

 

Садятся на места.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 3мин – Ребята, кто мне скажет, что это за планета?

– Верно, ребята, это не планета, а естественный спутник нашей Земли – Луна. А кто у нас живет  на Луне?

– Правильно, лунатики. И эти самые лунатик, отправили нам вот такую шкатулку. Вы хотите узнать, что там?

– Ребята, здесь задания для каждого из вас. Лунатики хотят проверить наши знания про космос. Ну что, вы готовы показать им свои знания?

– Тогда, мы сейчас раздадим вам каждому конверт, а вы, не мешая другим должны выполнить задание от лунатиков. (Раздаю конверты с заданиями каждому ученику.) На это задние у вас есть ровно 1 мин. При выполнении задания вы можете использовать атлас.

– Время закончилось. Лунатики прислали нам правильные ответы. Проверьте, пожалуйста, свои ответы с ними. (Включаю слайд с правильными ответами.)

Теперь каждый из вас покажите желтую звезду, у кого все ответы правильные и покажите розовую звезду, у кого есть ошибка. (Считаю количество участников команд, которые ответили правильно на вопросы и начисляем баллы; если все участники команды ответили на вопросы правильно, то 2 балла, если есть участники, у которых были ошибки, то 1 балл.)

– А теперь вложите свои ответы обратно в конверт и соберите их в середину стола вашего экипажа ракеты. (Собираю конверты и кладу их в ящик.)

– Ребята, лунатики прислали нам вот такую фотографию. Это значит, что вы все большие молодцы и можем лететь к нашей последней планете.

– Это не планета, а Луна.

 

 

– Лунатики.

 

 

– Да.

 

 

 

 

– Да.

 

 

Выполняют самостоятельную работу.

 

 

 

 

Проверяют свои ответы.

 

 

Показывают звезды определенного цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдают конверт с ответами.

IX. Включение нового знания  в систему знаний 3мин – Ребята, на какую планету мы прилетели?

– Вено, это самая далекая от солнца карликовая планета Плутон. А почему ее так называют?

– Верно, потому что она очень маленькая. И жители этой планеты тоже очень маленькие и они прислали нам очередную шкатулку. Что же в ней находится? (Открываю шкатулку и показываю что там.)

– Ребята, плутонята отправили нам кроссворд. Давайте скорее решим его. Сейчас мы каждой группе раздадим конверт с кроссвордом. (Раздаю кроссворд.) У вас есть ровно 2,5 мин., чтобы решить его. Приступайте е к заданию.

– Ну что, время закончилось. Вложите свои кроссворды обратно в конверт и отдайте его моим помощницам.

– Плутонята отправили мне на посту сообщение с ответами кроссворда. Давайте же скорее проверим, правильно вы решили его или нет.   (Включаю слайд с вопросами и решенным кроссвордом и обсуждаю его с детьми. В это время члены жюри проверяют ответы детей и выставляют баллы.)

– Молодцы! Я вижу, что вы хорошо усвоили тему урока, и правильно решили кроссворд плутонят. Ребята, это была наша последняя планета, теперь мы летим домой, на нашу родную и любимую Землю.

 

– Плутон

– Потому что она очень маленькая.

 

 

 

Смотрят на шкатулку.

 

 

Получают конверт и решают задание.

 

 

 

 

Отдают конверты.

 

 

 

 

Проверяют свой кроссворд вместе с учителем.

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

X. Рефлексия учебной деятельности 2 мин. – Наше путешествие подошло к концу. Мы облетели весь космос. Побывали на разных планетах. Познакомились с их жителями и решили абсолютно все задания от их них. Ребята, как вы думаете достигли ли мы нашей цели. Я напомню, что наша цель была –узнать, зачем космонавты летают в космос и для чего нужны искусственные спутники Земли. Скажите, для чего же все такие космонавты летают в космос?

– Молодцы! Вы смогли ответит на главный вопрос нашего урока. А все ли пункты плана мы выполнили?

– Верно, мы выполнили все пункты нашего плана. Сейчас я хочу попросить вас оценить свою работу на уроке. У вас у каждого есть свои звездочки. Покажите, пожалуйста, желтую звезду, если на уроке вы работали активно и тему уроку вы усвоили хорошо, и покажите розовую, если тему урока вы не поняли. (Если кто-то из детей плохо усвоил тему, то выясняю, что именно он не понял.)

– А сейчас, я попрошу капитанов каждой команды выйти к доске для награждения вашего экипажа ракеты почетной грамоты. (Награждаю капитанов команд грамотамию)

– Давайте похлопаем друг другу. Я хочу сказать, что вы сегодня все работали активно и показали, что вы можете стать настоящими профессиональными космонавтами. теперь у вас даже есть значки настоящих космонавтов и грамоты.

– До свидания и всем хорошего дня!

Вместе с учителем подводят итоги урока.

 

 

 

 

– Чтобы проводить исследования, изучать нашу Землю.

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

Показывают звездочки.

 

 

 

Капитаны команд выходят к доске и получают грамоты.

 

 

 

Прощаются с учителем.