Зачем человек трудится?

№ 110

(Урок окружающего мира во II классе)

Гульнара НУРИЕВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №161 г. Казани

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: проблемно-диалогическая.

Основные термины, понятия: профессия, трудовая.

Планируемые результаты:

личностные: воспитание духовно-нравственных качеств: осознание необходимости труда, уважение к людям различных профессий;

регулятивные: осуществлять самоконтроль, овладевать умением прогнозировать, адекватная самооценка, умения организовать самоконтроль и самопроверку;

коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

познавательные: способность применять для решения учебных и практических задач, различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

предметные:

– осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

– обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе;

– познакомить ребят с некоторыми видами профессий;

– показать значение трудовой деятельности;

– воспитывать уважительное отношение к труду, людям разных профессий.

Оборудование: учебник Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир», карточки с надписями принадлежащие к различным профессиям, картинки профессии, атрибуты профессии, презентация.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Прим.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Органи-зационный момент

1 мин.

1 сл. «Урок окр.мира» – Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я, меня зовут Гульнара Нурисламовна.

– Ребята, сегодня мы с вами будем работать на основе командной деятельности. У вас на партах есть карточки, это карточка называется  МЕНЕДЖ МЭТ, на нем указан  номер вашего участника команды. Давайте посмотрим, все нашли себя? Участник №1, поднимите руку вверх, спасибо, №2, №3, №4? И здесь же нумерация столов.

– Пожелаем хорошего настроения друг другу. Партнеры по плечу,  повернитесь друг к другу и передайте тепло ваших сердец  с помощью ваших ладошек, а теперь повернитесь к партнеру по лицу  и поделитесь своим хорошим настроением. Ребята, у нас на уроке гости, передайте им хорошее настроение – улыбнитесь.

– Мы сегодня работаем в команде.

– Как вы думаете, что нам поможет успешно справиться со всеми заданиями?

 

 

Проверка готовности учебных принадлежностей. Приветствие партнеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–Дружба, сплоченность, взаимовыручка, умение слушать друг- друга.

 
II. Проверка домашнего задания Актуализа-ция знаний (фаза вызова) (Прием критического мышления  кубик Блума

3 мин.

  – Ребята, вспомним то, что знаем, то что узнали на прошлом уроке. Предлагаю вам игру в кубики. Я бросаю кубик участнику №1, выпавшая грань укажет, какого типа вопроса можно задать. Вы обсуждаете ответ в группе 5 секунд, отвечает участник №4.

Если не могут ответить, можно ответить из другого стола, слушаем внимательно.

— Как называется  наша страна?

– Как ты понимаешь пословицу: «Чужбина – калина, а родина – малина»?

 

– Придумайте слова близкие по значению слову «Родина».

– Почему мы часть Родины называем родным краем?

 

 

 

 

– Предлагаю продолжить пословицу

Родная сторона – мать, а …

 

– Какие достопримечательности есть в нашем городе?

– С каждым годом наш город становится все краше .Благодаря кому появились эти красивые сооружения?

– Да, благодаря людям разных профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назови

 

Объясни

– Её смысл в том, что на родине сладко, хорошо, а на чужбине — горько, плохо.

Придумай.

– Отчизна. Отечество

 

Почему

– Россия – наша большая Родина. Но у каждого есть свой родной край, где он живет, работает учится, встречается с родными и друзьями.

 

Предложи

 

 

Умей за нее постоять.

 

Поделись

 

 

– Благодаря строителям, каменщикам…

 

Личностные УУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УДД:

извлекать  информацию представленную в разных формах.

Коммуникативные,регулятивные, познавательные УУД: выполнять различные роли в группе, участвовать в диалоге, уметь слушать других и отстаивать свою точку зрения,

Ориентироваться в учебнике.

Презентовать свою работу.

Оценивать работу всей группы.

Регулятивные УУД: слушать, понимать, выполнять  предложенное задание.

III. Поста-новка целей и задач. Мотивация

2 мин.

  – Ребята, спасибо  за ответы. Вашему вниманию предлагаю видеоролик.

– Ребята, скажите, пожалуйста, почему же Нюша такая несчастная?

– А Кроше почему не скучно?

– Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

– Сегодня мы на уроке выясним.  зачем человек трудиться.

Смотрят сюжет, высказывают свои предположения.

 

– Она лентяйка, ничего не делает.

 

 

 

 

– Мы будем говорить о труде

 

 

– На уроке сегодня мы будем говорить о труде, о людях труда

Регулятивные УДД:

прогнозируют область  знаний.

IV. Работа над новым материалом

(фаза осмысления) 5 мин.

  – У каждого участника  на партах лежат карточки со словами, поднимите их на вверх, покажите друг-другу, спасибо.

– Внимательно послушайте следующее задание: по моему сигналу вы все должны будете встать, показать друг другу слова и  двигаясь по классу, общаясь между собой создать некие группы слов, но принцип построения вы выбираете сами. Вы должны помнить, что время на задание ограничено. У вас на работу 2 мин.

