Взаимосвязь тревожности и мотивации учебной деятельности младших школьников
Взаимосвязь тревожности и мотивации учебной деятельности младших школьников
Юлия СЕРГИВАНОВА,
учитель начальных классов
средней школы №55 г.Казани
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь тревожности и мотивации учебной деятельности младших школьников. Анализируются факторы педагогического и психологического характера, которые влияют на результативность обучения в школе. Исследования показывают, что уровень мотивации учащихся напрямую связан с их успеваемостью и психологическим благополучием. Определено, что формирование положительной мотивации к учебе и снижение уровня тревожности могут быть достигнуты благодаря созданию комфортной обстановки для учебы и учету индивидуальных особенностей каждого ученика.
Ключевые слова: тревожность, мотивация, учебная деятельность, успеваемость, психологическое благополучие, комфортная обстановка, индивидуальность.
Младшие школьники являются особой категорией учащихся, которые находятся в периоде интенсивного развития и формирования личности. Важным аспектом этого процесса является их учебная деятельность, которая определяет успешность их будущей учебной карьеры. Но для того, чтобы дети могли успешно учиться, необходимо, чтобы они были мотивированы к учебе, то есть, имели интерес к получению знаний и желание достигать хороших результатов. Однако, уровень мотивации учащихся может существенно снижаться под влиянием различных факторов, включая тревожность.
Тревожность является одной из наиболее распространенных психологических проблем учащихся младшего школьного возраста. Она может проявляться в виде неуверенности в своих силах, страха перед ошибками и неудачами, боязни выступать перед классом и т.д. Это все может существенно влиять на уровень мотивации и успешность учебной деятельности.
Актуальностью данной темы является необходимость эффективного планирования и проведения образовательного процесса для учеников младшего школьного возраста. Понимание связи между уровнем тревожности и мотивацией учебной деятельности поможет оптимизировать обучение, а также разработать индивидуальный подход к каждому ученику, учитывающий его психологические особенности.
Педагоги-психологи знают, что успешность обучения зависит от множества факторов, включая мотивацию и эмоциональное состояние ученика. Тревожность может существенно снижать уровень мотивации ученика и его интерес к учебному процессу, что в свою очередь может негативно сказаться на его успеваемости и самооценке.
Чувство беспокойства, неуверенности, тревоги и страха – все это является проявлением тревожности, которая может возникать по разным причинам, как внешним, так и внутренним. Например, это могут быть конфликты в семье, проблемы в школе или экзамены, а также беспокойство по поводу внешности, здоровья или будущего.
Важно понимать, что некоторая степень тревожности может быть нормальной реакцией на стрессовые ситуации, которая помогает человеку адаптироваться к новым условиям и справиться с трудностями. Однако, если тревожность становится чрезмерной и мешает нормальной жизнедеятельности, она может стать проблемой, которую необходимо решать.
Школьная тревожность является фактором, оказывающим значительное влияние на успешность обучения в школе. Оптимальный уровень тревожности способствует активизации памяти, внимания, интеллектуальных способностей и восприятия, что в свою очередь способствует эффективному обучению. Однако, когда уровень тревожности выше нормы, происходит обратный эффект. Школьник становится испуганным неудачей, старается избежать учебы, переживает при ответе на уроках, иногда даже отказывается от посещения школы. Для того, чтобы человек мог жить гармонично и работать продуктивно, определенный уровень тревоги является необходимым. Главное, чтобы данный уровень тревожности не причинял ему вреда.
Таким образом, существует множество факторов педагогического и психологического характера, которые влияют на результативность обучения в школе, и одним из таких факторов является тревожность — психологическое состояние повышенного беспокойства и эмоционального напряжения в ситуациях, которые могут быть восприняты как опасные.
Мотивация – это внутренняя психологическая составляющая, которая побуждает человека к действию или воздержанию от него. В контексте учебной деятельности мотивация играет особую роль, так как от нее зависит степень заинтересованности учащихся в учебном процессе, уровень их успеваемости и саморазвития.
Исследования показывают, что уровень мотивации учащихся напрямую связан с их успеваемостью и психологическим благополучием. Для повышения мотивации учебной деятельности младших школьников необходимо использовать разнообразные методы обучения, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, создавать условия для самореализации и самовыражения, а также обеспечивать поддержку и поощрение со стороны педагогов и родителей.
Формирование положительного отношения к учению и учебным задачам – это еще один важный аспект мотивации учебной деятельности младших школьников. Для достижения этой цели необходимо применять методы и приемы, которые делают учебный процесс доступным, интересным и понятным для детей. Важно также учитывать индивидуальные потребности и интересы каждого ученика.
Таким образом, успехи и психологическое благополучие младших школьников напрямую связаны с мотивацией их учебной деятельности. Для улучшения мотивации важно создавать благоприятное учебное окружение, а также использовать разнообразные методы и приемы обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.
Можно сделать вывод, что связь между тревожностью и мотивацией в учебной деятельности младших школьников очень сильна. Если ученик положительно настроен на учебу, уровень его тревожности снижается. Формирование положительной мотивации к учебе и снижение уровня тревожности могут быть достигнуты благодаря созданию комфортной обстановки для учебы и учету индивидуальных особенностей каждого ученика.