Зачем человек трудится?
№ 110
(Урок окружающего мира во II классе)
Гульнара НУРИЕВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №161 г. Казани
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: проблемно-диалогическая.
Основные термины, понятия: профессия, трудовая.
Планируемые результаты:
личностные: воспитание духовно-нравственных качеств: осознание необходимости труда, уважение к людям различных профессий;
регулятивные: осуществлять самоконтроль, овладевать умением прогнозировать, адекватная самооценка, умения организовать самоконтроль и самопроверку;
коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
познавательные: способность применять для решения учебных и практических задач, различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
предметные:
– осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
– обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе;
– познакомить ребят с некоторыми видами профессий;
– показать значение трудовой деятельности;
– воспитывать уважительное отношение к труду, людям разных профессий.
Оборудование: учебник Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир», карточки с надписями принадлежащие к различным профессиям, картинки профессии, атрибуты профессии, презентация.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Прим. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Органи-зационный момент
1 мин. |
1 сл. «Урок окр.мира» | – Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я, меня зовут Гульнара Нурисламовна.
– Ребята, сегодня мы с вами будем работать на основе командной деятельности. У вас на партах есть карточки, это карточка называется МЕНЕДЖ МЭТ, на нем указан номер вашего участника команды. Давайте посмотрим, все нашли себя? Участник №1, поднимите руку вверх, спасибо, №2, №3, №4? И здесь же нумерация столов. – Пожелаем хорошего настроения друг другу. Партнеры по плечу, повернитесь друг к другу и передайте тепло ваших сердец с помощью ваших ладошек, а теперь повернитесь к партнеру по лицу и поделитесь своим хорошим настроением. Ребята, у нас на уроке гости, передайте им хорошее настроение – улыбнитесь. – Мы сегодня работаем в команде. – Как вы думаете, что нам поможет успешно справиться со всеми заданиями?
|
Проверка готовности учебных принадлежностей. Приветствие партнеров.
–Дружба, сплоченность, взаимовыручка, умение слушать друг- друга. |
|
II. Проверка домашнего задания Актуализа-ция знаний (фаза вызова) (Прием критического мышления кубик Блума
3 мин. |
– Ребята, вспомним то, что знаем, то что узнали на прошлом уроке. Предлагаю вам игру в кубики. Я бросаю кубик участнику №1, выпавшая грань укажет, какого типа вопроса можно задать. Вы обсуждаете ответ в группе 5 секунд, отвечает участник №4.
Если не могут ответить, можно ответить из другого стола, слушаем внимательно. — Как называется наша страна? – Как ты понимаешь пословицу: «Чужбина – калина, а родина – малина»?
– Придумайте слова близкие по значению слову «Родина». – Почему мы часть Родины называем родным краем?
– Предлагаю продолжить пословицу Родная сторона – мать, а …
– Какие достопримечательности есть в нашем городе? – С каждым годом наш город становится все краше .Благодаря кому появились эти красивые сооружения? – Да, благодаря людям разных профессии.
|
Назови
Объясни – Её смысл в том, что на родине сладко, хорошо, а на чужбине — горько, плохо. Придумай. – Отчизна. Отечество
Почему – Россия – наша большая Родина. Но у каждого есть свой родной край, где он живет, работает учится, встречается с родными и друзьями.
Предложи
Умей за нее постоять.
Поделись
– Благодаря строителям, каменщикам…
|
Личностные УУД:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: осуществление познавательной и личностной рефлексии. Познавательные УДД: извлекать информацию представленную в разных формах. Коммуникативные,регулятивные, познавательные УУД: выполнять различные роли в группе, участвовать в диалоге, уметь слушать других и отстаивать свою точку зрения, Ориентироваться в учебнике. Презентовать свою работу. Оценивать работу всей группы. Регулятивные УУД: слушать, понимать, выполнять предложенное задание. |
|
III. Поста-новка целей и задач. Мотивация
2 мин. |
– Ребята, спасибо за ответы. Вашему вниманию предлагаю видеоролик.
– Ребята, скажите, пожалуйста, почему же Нюша такая несчастная? – А Кроше почему не скучно? – Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? – Сегодня мы на уроке выясним. зачем человек трудиться. |
Смотрят сюжет, высказывают свои предположения.
– Она лентяйка, ничего не делает.
– Мы будем говорить о труде
– На уроке сегодня мы будем говорить о труде, о людях труда |
Регулятивные УДД:
прогнозируют область знаний. |
|
IV. Работа над новым материалом
(фаза осмысления) 5 мин. |
– У каждого участника на партах лежат карточки со словами, поднимите их на вверх, покажите друг-другу, спасибо.
