Я – учитель!

№164

Рания САМАТОВА,

учитель русского языка и литературы  средней школы №98 г. Казани

Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом. Так же нельзя научить человека быть хорошим учителем, если человек сам не чувствует, что его место именно в школе. Я считаю, что основная суть воспитания состоит в том, что только на своем примере можно воспитать достойного человека.

Я много думала о том, как же становятся учителем? Выбор учебного заведения и специальности не вызывал у меня трудности. После успешной сдачи ЕГЭ, я отправилась в приемную комиссию КГУ и подала документы на факультет татарской филологии. На IV курсе у нас была педпрактика, и я влюбилась в школу. Уже тогда я понимала всю ответственность, в чем-то может даже засомневалась. Мало любить школу, надо быть настолько смелой и целеустремленной, чтобы зная и ощущая всю трудность, весь объем работы учителя не затормозить и не развернуться и уйти. После первого урока, когда методисты обсуждали мой урок, одна из них сказала, что урок был скучным, не все дети включились в работу. Меня это очень расстроило. Я всю дорогу до дома обдумывала каждое свое слово, каждый пункт урока и поняла, что детям скучен урок в традиционной форме, нужно что-то новое. На следующий урок я готовилась всю ночь. Подумать только, чтобы провести 45 минут урока, я готовилась всю ночь! Я продумала каждое слово, каждую секунду урока, сама составила задания и урок был организован как командное соревнование. У детей был стимул обыграть своих соперников и все включились в работу. Урок оценили высшей оценкой. Этот урок дал мне многое. Я осознала, что чтобы стать хорошим учителем, нужно не только знать преподаваемую дисциплину, но и владеть современными методиками обучения и воспитания. Учитель всегда в поиске. Иногда уходит огромное количество времени для того, чтобы подготовиться к одному уроку и это нормально. Работа учителя не заканчивается со звонком на перемену.

На следующий год тоже была педпрактика, после которой я еще студенткой пошла в школу работать. Месяц, который я провела в школе, дал мне понять то, что я на правильном пути.

Учитель – это тот, кто понимает суть своего дела, а самое главное – уважает в учениках личность, понимает их. В современном мире, к учителям очень высокие требования. И требования эти, в большей степени, связаны именно с преподавательской деятельностью, с бесконечными отчетами, семинарами и т.д., где место для воспитания остается совсем мало. Лишь учитель «от бога», который точно знает, кого он хочет воспитать, справляется со всеми требованиями.

Для меня, учитель – это прежде всего воспитатель. А моя профессия – возможность находиться в бесконечном мире детства. Только дети могут смотреть на тебя с искренними глазами, только они принимают тебя такой, какая ты есть. Уважение и любовь детей – бесценно. Я невольно задумываюсь о значимости профессии учителя, воспитателя. Каждый раз, когда я представляю школу, перемену, урок, понимаю, что вот эту суету я ни на что не променяю. Вот ты стоишь перед всем классом, и на тебя устремлены 25 пар глаз, в этих доверчивых глазах восторг и ожидание чего-то нового, они ловят каждое твое движение, каждый жест, каждое слово.

Работая учителем, не перестаю удивляться тому, какие же все дети разные и каждому нужен разный подход. К примеру, один из моих учеников, когда получал низкую оценку, то очень сильно расстраивался. И чтоб его подбодрить, надо было сесть с ним рядом и говорить ему о том, какой он умный, и все у него получится. Тогда он собирался с мыслями и исправлял свою оценку. А были такие, с кем надо было поговорить строго и требовательно, чтобы они начали шевелиться. Из этого я делаю вывод, что учитель должен быть еще и мотиватором, должен уметь находить подход к каждому ученику.

Когда я только начинала работать в школе, я остерегалась очень сильно только одной вещи. Я очень не хотела своим поступком, своей необдуманной фразой обидеть ребенка. И по сей день я придерживаюсь этого правила. Дети очень остро реагируют на несправедливость и ложь. Они не умеют скрывать своих чувств в отличие от взрослых. Тут я опять повторяюсь в том, что если хочешь воспитать ребенка, то нужно начинать с себя.

Нужно помнить, что в воспитании ребенка, кроме школы, очень важную роль играет семья. Я считаю, что общение с родителями помогает понять ребенка, его ценности. Необходимо научиться уважать родителей и считаться с их мнением.  Треугольник школа-ученик-родитель-школа должен «работать». Если мы хотим воспитать достойного человека, то эта связь должна быть прочной. Ни при каких обстоятельствах не допускается принижать авторитет родителя, ребенка или учителя. Из личного опыта могу сказать, что при ребенке я не комментирую его поведение и не жалуюсь родителям. Все замечания передаются лично и конфиденциально, без присутствия ребенка. Мы с родителями вместе ищем выход из сложившихся ситуаций. В том случаи, если понимаем, что нам не справится, то приглашаем школьного психолога.

Помимо всего, учитель имеет такие качества как доброжелательность, толерантность, справедливость. Учитель всегда должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, познавать окружающий мир. Учитель не только организует учебную деятельность, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой, в общении с взрослыми и вообще с окружающим маленького человека миром.

Я очень горжусь тем, что я – учитель! Мой опыт невелик, я работаю учителем всего 3 года. Рано еще говорить о великих достижениях, все же есть маленькие победы и грандиозные планы. Мне доставляет огромное удовольствие работать с детьми, учить их, воспитывать, видеть искренние улыбки и находиться в мире «детства». Ну, а что же самое главное? А главное в моей профессии – быть оптимистом, научиться вкладывать свое тепло в каждое свое слово, любить и уважать детей просто так, за то, что они дети… без компромиссов и условий. Ведь дети – это наше будущее, а учитель – это патриот своей страны, ведь она доверяет им самое дорогое – свое будущее.