Эту песню мы изучим и споём

  № 186   

(Урок музыки в 6 классе)

Фарида КАРИМОВА,

учитель музыки Нурминской средней школы

Балтасинского района

Цель урока: изучение истории песни «В далёком тревожном военном году»; пропаганда забытой песни о войне.

Задачи:

  1. Развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения в слушании и пении военных песен.
  2. Освоение и повторение знаний о музыке военных лет, выявление особенности музыкального искусства военных лет.
  3. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке и истории.
  4. Развитие патриотизма через музыку, слушательской и исполнительской культуры обучающихся.

 

Технологическая карта урока

№ пп Этапы урока Теоретическая организация этапов Ход урока Вспомогательные материалы
1 Мотивация к учебной деятельности

(1–2 мин)

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Настроить детей на работу, проговаривая с ними план.

Приветствие обучающихся учителем, слушание песни «В далёком тревожном военном году». (Слушание песни исключает проговаривание плана и мотивирует учебную деятельность.) Фонограмма песни
2 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

(5–6 мин)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

 

Учитель строит беседу с учениками для выяснения подхода к теме «Изучение и пение военной песни».

– Здравствуйте, ученики! Мы с вами на уроке музыки, где изучаем музыкальную культуру и её связь с нашей историей. Мы с позитивом приступаем к уроку, и по прослушанной песне вы, наверное, скажете, о чём мы сегодня будем говорить? (Предполагаемые ответы: о музыке, о песне, о войне, о солдатах, о трудных временах в годы войны и т.д.)

– Верно, ребята, мы сегодня поговорим о войне и, так как мы на уроке музыки, о песнях о войне.

 
3 Выявление места и причины затруднения

(2–3 мин)

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Что мы ещё не знаем?»)

Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

– Ребята, а вы хотите спеть песню, которую мы слушали в начале нашего урока? (Ответы: да, конечно.)

– Тогда я предлагаю назвать наш урок «Эту песню мы изучим и споём».

– Ребята, а что мы должны сделать, чтобы изучить и спеть эту песню?

Слайды
4 Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства)

(5–6 мин)

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства.

 

– Какую цель мы с вами поставим на сегодняшний урок? (Ответы: изучить историю создания песни, её авторов и исполнителей, выучить и спеть песню.)

– Правильно, а что для этого необходимо сделать?

(Ответы:

1) поискать в Интернете или книгах материалы об истории песни, о её исполнителях;

2) изучить героев песни по его содержанию;

3) посмотреть слова, послушать мелодию, спеть песню хором.

–  А давайте для этого разделимся на группы, так у нас дело пойдёт быстрее, и мы много успеем сделать. Я хотела бы назвать наши группы композиторами (ставит на стол слово «композитор»), писателями (ставит слово «писатель») и режиссёрами (ставит слово «режиссёр»).

 

Разминка. Учитель предлагает ученикам поработать композиторами, писателями, режиссёрами. Ученики по команде передвигаются по классу, по заранее выданным карточкам занимают места в своей группе.

Учитель снова ставит песню и предлагает маршировать.

Слайды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовые надписи для столов («композитор», «писатель», «режиссёр»), карточки для каждого ученика с такими же надписями, фонограмма песни.

 

 

5 Реализация построенного проекта

(4–5 мин)

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

В процессе первичного закрепления примеры решаются с помощью комментирования (дети громко проговаривают новые правила).

– Мои дорогие, я объясню, почему разделила вас именно на такие группы. Давайте послушаем ваших товарищей; как я знаю, они заранее подготовил маленькое сообщение о нашей песне.

Первый ученик рассказывает о музыкальном искусстве военных лет.

Второй ученик о блокадном Ленинграде, где идёт сюжетная линия песни.

– А я вам скажу, что песня была написана в 1970 году Вадимом Коростылёвым и Исааком Шварцем для кинофильма «Зелёные цепочки». Учитель предлагает посмотреть видеовырезку из кино «Зелёные цепочки».

А теперь выполним задания по группам. Первая группа по интернет-сайту, который уже открыт в ноутбуке на вашем столе, находит информацию о писателе-поэте. Вторая группа в музыкальной энциклопедии ищет информацию о композиторе. Третья группа ищет в Интернете интересные факты о кинофильме. Времени не так много, поработаем дружно и оперативно.

Ученики работают, готовят свои сообщения)

 

 

 

 

 

Слайды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноутбук, энциклопедии

6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(4–5 мин)

На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух. Решение задания, подведение промежуточных итогов.

– Давайте послушаем вас, кто будет отвечать из групп? Слушатели, фиксируйте оценку выступающих на листочках, оценивать их будете вы сами.

3 группы поочерёдно выступают, их информация, по необходимости, дополняется и корректируется учителем.

Также на этом этапе происходит взаимооценка учащихся.

– А скажите мне, что общего между нами и ребятами из этой песни?

(Ответ: они – наши ровесники.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(4–5 мин)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить: всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Правильно, ребята, вы большие молодцы, проделали хорошую работу. Теперь мы вкратце знаем историю создания песни, её героев, также знаем о трудной жизни нашего народа, особенно детей блокадного Ленинграда.

– Сейчас я бы хотела, чтобы вы проиллюстрировали то, что чувствуете. На задание даю немного времени. Вам нужно успеть отметить главную мысль и указать ваше отношение к этой истории.

Ученики рисуют простыми карандашами. Звучит песня, по ходу урока песня слушается несколько раз, мелодия постепенно запоминается.

Учащиеся показывают друг другу свои иллюстрации, делают самооценку и взаимооценку.

– Благодарю, в ваших рисунках мы увидели понимание ужасов тех трудных годов и уважение к своим сверстникам.

 

Листы и простые карандаши для рисования, музыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Включение в систему знаний и повторение

(4–5 мин)

На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.

 

После короткой распевки учитель ставит слайд со словами песни и играет мелодию на музыкальном инструменте. Ученики поют песню «В далёком тревожном военном году».

 

Музыкальный инструмент, слайды
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

(2–3 мин)

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

 

Подводится итог всего урока. Учитель организует диалог.

– Ребята, вам понравился сегодняшний урок?

– Что мы сегодня узнали?

(Ответы:

1. особенности музыки военных лет;

2. о жестоких годах блокадного Ленинграда;

3. историю одной почти забытой песни о войне и др.)

– Ваши дальнейшие пожелания? Всё ли мы сделали?

(Ответы: посмотреть кинофильм «Зелёные цепочки», изучить больше забытых песен о войне, это интересно.)

– Я предлагаю вам учесть эти пожелания уже при выполнении домашнего задания:

1) выучить эту песню;

2) найти и спеть малознакомую песню о войне, 3) самое сложное задание – начать создание проектной работы к какой-либо музыке о войне, которую мы в будущем продолжим.

– Мне бы хотелось, чтобы вы унесли из этого урока чувство патриотизма и преданности своей Родине, в дальнейшем трепетно и уважительно относились к людям тех военных лет, ценили жизнь и дарили добро окружающим.