Всемогущий и занимательный синтаксис

Всемогущий и занимательный синтаксис

(для  учащихся 7  класса)

Людмила ПАВЛОВА,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мамыковская СОШ Нурлатского района РТ»

 

 Аннотация

      Обоснование выбора темы и объёма курса

Рабочая программа учебного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» предназначена для учащихся 7 класса и рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю. Данная рабочая программа  курса составлена на основе  авторской программы  «Всемогущий и занимательный синтаксис». Элективный   курс. Авторы  Божко  Н.М., Шарова  А.Н. –  Волгоград, издательство  «Учитель».

Синтаксис является важным разделом грамматики русского языка, формирующим у школьников умение правильно анализировать структуру предложения, понимать взаимосвязь его членов и строить грамотные высказывания. В 7 классе происходит углубление знаний по синтаксису, поскольку учащиеся уже владеют основами морфологии и умеют выполнять разбор простых предложений. Расширение знаний о сложных предложениях, типах связи между частями, а также развитие навыков синтаксического анализа способствует формированию коммуникативной компетенции и подготовке к успешному освоению более сложных тем в старших классах.

   Цели и задачи программы:

1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе русского языка.

2.Научить различать главные и второстепенные члены предложения, выполнять их синтаксический разбор.

3.Освоить виды простых предложений, типы сложных предложений и способы связи в них.

4.Развивать умения правильно ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

5.Формировать навыки самостоятельного анализа и построения синтаксических конструкций.

6.Повысить уровень языковой культуры и грамотности учащихся.

   Структура курса

Программа охватывает следующие основные темы:

  • Повторение и углубление знаний о простом предложении: главные и второстепенные члены.
  • Разбор простых предложений по членам.
  • Введение в сложные предложения: сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения.
  • Грамматические основы в частях сложных предложений.
  • Пунктуация в сложных предложениях.
  • Практические упражнения на разбор и составление предложений.
  • Итоговое закрепление и контроль знаний.

   Методы и формы работы

В процессе обучения используются разнообразные методы: объяснительно-иллюстративный, практический (выполнение упражнений), проблемно-диалогический, исследовательский. Формы работы включают фронтальные занятия, работу в парах и группах, индивидуальные задания, творческие проекты и контрольные работы.

   Ожидаемые результаты

По окончании курса учащиеся должны:

Уверенно выполнять синтаксический разбор простых и сложных предложений.

Правильно определять типы сложных предложений и виды связи между частями.

Грамотно использовать знаки препинания в различных синтаксических конструкциях.

Применять полученные знания в устной и письменной речи для построения правильных и выразительных высказываний.

Данная рабочая программа способствует системному освоению синтаксиса русского языка в 7 классе, формирует у школьников прочные грамматические навыки, необходимые для успешного изучения языка и развития коммуникативной компетенции. Реализация программы поможет повысить уровень грамотности и уверенности учащихся в использовании русского языка.

Содержание  курса  «Всемогущий и занимательный синтаксис»

  1.Введение в синтаксис. Понятие синтаксиса. (4 часа)

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании. Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.       

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, наречные). Средства связи слов в словосочетании.

Синтаксический анализ словосочетания.

  1. Простое предложение (9 часов)

Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений.

Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и способы его выражения:  именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа.

Сказуемое и способы его выражения: глаголом, существительным, именем прилагательным.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения. Дополнение и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения. Практические задания на разбор простых предложений.

  1. Простое осложнённое предложение (8 часов)

Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения.

Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений.

Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).

  1. Предложения простые и сложные (6 часов)

Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение).

Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.

Практические упражнения на разбор сложных предложений.

  1. 5. Синтаксические нормы и стилистика (2 часа)

Синтаксические нормы русского языка. Особенности построения предложений в разных стилях речи. Ошибки в синтаксисе и способы их исправления.

  1. Творческое применение знаний (4 часа)

Составление собственных текстов с использованием изученных конструкций.

Анализ и редактирование текстов с точки зрения синтаксиса. Игры и упражнения на развитие синтаксического мышления.

  1. Итоговое занятие (1 час)

Обобщение изученного материала. Контрольное задание (тест, разбор предложений, сочинение). Обсуждение результатов и ответы на вопросы.

Методические рекомендации:

Использовать разнообразные формы работы: лекции, практические задания, групповые обсуждения, игры. Включать примеры из художественной литературы и СМИ. Активно привлекать учащихся к самостоятельному анализу и творчеству. Регулярно проводить повторение и закрепление материала.

 

Календарно-тематическое планирование 

№ урока Раздел, тема Количество часов Дата проведения
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация. Введение.
1 Введение. Всемогущий синтаксис. 1  
2 Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов 1  
3 Слова. Сочетания слов. Словосочетания. 1  
4 Обобщение знаний по разделу «О словах и словосочетаниях» 1  
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация.