– Тихонечко встаньте, задвиньте стульчики, пройдите в центр класса. Через 2 минуты я хочу увидеть группы. Начали.

– Поднимите, пожалуйста карточки. Почему вы объединились?

 

– Ребята,  произошло небольшое чудо, теперь вы новая команда, рассаживаемся.

– Скажите, это все профессии, которые есть на свете?

– Конечно нет, на свете много интересных профессий. А следующее задание поможет нам вспомнить еще больше профессий.

– Я покажу вам букву, а вы назовете профессию человека на эту букву.

 

– Оказывается, профессий на земле много. Со многими из них мы незнакомы. Их так много, что перечислить все невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Объединились, по словам, которые, подходят к той или иной профессии

 

 

 

 

 

 

– Нет.

 

 

 

 

 

А – аптекарь, архитектор; Б – бетонщик, булочник; В – врач, водитель; Г – геолог. Д – доярка; Е – егерь; Ж – жестянщик; З – закройщик, землекоп; И – историк.

 

 

Познавательные УУД:

развитие умения извлекать информацию из текстов.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентироваться в словаре, находить ответы на вопросы.

 

 

Физми-

нутка

(ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР)

 

 

2 мин.

  – Ребята, перед вами лежат атрибуты профессии, наденьте их. Определите, к какой профессии они относятся. Участник №1, поднимите руку –доктор. Участник №2 – водитель, участник №3 – строитель. Участник №4 – повар. Предлагаю вам побывать в роли разных профессии. Будем изображать их работу.

Выстройтесь от 1-го до 4-го номера друг за другом. Как только звучит музыка, первый ученик показывает свои движения, все за ним повторяют. Музыка остановилась, четвертый перемещается вперед. Играем!

– Молодцы, ребята! Каждый из вас побывал в роли лидера.

– Ребята, почему мы говорим о профессиях, когда тема урока про труд?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Это труд, которые люди выбирают себе на всю жизнь.

Регулятивные УУД: слушать, понимать, выполнять  предложенное задание.
V. Первич-

_ое закрепление (работа с учеб-

ником)

5 мин.

  – Нашим знакомым Даше и Егору задали вопрос: «Зачем люди трудятся?» А то, что они ответили мы узнаем  прочитав в учебнике на стр. 135.

– Прочитайте в группах рассказ и обсудите.

– Помним, время ограничено: 2 мин.

– Как вы считаете, правы ли дети?

 

Работают в группах и высказывают мнение группы Анализировать услышанный текст, доказывать своё мнение, слушать и уважать мнение других, делать вывод.
VI. Творчес-кое примене-ние знаний в новой ситуации

(фаза рефлексии) 5 мин

  – Ребята, в начале урока помните, Нюше было очень скучно, она написала письмо и отправила нам. Что же говориться в этом письме?

– Чтобы и вам не было скучно, предлагаю  поработать в командах. Создать проект. А до работы предлагаю просмотреть видеоролик.

– Зачем трудится человек? Как на этот вопрос ответили герои мультфильма?

– Теперь и мы попробуем ответить на этот вопрос

– Приступим  к созданию проекта. Соберите разрезанные пазлы, чтобы получилась правильная картинка .И из предложенных вариантов подберите ответ к вашей картинке ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ТРУДИТЬСЯ?

Защита проекта. Выходит участник №2. И №4.

– Ребята, мы ответили на наш вопрос, который поставили в начале урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–Труд дает человеку все необходимое для жизни: жилище, одежду, пищу, предметы быта.

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

анализировать услышанный ответ, доказывать своё мнение, слушать и уважать мнение

других, делать вывод.

 

Личностные и регулятивные УУД:

понимать личностный смысл учения, оценивать свою работу на уроке.

VII. Итог.

Оценивание учащихся

2 мин

  – Вы сегодня работали в группах, посмотрите друг на друга, кто из вас в течение урока давал наиболее полные и правильные  ответы? Поделитесь мнением в команде и оцените  работу каждого из вас на «хорошо» и «отлично». Поднимите руку те, кому поставили «хорошо», давайте поаплодируем им. Теперь встаньте те, кому поставили «отлично».

– Молодцы, вы хорошо поработали на уроке.

– Ребята, а какой ваш главный труд?

– Зачем вы  ходите в школу, зачем учитесь?

  Личностные и регулятивные УУД:

понимать личностный смысл учения, оценивать свою работу на уроке.

VIII. Домашнее задание   – В учебнике вы прочитаете материал по теме «Зачем человек трудится?» с. 135 – 137, в рабочей тетради с. 54.

Любознательным: написать мини сочинение на тему: «Какая профессия нравится мне больше других?»

 

– Давайте закончим наш урок пожеланиями:

Пусть же нас во всех заботах

Ждет удача и успех,

Чтоб работалось с охотой

И игралось без помех!

Прозвенит сейчас звонок,

Наш закончится урок. Благодарю за урок!