Элементы скорочтения на уроках литературного чтения с детьми ОВЗ (РАС)
Гузель ХУЗАХМЕТОВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы № 156 г Казани
В России, как и во всем мире, увеличивается число детей с особенностями развития, нуждающихся в специальных условиях обучения. По данным Минпросвещения, с каждым годом детей в инклюзивных классах становится всё больше. Еще огромное количество детей обучаются на дому. Осваивать учебную программу им помогают дефектологи и логопеды. Но таких специалистов сегодня не хватает, тогда весь груз ложится на плечи учителей предметников. Учителя обучаются на различных курсах, набираются опыта у других коллег.
У таких детей присутствуют психологические особенности в развитии, которые блокируют или не дают в полной мере воспринимать происходящее вокруг:
– недостатки речевого развития;
– недостатки развития мелкой моторики;
– недостатки развития памяти, мыслительной деятельности, концентрация внимания;
– недостатки в развитии межличностных отношений с окружающими;
– неумение управлять своим поведением и многое другое.
К сожалению, даже среди норма типичных ребят есть такие, у которых очень кратковременная память. На уроках литературного чтения учащиеся начальных классов знакомятся с различными литературными жанрами: эпическими, лирическими, лиро-эпическими. Дети должны быть функционально грамотными. Но как же помочь особенным учащимся? В данной ситуации абсолютно правильным будет обратиться к приемам, которые обязательно могут помочь ребенку, работа обоих полушарий головного мозга.
В своей работе я часто использую следующие виды упражнений и заданий. Их можно использовать перед началом урока, как концентрация внимания:
- Упражнение «Кулак-ладонь».
Ребята меняют положение рук, при этом проговаривают какую-либо скороговорку. Например, «Бык, бык , тупогуб….»
- Упражнение «Таблица Шульте».
В зависимости от возраста и класса предложить ученикам таблицу «Шульте» разной формы и содержания. Это могут быть цифры, буквы, картинки.
1 | 5 | 11 | 3 |
13 | 8 | 10 | 7 |
16 | 12 | 2 | 15 |
6 | 14 | 4 | 9 |
Ё | К | В | М |
О | А | З | Е |
П | Г | Л | Н |
Д | И | Б | Ж |
- При пересказе небольшого текста использовать таблицу где напечатаны вопросы, а дети заполняют.
Например,
– Кто главный герой?
– Какой он? Перечислите качества.
– Что он делает?
– Какая связь между героями, если их несколько?
Кто? | |||
Какой? | |||
Что делает? | |||
Что они делают? |
- Нарисуем пиктограммы (символы) к словам или словосочетаниям. Он помогают детям в запоминании информации.
Например, А.Фет «Весенний дождь».
Весенний дождь
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Таким образом, данные упражнения с детьми ОВЗ могут существенно облегчить работу учителя.