Простое двусоставное предложение.

5 Типы предложений. Общие сведения. 1  
6 Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. 1  
7 Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. 1  
8 Тире между подлежащим и ска­зуемым. 1  
9 Нераспространенные и распространенные предложения. 1  
10 Второстепенные члены предложе­ния.  Определение. 1  
11 Дополнение. 1  
12 Обстоятельство. 1  
13 Обобщение знаний по разделу «Простое предложение» 1  
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация.

Простое осложнённое предложение

14 Простое осложнённое предложение. 1  
15 Однородные члены предложения и их добрососедские отношения. 1  
16 Предложения с однородными членами. Знаки пре­пинания в предложениях с однородными чле­нами. 1  
17 Обобщающие слова при однородных членах предложения. 1  
18 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Практикум 1  
19 Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова,  обращения) 1  
20 Предложения с обращениями, Знаки препинания при обращениях. 1  
21 Обобщение знаний по разделу «Простое предложение» 1  
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация. Сложное предложение.
22 Виды сложных предложений. 1  
23 Классификация сложных предложений. Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. 1  
24 Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. 1  
25 Предложения сложносочиненные и сложноподчиненные (общее представление, практическое усвоение) 1  
26 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 1  
27 Обобщение знаний по разделу «Сложное предложение» 1  
Синтаксические нормы и стилистика
28-

29

Синтаксические нормы русского языка. Особенности построения предложений в разных стилях речи. Ошибки в синтаксисе и способы их исправления. 2  
Творческое применение знаний
30 Составление собственных текстов с использованием изученных конструкций. 1  
31 Анализ и редактирование текстов с точки зрения синтаксиса. 1  
32-

33

Игры и упражнения на развитие синтаксического мышления. 2  
34 Обобщение изученного материала. 1  

 

                                  Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимы: учебник  по русскому языку для 7 класса, раздаточные материалы с упражнениями, наглядные схемы и таблицы, мультимедийные презентации, доска и раздаточные материалы;  технические средства: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор.

Электронные ресурсы:

  • Электронные учебники и интерактивные пособия на портале «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru)
  • Онлайн-справочники по русскому языку (например, Gramota.ru)
  • Мультимедийные презентации и видеоуроки по теме «Синтаксис» на образовательных платформах (YouTube, Учи.ру, Фоксфорд)

            Основная литература:

  1. Ладыженская Т.А., Тростенцова Т.А. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2020.
  2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Русский язык. Синтаксис: Учебное пособие. – М.: Русский язык, 2019.
  3. Львова Н.В. Русский язык. Синтаксис. 7 класс: Методическое пособие. – СПб.: Питер, 2021.
  4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Азбуковник, 2022.

            Дополнительная литература:

  1. Тихомирова Н.Г. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. – М.: Вентана-Граф, 2018.
  2. Костомаров В.В. Русский язык. Синтаксис: Учебно-методический комплекс. – М.: Академия, 2019.
  3. Ладыженская Т.А., Тростенцова Т.А. Русский язык. 7 класс: Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2020.
  4. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2017.

Данная подборка литературы обеспечивает комплексное изучение синтаксиса русского языка, способствует развитию навыков анализа и правильного построения предложений, а также помогает организовать разнообразные формы работы с учащимися.

 

Игры и упражнения на развитие синтаксического мышления

  1. Конструктор предложений

Цель. научиться правильно строить предложения из отдельных слов и словосочетаний.

  Учитель раздаёт карточки с разными словами (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство). Учащиеся должны составить из карточек осмысленные простые или сложные предложения.  Можно усложнять задание, предлагая составлять сложносочинённые или сложноподчинённые предложения.

Вариант: работать в командах, кто быстрее и правильнее составит предложение.

  1. Разбор предложения на время

Цель. тренировать навык быстрого и правильного синтаксического разбора.

  Учитель показывает предложение (устно или на доске).Учащиеся за ограниченное время (например, 3 минуты) должны определить главные и второстепенные члены, вид предложения, тип связи. Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее и без ошибок.

  1. Синтаксический пазл

Цель. развить умение видеть структуру предложения и связи между его частями.

  Предложение разбивается на части (главная часть, придаточные, союзы и т.п.), которые вырезаются на карточках. Учащиеся должны собрать предложение из этих частей, правильно расположив их и указав связи.

Вариант: можно использовать сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

  1. Игра «Найди ошибку»

Цель. учиться распознавать синтаксические ошибки и исправлять их.

  Учитель предлагает предложения с синтаксическими ошибками (например, нарушение согласования, неправильный порядок слов, неверное использование союзов).Учащиеся должны найти и исправить ошибки. Можно обсуждать, почему ошибка возникла и как её избежать.

