Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в комплексно-тематическом планировании и интегрированном подходе к развитию навыков речевого общения у дошкольников
№ 104
Эльмира ШАЙДУЛЛИНА,
учитель-логопед I квалификационной категории детского сада № 314 г. Казани
Развитие связной речи оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников, которые учатся овладевать родным строем, приобщаются к художественной речи. В процессе овладения связной речью активизируется образное мышление дошкольников, стимулируется их творческое воображение. Дети учатся находить образные слова и словосочетания правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звукопроизношения. Таким образом, совершенствуются все стороны речи дошкольников: лексическая, грамматическая, фонетическая, углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания.
Обучение связной речи начинается с формирования у детей навыков составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и картинкам. Впоследствии совершенствуется навык ведения диалога, проводится обучение пересказу, составлению описательных рассказов, рассказов по опорным, предметным картинкам, сериям сюжетных картин и отдельным сюжетным картинам.
На занятиях по развитию речи мы раскрываем следующие задачи:
- Расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков;
- Развитие произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления детей;
- Обучение составлению предложений по опорным словам;
- Преобразование деформированные фразы;
- Распространение предложений с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно;
Значительная роль в развитии речи отводится и воспитателям логогрупп. Ими систематически проводятся предварительная работа по определенной лексической теме, а также разнообразные формы закрепления пройденного материала.
Предварительная работа:
- Чтение и обсуждение произведений И.С.Никитина «Встреча зимы», Е.Трутневой «Первый снег», Г.Скребицкого «Зима» и др.
- Рассматривание картины о зиме, обсуждение.
- Прослушивание музыкальных композиций о данном времени года, анализ. «Метель» Свиридова, «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
- Раскрытие смысла пословиц и поговорок о зиме.
- Обогащение словарного запаса детей: крепление, полозья, трамплин, лом, прорубь, слалом, карнавал; сгребать, приземляться, скрипеть (о полозьях), хрустеть (о снеге); искристый, липкий, новогодний, рождественский, крещенские (морозы).
Закрепление знаний по теме в других образовательных областях
«Художественное творчество»: 1) Рисование и анализ детских работ к рассказу. Анализ работ самими детьми уже несет в себе задатки монологической речи (впечатление от работ, причины положительных и отрицательных высказываний);
2) Лепка (изготовление снеговиков и елочек. Акцентирование внимания детей на геометр.фигуры из которых состоят их поделки, цвет, размер каждой части –ФЭМП)
3) Аппликация (Вырезание снежинок)
4) Конструирование («снежных фигур», «хоккейной коробки».
«Познание» Опытно – экспериментальная деятельность:
1) Воспитатель предлагает детям провести эксперимент со снегом, льдом. Превращение из жидкого состояния в твердое и наоборот.
2) Тема для беседы: «Почему мы с вами заливаем снежные горки и хоккейные площадки только в морозные дни.
«Безопасность»
1)Раскрытие понятия «гололед». Беседа о мерах осторожности при гололедах.
Музыка:
1) Танец «Снеговиков» — представляет из себя элементы логоритмического занятия.
2) Вальс «Снежинки»
3) Прослушивание композиции из «детского альбома» П.И.Чайковского «Времена года»
Физическая культура:
– метание мешочков – «снежков»;
– прыжки через «сугробы»;
– катание на «санях»;
– «Скатываемся с горы».
Коммуникативно-речевая деятельность на татарском языке:
– знакомство с новыми «зимними» словами и фразами;
– заучивание стишков о зиме;
– разучивание песен;
– разгадывание загадок.
Прогулка:
– изготовление снежных фигур на участке (горки, снеговики, лабиринты и т.д.);
– изображение зимних видов спорта: конькобежный, лыжи, слалом, биатлон, бобслей.
В своей работе на закрепление пройденного материала воспитатели логопедических групп нашего детского сада успешно используют следующие дидактические, словесные и подвижные игры:
– «Наведи порядок» Установление по картинкам порядка следования времен года, начиная с зимы и называние их основных примет.
– «Четвертый лишний» (три картинки одного года, одна – другого).
– «Что за чем, что перед чем». Игра с мячом. «За осенью – зима, за зимой – весна, перед летом – весна».
– «Объяснялка» (объяснить смысл пословиц и поговорок о зиме).
– «Скажи в одно слово» с мячом. (Снег падает – снегопад, голый лёд – гололед, машина убирает снег – снегоуборочная машина (снегоход, снегокат.)
– «Чего не хватает» Мальчик без клюшки, собака без поводка и т.п. (Отработка грамматических категорий, согласование существительных в родительном падеже.)
– «Назови ласково» Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (беленький, тепленький), относительными прилагательными (серебряный, хрустальный, пластмассовый), словами-антонимами (холодный-горячий, гладкий-шершавый, мягкий-твердый).
– Подбери маленькое слово» Обогащение речи простыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).
– «Что без чего?» Закрепление умения согласовывать существительные в родительном падеже (мальчик без клюшки, девочка без варежки, собака без ошейника).
– «Составь зимнюю картину» Работа с фланелеграфом.
– «Снежки». Одновременное выполнение обеими руками заданий. (сжатие бумаги-снежков.)
Работа с родителями:
– книжки-ширмы для родителей;
– наглядность в раздевальной комнате;
– выполнение домашних заданий вместе с детьми. Закрепление знаний, полученных на занятиях;
– просмотр детских мультфильмов и фильмов о зиме: «Зима в Простоквашино», «Рукавичка», «Морозко», «Щелкунчик», «Снежная королева».