– Внимательно послушайте следующее задание: по моему сигналу вы все должны будете встать, показать друг другу слова и двигаясь по классу, общаясь между собой создать некие группы слов, но принцип построения вы выбираете сами. Вы должны помнить, что время на задание ограничено. У вас на работу 2 мин. – Тихонечко встаньте, задвиньте стульчики, пройдите в центр класса. Через 2 минуты я хочу увидеть группы. Начали. – Поднимите, пожалуйста карточки. Почему вы объединились?
– Ребята, произошло небольшое чудо, теперь вы новая команда, рассаживаемся. – Скажите, это все профессии, которые есть на свете? – Конечно нет, на свете много интересных профессий. А следующее задание поможет нам вспомнить еще больше профессий. – Я покажу вам букву, а вы назовете профессию человека на эту букву.
– Оказывается, профессий на земле много. Со многими из них мы незнакомы. Их так много, что перечислить все невозможно.
|
– Объединились, по словам, которые, подходят к той или иной профессии
– Нет.
А – аптекарь, архитектор; Б – бетонщик, булочник; В – врач, водитель; Г – геолог. Д – доярка; Е – егерь; Ж – жестянщик; З – закройщик, землекоп; И – историк.
|
Познавательные УУД:
развитие умения извлекать информацию из текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Ориентироваться в словаре, находить ответы на вопросы.
|
|
Физми-
нутка (ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР)
2 мин. |
– Ребята, перед вами лежат атрибуты профессии, наденьте их. Определите, к какой профессии они относятся. Участник №1, поднимите руку –доктор. Участник №2 – водитель, участник №3 – строитель. Участник №4 – повар. Предлагаю вам побывать в роли разных профессии. Будем изображать их работу.
Выстройтесь от 1-го до 4-го номера друг за другом. Как только звучит музыка, первый ученик показывает свои движения, все за ним повторяют. Музыка остановилась, четвертый перемещается вперед. Играем! – Молодцы, ребята! Каждый из вас побывал в роли лидера. – Ребята, почему мы говорим о профессиях, когда тема урока про труд? |
– Это труд, которые люди выбирают себе на всю жизнь. |
Регулятивные УУД: слушать, понимать, выполнять предложенное задание. | |
V. Первич-
_ое закрепление (работа с учеб- ником) 5 мин. |
– Нашим знакомым Даше и Егору задали вопрос: «Зачем люди трудятся?» А то, что они ответили мы узнаем прочитав в учебнике на стр. 135.
– Прочитайте в группах рассказ и обсудите. – Помним, время ограничено: 2 мин. – Как вы считаете, правы ли дети?
|
Работают в группах и высказывают мнение группы | Анализировать услышанный текст, доказывать своё мнение, слушать и уважать мнение других, делать вывод. | |
VI. Творчес-кое примене-ние знаний в новой ситуации
(фаза рефлексии) 5 мин |
– Ребята, в начале урока помните, Нюше было очень скучно, она написала письмо и отправила нам. Что же говориться в этом письме?
– Чтобы и вам не было скучно, предлагаю поработать в командах. Создать проект. А до работы предлагаю просмотреть видеоролик. – Зачем трудится человек? Как на этот вопрос ответили герои мультфильма? – Теперь и мы попробуем ответить на этот вопрос – Приступим к созданию проекта. Соберите разрезанные пазлы, чтобы получилась правильная картинка .И из предложенных вариантов подберите ответ к вашей картинке ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ТРУДИТЬСЯ? Защита проекта. Выходит участник №2. И №4. – Ребята, мы ответили на наш вопрос, который поставили в начале урока. |
–Труд дает человеку все необходимое для жизни: жилище, одежду, пищу, предметы быта.
|
Коммуникативные УУД:
анализировать услышанный ответ, доказывать своё мнение, слушать и уважать мнение других, делать вывод.
Личностные и регулятивные УУД: понимать личностный смысл учения, оценивать свою работу на уроке. |
|
VII. Итог.
Оценивание учащихся 2 мин |
– Вы сегодня работали в группах, посмотрите друг на друга, кто из вас в течение урока давал наиболее полные и правильные ответы? Поделитесь мнением в команде и оцените работу каждого из вас на «хорошо» и «отлично». Поднимите руку те, кому поставили «хорошо», давайте поаплодируем им. Теперь встаньте те, кому поставили «отлично».
– Молодцы, вы хорошо поработали на уроке. – Ребята, а какой ваш главный труд? – Зачем вы ходите в школу, зачем учитесь? |
Личностные и регулятивные УУД:
понимать личностный смысл учения, оценивать свою работу на уроке. |
||
VIII. Домашнее задание | – В учебнике вы прочитаете материал по теме «Зачем человек трудится?» с. 135 – 137, в рабочей тетради с. 54.
Любознательным: написать мини сочинение на тему: «Какая профессия нравится мне больше других?»
– Давайте закончим наш урок пожеланиями: Пусть же нас во всех заботах Ждет удача и успех, Чтоб работалось с охотой И игралось без помех! Прозвенит сейчас звонок, Наш закончится урок. Благодарю за урок! |