Эко-поляна
(Развивающая напольная игра-ходилка для старших дошкольников)
Зухра ЗАКИРОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №161 г. Казани
Экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений системы общего образования, Формирование экологической культуры человека начинается дошкольном возрасте. Умение по-детски видеть мир в его Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие , интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств , формирование важных человеческих чувств; честности правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, к любви Родине.
В методической разработке представлена система работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов образовательной деятельности. В данной методической разработке предоставлена игра, которая может быть включена в организацию образовательной деятельности с детьми при изучении «Флоры и фауны нашего края игра может быть использована в пяти образовательной деятельности это познавательной деятельности, развитию речи, художественно эстетическом, социально коммуникативном, физическом развитии детьми старшего дошкольного возраста. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, поэтому даже такие сложные темы, как флора и фауна региона, детям нужно объяснять через игру. Играходилка «Путешествие по эко-поляне» – сюжетная, поэтому сразу увлекает воспитанников. Она рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Игру можно развивать и обновлять вместе с детьми, менять и усложнять задания. Игра позволит детям в доступной им форме получить и закрепить знания о малой Родине, а педагоги с ее помощью смогут выполнить рекомендации.
Цель игры: воспитывать у детей патриотические чувства: любовь к малой Родине и стране в целом, родной природе.
Задачи игры:
– закреплять знания детей о флоре и фауне нашей Родины, достопримечательностях родной природы;
– закреплять знания животных, насекомых, рыб, птиц, растений;– формировать умение составлять логические ряды;
– развивать у детей логическое и аналитическое мышление, внимание, умение планировать свои действия, элементарное целеполагание;
– совершенствовать навыки счета;
– обогащать словарный запас;
– учить играть по правилам.
Вид игры: напольно-печатная.
Возрастная группа: дети от 5 до 7 лет.
Материал: игровое поле с изображением цветка ромашка (сам этот цветок является дорожкой) с бабочкой божья коровка (на которых прописаны сами задания), кубик для определения количества ходов.
Как познакомить детей с игрой
Важно познакомить детей не только с правилами игры, но и с материалом, на котором основаны задания игры. Поэтому сначала проведите беседу «Где я живу», познавательную беседу «Природа нашего края» и занятие «Красная книга Республики Татарстан». Для бесед и занятия используйте презентацию, альбом с изображениями родного города. На этом этапе важно заинтересовать воспитанников игрой – предстоящим путешествием. Непосредственно перед игрой нужно объяснить детям все правила и во время игры проследить, чтобы дети их соблюдали. Задача педагога – не руководить, а направлять детей. Педагог может помогать выбирать задания, сообщать, правильно или неправильно ответили игроки. Но главная функция – поощрять и поддерживать самостоятельность, инициативность детей, мотивировать их доигрывать до конца, обсуждать с ними успехи и неудачи, анализировать причины.
Как работать с игрой в дальнейшем?
Чтобы игра не надоела детям, ее нужно дополнять. Лучше, чтобы инициатива исходила от детей, но воспитатель может их к этому направлять . Дети могут придумать и закрепить новые правила – например, в какой последовательности и по каким точкам они отправятся в путешествие в следующий раз. Правила дети могут придумать сами. Также можно пополнить картотеку заданий.
Ход игры
- Ведущий предлагает поставить фишки на «старт».
- Участники бросают кубик и по выпавшему числу решают, кто после кого ходит. Первым ходит тот, кто выкинет самое большое число, последним – кто самое маленькое.
- Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперёд ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике.
- Во время игры игрокам на игровом поле выпадают разные задания, игроки должны выполнить правильно задание.
- Если игрок попадает на цифру, то изучает карточку под этим номером. Задания соответствуют теме изучения (Темы могут меняться в зависимости от темы недели: «Цветы республики », «Природные явления », «Животные из Красной книги Республики Татарстан », и тд.)
Итог игры: Игрок первый закончивший игру – получает значок
– смайлик «молодец!»
В игре могут участвовать от 2 до 6 игроков.
Примечание: При условии правильного ответа и выполнения заданий, игроки получают значок «старайся-старайся», «здорово молодец», «умничка –хорошо».
Методические рекомендации для воспитателей и родителей
Данная игра является итоговым продуктом работы по недельным темам средством формирования основ экологической культуры. Игра-«ходилка» «Экл-поляна», изготовленная своими руками пригодится в работе педагогов дошкольного образования, а также родителей для совместной игры с детьми. Она способствует пробуждению у детей интереса к изучению природы родного края.