Эколята – помощники природы
(Занятие по экологии в старшей группе)
Римма ЗИЯТДИНОВА,
воспитатель детского сада №143 г. Казани
Цель: формирование бережного отношения дошкольников к миру природы.
Задачи:
развивающие:
– развивать познавательный интерес к природе;
– формировать навыки бережного отношения к природе и окружающему миру в целом;
обучающие:
– закреплять знания детей о правилах поведения в лесу;
– расширять знания об обитателях леса;
– способствовать осознанию того, что окружающая природа нуждается в защите;
воспитывающие: воспитывать умение охранять природу и оказывать посильную помощь в охране окружающей среды.
Оборудование: ноутбуки, проектор, плакаты с правилами поведения в лесу, разрезанные картинки, 3 контейнера для мусора.
Возраст участников: 5 – 6 лет.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Ход образовательной деятельности
(Дети садятся на стульчики, к ним приходит в гости Матушка-природа.)
Матушка-природа.
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа – наша Мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится.
Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте.
Матушка-природа. Я – матушка природа. Мне нужна ваша помощь. Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. Хотите отправиться со мной в лес?
Дети. Да.
Матушка-природа.
Что ж, тогда закрываем глаза.
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнем,
Волшебство появится,
И в лес мы попадем
(Дети закрывают глаза и под музыку оказываются в лесу. В лесу их встречает сорока-белобока.)
Сорока-белобока.
Я сорока-белобока,
Я прославилась далёко.
Знаю я про всё на свете:
Где и чьи гуляют дети.
Здравствуй, Матушка-природа, здравствуйте, детишки! С чем вы к нам пожаловали?
Матушка-природа. Здравствуй, Сорока-белобока. Это я их позвала, они помогут нам и спасут наш лес.
Ты лети скорей, Сорока,
И у всех в лесу узнай,
Где намусорили, сколько,
Как помочь нам разузнай! (Сорока улетает.)
Матушка-природа. Ой, ребята, посмотрите, это кто же к нам спешит, а что бы это узнать, вам нужно отгадать загадки.
- Что за зверь в лесу густом притаился под кустом?
Длинноухий, косоглазый. Не заметишь его сразу.
И кого он так боится? Может, волка иль лисицу?
Это кто такой трусишка? Ну, конечно же, … (зайчишка).
- С ветки прыгает на ветку,
По земле гуляет редко.
Домик сделала в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)
- Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно… (ёжик).
(Прибегают лесные жители: заяц, белка, ёжик.)
Заяц. Здравствуй, Матушка-природа, здравствуйте, детишки!
Я зайчонок не простой, я читаю книжки.
А из книжек я узнал, что леса страдают,
Потому что в том лесу деревья вырубают.
А деревья – нам нужны, ведь они прекрасны,
Очищают лес они и всех нас защищают.
Матушка-природа. Ребята, как вы думаете, можно ли вырубать деревья в лесу?
Дети. Нет.
Матушка-природа. Почему? (Выслушиваются ответы детей.)
Матушка-природа. Правильно, деревья нельзя вырубать. Ведь деревья в лесу – это дом для птиц и зверей. Это пища для многих зверей и птиц, а еще деревья очищают наш воздух, они обогащают его кислородом, это то -чем мы с вами дышим.
А ты белочка, с чем к нам пожаловала, может у тебя что — то случилось?
Белочка.
Я бельчонок, прыг да прыг,
Я лениться не привык.
Я орехи и грибочки
Спрячу в теплом уголочке.
Но в лесу у нас беда.
Пропадает все, куда?
Не осталось на деревьях ни орехов,
Ни цветов, даже шишек не осталось,
Не осталось и грибов.
А скоро зима, что делать? Не знаю.
Матушка-природа. Да, действительно, это – большая беда, но ты бельчонок не переживай, мы обязательно с ребятами что-нибудь придумаем и тебе поможем, правда, ребята?
Дети. Да!
Ежик.
Мне сорока белобока, принесла такую весть:
Что в лесу у нас беда, много грязи – это да!
Много мусора везде, срочно убираться всем!!!
Вот я и прибежал к вам, за помощью, я покажу вам дорогу.
Матушка-природа. Спасибо тебе, ёжик, надо спешить и лес от мусора освободить. (Дети под музыку отправляются вслед за ёжиком и приходят на поляну с мусором. Собирают мусор, сортируют его. После уборки мусора, находят полянку с грибами и собирают целую корзину грибов для белочки.)
Матушка-природа. Спасибо вам, ребята! Вы помогли лесным жителям, вы спасли лес от гибели. Мы все вам очень благодарны. За вашу доброту и помощь, награждаю вас медалью «Юный эколог». Теперь вы не просто ребята, а ребята-эколята!
(Под торжественную музыку детей посвящают в эколят. Матушка природа со всеми лесными жителями прощается с детьми и отправляет детей обратно в детский сад.)