  1. Составь рассказ из предложений

Цель. развивать умение связывать предложения в текст, использовать разные типы предложений.

  Учитель даёт набор простых предложений или фраз. Учащиеся должны составить из них связный рассказ, используя сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

После составления рассказа можно провести разбор синтаксической структуры.

  1. «Синтаксический диктант»

Цель. отработать умение слушать и понимать синтаксическую структуру предложения.

  Учитель диктует сложное предложение. Учащиеся записывают его и затем разбирают по членам предложения, определяют тип и структуру. Можно усложнять диктант, добавляя придаточные предложения.

  1. Ролевая игра «Союзы и знаки препинания»

Цель. закрепить знания о союзах и пунктуации в сложных предложениях.

  Учащиеся получают роли: союзы (и, а, но, потому что, если и т.д.), части сложного предложения, знаки препинания. В процессе игры они «взаимодействуют», показывая, как строится сложное предложение и где ставятся запятые.

 

Практические задания на разбор простых предложений

Задание 1. Определите главные члены предложения
Выпишите подлежащее и сказуемое в каждом предложении:

  1. Весна пришла рано.
  2. Дети играют во дворе.
  3. Солнце светит ярко.
  4. Мама приготовила обед.
  5. Птицы поют утром.

Задание 2. Найдите второстепенные члены предложения и укажите их вид
В каждом предложении определите дополнение, определение и обстоятельство:

  1. Мы читаем интересную книгу.
  2. Вечером на улице стало прохладно.
  3. Учитель объяснил сложное правило.
  4. Девочка быстро бежала домой.
  5. Папа купил свежие овощи на рынке.

Задание 3. Выполните синтаксический разбор предложения
Разберите предложения по членам, укажите грамматическую основу, сказуемое, тип второстепенных членов:

  1. Зима покрыла землю белым снегом.
  2. Старый дуб рос у дороги.
  3. Мы слушали красивую музыку.
  4. Река медленно текла между холмами.
  5. Мальчик весело играл с собакой.

Задание 4. Найдите и исправьте ошибки в разборе предложения
Ученикам предлагаются предложения с ошибками в синтаксическом разборе (например, неверно определено подлежащее или сказуемое). Нужно найти ошибку и объяснить:

  1. (Ошибка: сказуемое определено как подлежащее) «Солнце ярко светит».
  2. (Ошибка: обстоятельство принято за дополнение) «Дети играют в парке».
  3. (Ошибка: определение пропущено) «Красивый цветок растёт в саду».

Задание 5. Составьте собственное предложение и выполните его разбор

  • Составьте простое предложение с подлежащим и сказуемым.
  • Добавьте к нему второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство).
  • Выпишите предложение и выполните его синтаксический разбор.

 

Практические упражнения на разбор сложных предложений

Задание 1. Определите тип сложного предложения
Укажите, является ли предложение сложносочинённым, сложноподчинённым или бессоюзным:

  1. Солнце светит ярко, и птицы поют весело.
  2. Когда наступила ночь, зажглись фонари.
  3. Дождь закончился – воздух стал свежим.
  4. Мы пошли в парк, а потом зашли в кафе.
  5. Я знаю, что ты придёшь завтра.

Задание 2. Найдите грамматические основы в каждой части сложного предложения
В каждом предложении выпишите главные члены (подлежащее и сказуемое) в каждой части:

  1. Мама готовила ужин, а дети делали уроки.
  2. Если погода будет хорошей, мы пойдем гулять.
  3. Он прочитал книгу – она была очень интересной.
  4. Когда зазвонил звонок, все ученики встали.
  5. Я люблю читать, но у меня мало времени.

Задание 3. Выполните разбор сложноподчинённого предложения
Разберите предложение на главную и придаточную части:

  1. Я знаю, что экзамен будет сложным.
  2. Книга, которую ты мне дал, очень интересная.
  3. Когда наступила весна, распустились цветы.
  4. Мы пошли туда, где раньше играли.
  5. Он рассказал, почему опоздал на урок.

Задание 4. Расставьте знаки препинания в сложных предложениях
Вставьте необходимые запятые и другие знаки препинания:

  1. Я хотел пойти в парк но начался дождь.
  2. Если погода будет хорошей мы поедем на дачу.
  3. Он прочитал книгу которая лежала на столе.
  4. Мы играли на улице а потом пошли домой.
  5. Когда зазвонил звонок все встали.

Задание 5. Составьте собственное сложное предложение и выполните его разбор

  • Составьте сложносочинённое или сложноподчинённое предложение.
  • Выпишите его части, укажите грамматические основы.
  • Объясните тип связи между частями (союзная, бессоюзная связь).
  • Расставьте знаки препинания и выполните синтаксический разбор.