Эко-поляна

 

(Развивающая напольная игра-ходилка для старших дошкольников)

Зухра ЗАКИРОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №161 г. Казани

Экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений системы общего образования, Формирование экологической культуры человека начинается дошкольном возрасте. Умение по-детски видеть мир в его Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие , интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств , формирование важных человеческих чувств; честности правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, к любви Родине.

В методической разработке представлена система работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов образовательной деятельности. В данной методической разработке предоставлена игра, которая может быть включена в организацию образовательной деятельности с детьми при изучении «Флоры и фауны нашего края игра может быть использована в пяти образовательной деятельности это познавательной деятельности, развитию речи, художественно эстетическом, социально коммуникативном, физическом развитии детьми старшего дошкольного возраста. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, поэтому даже такие сложные темы, как флора и фауна региона, детям нужно объяснять через игру. Играходилка «Путешествие по эко-поляне» – сюжетная, поэтому сразу увлекает воспитанников. Она рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Игру можно развивать и обновлять вместе с детьми, менять и усложнять задания. Игра позволит детям в доступной им форме получить и закрепить знания о малой Родине, а педагоги с ее помощью смогут выполнить рекомендации.

Цель игры: воспитывать у детей патриотические чувства: любовь к малой Родине и стране в целом, родной природе.

Задачи игры:

– закреплять знания детей о флоре и фауне нашей Родины, достопримечательностях родной природы;

– закреплять знания животных, насекомых, рыб, птиц, растений;– формировать умение составлять логические ряды;

– развивать у детей логическое и аналитическое мышление, внимание, умение планировать свои действия, элементарное целеполагание;

– совершенствовать навыки счета;

– обогащать словарный запас;

– учить играть по правилам.

Вид игры: напольно-печатная.

Возрастная группа: дети от 5 до 7 лет.

Материал: игровое поле с изображением цветка ромашка (сам этот цветок является дорожкой) с бабочкой божья коровка (на которых прописаны сами задания), кубик для определения количества ходов.

Как познакомить детей с игрой

Важно познакомить детей не только с правилами игры, но и с материалом, на котором основаны задания игры. Поэтому сначала проведите беседу «Где я живу», познавательную беседу «Природа нашего края» и занятие «Красная книга Республики Татарстан». Для бесед и занятия используйте презентацию, альбом с изображениями родного города. На этом этапе важно заинтересовать воспитанников игрой – предстоящим путешествием. Непосредственно перед игрой нужно объяснить детям все правила и во время игры проследить, чтобы дети их соблюдали. Задача педагога – не руководить, а направлять детей. Педагог может помогать выбирать задания, сообщать, правильно или неправильно ответили игроки. Но главная функция – поощрять и поддерживать самостоятельность, инициативность детей, мотивировать их доигрывать до конца, обсуждать с ними успехи и неудачи, анализировать причины.

Как работать с игрой в дальнейшем?

Чтобы игра не надоела детям, ее нужно дополнять. Лучше, чтобы инициатива исходила от детей, но воспитатель может их к этому направлять . Дети могут придумать и закрепить новые правила – например, в какой последовательности и по каким точкам они отправятся в путешествие в следующий раз. Правила дети могут придумать сами. Также можно пополнить картотеку заданий.

Ход игры

  1. Ведущий предлагает поставить фишки на «старт».
  2. Участники бросают кубик и по выпавшему числу решают, кто после кого ходит. Первым ходит тот, кто выкинет самое большое число, последним – кто самое маленькое.
  3. Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперёд ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике.
  4. Во время игры игрокам на игровом поле выпадают разные задания, игроки должны выполнить правильно задание.
  5. Если игрок попадает на цифру, то изучает карточку под этим номером. Задания соответствуют теме изучения (Темы могут меняться в зависимости от темы недели: «Цветы республики », «Природные явления », «Животные из Красной книги Республики Татарстан », и тд.)

Итог игры: Игрок первый закончивший игру – получает значок

– смайлик «молодец!»

В игре могут участвовать от 2 до 6 игроков.

Примечание: При условии правильного ответа и выполнения заданий, игроки получают значок «старайся-старайся», «здорово молодец», «умничка –хорошо».

Методические рекомендации для воспитателей и родителей

Данная игра является итоговым продуктом работы по недельным темам средством формирования основ экологической культуры. Игра-«ходилка» «Экл-поляна», изготовленная своими руками пригодится в работе педагогов дошкольного образования, а также родителей для совместной игры с детьми. Она способствует пробуждению у детей интереса к изучению природы родного края.