Ёжик в гости приходил
(Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в средней группе)
Наталья ДАНИЛОВА,
учитель-логопед I квалификационной категории детского сада №14 «Сказка» г. Нурлат
Цель занятия: создать условия для успешного развития речи через образовательную и игровую деятельность с применением игровых технологий.
Задачи:
– развивать речевые умения детей в рамках темы «Фрукты»;
– совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
– расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия фруктов, научить различать овощи и фрукты;
– развивать подвижность артикуляционного аппарата;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать плавный, целенаправленный выдох;
– побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова;
– формировать умение детей согласовывать движения с текстом;
– понимать и выполнять словесную инструкцию;
– развивать зрительное восприятие и память;
– развивать мелкую моторику рук;
– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к окружающей среде;
– создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
Предварительная работа: познакомить детей с упражнениями артикуляционной гимнастики, с правилом плавного выдоха.
Оборудование: авторская игрушка Ёжик, корзина с муляжами фруктов, дидактическое пособие «Артикуляционная гусеница Глаша» (авторское), стаканы, плоскостные изображения яблок (дыхательный тренажер) (авторские), шумовые игрушки яблоки (авторское пособие), корзинки, символы «Громко-тихо», муляжи овощей.
Ход занятия
Приветствие (установка на занятие).
Логопед и дети:
Раз, два, три, четыре, пять, (соединяем пальчики)
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем заниматься. («пружинка»)
Раз, два, три, четыре, пять,
Чур, не баловаться. (Предлагаю сесть детям на ковер.)
Логопед. Сегодня у нас в гостях Ёжик. Он принес нам целую корзинку фруктов. Но прежде чем узнать какие фрукты он нам принес и поговорить о них, давайте сначала потренируем наши язычки. А поможет нам в этом гусеница Глаша. Выполняем упражнение артикуляционной гимнастики и прикрепляем картинку на спинку гусенице.
- Упражнение «Лягушка»
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются … Смеются …
А глаза у них, как блюдца.
- Упражнение «Слоник»
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну.
- Упражнение «Бегемот»
Широко откроем рот,
Как зевает бегемот.
- Упражнение «Хомячок»
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
- Упражнение «Лопатка»
Язык лопаткой положи,
И под счет его держи.
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык можно убирать.
- Упражнение «Качели»
На качелях я качаюсь,
Вверх-вниз, вверх-вниз.
И все выше поднимаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
- Упражнение «Лошадка»
Я лошадка – Серый Бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу.
Логопед. Молодцы, ребята! А сейчас давайте посмотрим, что принес нам Ёжик. Послушайте его загадки. (Загадывают загадки, отгадавший ее ребенок, достает фрукт из корзинки.)
Загадки
- Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
- Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша)
- Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос –
Сладок мягкий… (Абрикос)
- Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет… (банан).
- Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
- С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин –
Это спелый … (апельсин).
Логопед. Молодцы, ребята! А что можно приготовить из этих фруктов? Что готовят ваши мамы? (Ответы детей). Наш Ёжик предлагает нам приготовить сок. Какой сок мы приготовим из яблок?
Дети. Яблочный сок. Из груши – грушевый сок, из абрикоса – абрикосовый сок, из лимона – лимонный сок, из апельсина – апельсиновый сок, из банана – банановый сок.
Логопед. Ребята, посмотрите, на наши фрукты напали гусеницы. Давайте спасем наши яблоки. Возьмите и положите на ладошку по одному яблоку и подуйте на гусеницу. Вспомните правило, как мы должны правильно дуть.
Дети. Губы делаем в форме трубочки, во время выдоха щечки не надуваем. (Дети выполняют упражнение на развитие плавного, целенаправленного выдоха.)
Логопед. Какие мы молодцы, все яблоки спасли. А сейчас гусеница Флора нас приглашает к волшебной яблоне. Посмотрите, ребята, сколько под ней яблок. (Пособие «Шумовые яблоки».) Нам нужно собрать их в корзинки. В зеленую корзинку соберем яблочки, которые громко шумят, а в желтую – тихо шумят. (Дети выполняют упражнение.)
Логопед. Молодцы, ребята. Сейчас мы вернемся на коврик. Пока мы собирали яблоки, Ежик приготовил нам новую игру. Давайте с ним поиграем.
Ёжик в гости приходил, (сжимаем – разжимаем кулачки)
Ёжик фрукты приносил. (хлопаем в ладоши)
Посмотри, посмотри, (показываем ладонями на муляжи)
Что тут лишнее? Скажи!
Игра «Четвертый лишний»
(Выкладываем перед детьми три любых фрукта и один овощ, дети должны выбрать, что тут лишнее.)
Логопед. Ребята, как вы здорово сегодня играли. Что вам больше всего запомнилось сегодня? Кому вы об этом расскажите? Какое мы доброе дело сегодня сделали? (Ответы детей.)
Логопед. Пришло время песенки-прощалочки:
Пока, пока, рукою помаши,
Занятие закончилось,
Все детки хороши!