Эту песню мы изучим и споём
№ 186
(Урок музыки в 6 классе)
Фарида КАРИМОВА,
учитель музыки Нурминской средней школы
Балтасинского района
Цель урока: изучение истории песни «В далёком тревожном военном году»; пропаганда забытой песни о войне.
Задачи:
- Развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения в слушании и пении военных песен.
- Освоение и повторение знаний о музыке военных лет, выявление особенности музыкального искусства военных лет.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке и истории.
- Развитие патриотизма через музыку, слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
Технологическая карта урока
№ пп | Этапы урока | Теоретическая организация этапов | Ход урока | Вспомогательные материалы | |
1 | Мотивация к учебной деятельности
(1–2 мин) |
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Настроить детей на работу, проговаривая с ними план. |
Приветствие обучающихся учителем, слушание песни «В далёком тревожном военном году». (Слушание песни исключает проговаривание плана и мотивирует учебную деятельность.) | Фонограмма песни | |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
(5–6 мин) |
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
|
Учитель строит беседу с учениками для выяснения подхода к теме «Изучение и пение военной песни».
– Здравствуйте, ученики! Мы с вами на уроке музыки, где изучаем музыкальную культуру и её связь с нашей историей. Мы с позитивом приступаем к уроку, и по прослушанной песне вы, наверное, скажете, о чём мы сегодня будем говорить? (Предполагаемые ответы: о музыке, о песне, о войне, о солдатах, о трудных временах в годы войны и т.д.) – Верно, ребята, мы сегодня поговорим о войне и, так как мы на уроке музыки, о песнях о войне. |
||
3 | Выявление места и причины затруднения
(2–3 мин) |
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Что мы ещё не знаем?»)
Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. |
– Ребята, а вы хотите спеть песню, которую мы слушали в начале нашего урока? (Ответы: да, конечно.)
– Тогда я предлагаю назвать наш урок «Эту песню мы изучим и споём». – Ребята, а что мы должны сделать, чтобы изучить и спеть эту песню? |
Слайды | |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства)
(5–6 мин) |
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства.
|
– Какую цель мы с вами поставим на сегодняшний урок? (Ответы: изучить историю создания песни, её авторов и исполнителей, выучить и спеть песню.)
– Правильно, а что для этого необходимо сделать? (Ответы: 1) поискать в Интернете или книгах материалы об истории песни, о её исполнителях; 2) изучить героев песни по его содержанию; 3) посмотреть слова, послушать мелодию, спеть песню хором. – А давайте для этого разделимся на группы, так у нас дело пойдёт быстрее, и мы много успеем сделать. Я хотела бы назвать наши группы композиторами (ставит на стол слово «композитор»), писателями (ставит слово «писатель») и режиссёрами (ставит слово «режиссёр»).
Разминка. Учитель предлагает ученикам поработать композиторами, писателями, режиссёрами. Ученики по команде передвигаются по классу, по заранее выданным карточкам занимают места в своей группе. Учитель снова ставит песню и предлагает маршировать. |
Слайды
Готовые надписи для столов («композитор», «писатель», «режиссёр»), карточки для каждого ученика с такими же надписями, фонограмма песни.
|
|
5 | Реализация построенного проекта
(4–5 мин) |
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. В процессе первичного закрепления примеры решаются с помощью комментирования (дети громко проговаривают новые правила). |
– Мои дорогие, я объясню, почему разделила вас именно на такие группы. Давайте послушаем ваших товарищей; как я знаю, они заранее подготовил маленькое сообщение о нашей песне.
Первый ученик рассказывает о музыкальном искусстве военных лет. Второй ученик о блокадном Ленинграде, где идёт сюжетная линия песни. – А я вам скажу, что песня была написана в 1970 году Вадимом Коростылёвым и Исааком Шварцем для кинофильма «Зелёные цепочки». Учитель предлагает посмотреть видеовырезку из кино «Зелёные цепочки». А теперь выполним задания по группам. Первая группа по интернет-сайту, который уже открыт в ноутбуке на вашем столе, находит информацию о писателе-поэте. Вторая группа в музыкальной энциклопедии ищет информацию о композиторе. Третья группа ищет в Интернете интересные факты о кинофильме. Времени не так много, поработаем дружно и оперативно. Ученики работают, готовят свои сообщения) |
Слайды
Ноутбук, энциклопедии |
|
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(4–5 мин) |
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух. | Решение задания, подведение промежуточных итогов.
– Давайте послушаем вас, кто будет отвечать из групп? Слушатели, фиксируйте оценку выступающих на листочках, оценивать их будете вы сами. 3 группы поочерёдно выступают, их информация, по необходимости, дополняется и корректируется учителем. Также на этом этапе происходит взаимооценка учащихся. – А скажите мне, что общего между нами и ребятами из этой песни? (Ответ: они – наши ровесники.) |
|
|
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(4–5 мин) |
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить: всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. |
– Правильно, ребята, вы большие молодцы, проделали хорошую работу. Теперь мы вкратце знаем историю создания песни, её героев, также знаем о трудной жизни нашего народа, особенно детей блокадного Ленинграда.
– Сейчас я бы хотела, чтобы вы проиллюстрировали то, что чувствуете. На задание даю немного времени. Вам нужно успеть отметить главную мысль и указать ваше отношение к этой истории. Ученики рисуют простыми карандашами. Звучит песня, по ходу урока песня слушается несколько раз, мелодия постепенно запоминается. Учащиеся показывают друг другу свои иллюстрации, делают самооценку и взаимооценку. – Благодарю, в ваших рисунках мы увидели понимание ужасов тех трудных годов и уважение к своим сверстникам.
|
Листы и простые карандаши для рисования, музыка.
|
|
8 | Включение в систему знаний и повторение
(4–5 мин) |
На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.
|
После короткой распевки учитель ставит слайд со словами песни и играет мелодию на музыкальном инструменте. Ученики поют песню «В далёком тревожном военном году».
|
Музыкальный инструмент, слайды | |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
(2–3 мин) |
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
|
Подводится итог всего урока. Учитель организует диалог.
– Ребята, вам понравился сегодняшний урок? – Что мы сегодня узнали? (Ответы: 1. особенности музыки военных лет; 2. о жестоких годах блокадного Ленинграда; 3. историю одной почти забытой песни о войне и др.) – Ваши дальнейшие пожелания? Всё ли мы сделали? (Ответы: посмотреть кинофильм «Зелёные цепочки», изучить больше забытых песен о войне, это интересно.) – Я предлагаю вам учесть эти пожелания уже при выполнении домашнего задания: 1) выучить эту песню; 2) найти и спеть малознакомую песню о войне, 3) самое сложное задание – начать создание проектной работы к какой-либо музыке о войне, которую мы в будущем продолжим. – Мне бы хотелось, чтобы вы унесли из этого урока чувство патриотизма и преданности своей Родине, в дальнейшем трепетно и уважительно относились к людям тех военных лет, ценили жизнь и дарили добро окружающим. |
|
|