Возможности применения современных цифровых ресурсов в организации музыкального развития в детском саду
Галия ХАМЗИНА,
музыкальный руководитель I квалификационной категории детского сада №407 г. Казани
Цифровые технологии прочно вошли в жизнь каждого человека, на настоящий момент они также широко представлены на всех ступенях образования. Под цифровыми образовательными ресурсами следует понимать «информационный источник, содержащий графическую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, а также инструменты, с помощью которых эта информация добывается и обрабатывается.
Давайте рассмотрим возможности их применения в организации музыкального развития дошкольников.
Применение в рамках музыкальных занятий коротких анимационных сюжетов с музыкальным сопровождением, а также динамичных изображений и видеофрагментов исполнения музыкальных произведений и т.д. позволяет существенно повысить познавательный интерес воспитанников к содержанию музыкальных занятий.
Наиболее результативные информационно-коммуникативные технологии для применения в системе дошкольного образования:
Интерактивная доска
В следующих направлениях ее применения:
– как экран для демонстрации презентаций (как готовых, так и специально созданных), видеофильмов и музыкальных энциклопедий («Шедевры музыки», «Академия занимательных искусств» и т. д.) и обучающих программ («Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку»);
– как электронное пособие, применяя готовые и самостоятельно созданные с помощью базового программного обеспечения доски и стандартных программ, интерактивные игры;
– как методическую копилку для создания и хранения файлов по музыкальному воспитанию.
Возможности интерактивной доски в организации музыкального развития непосредственно музыкальным руководителем несколько ограничены, что обусловлен особенностями материально-технического оснащения детских садов. Однако, они могут успешно применяться воспитателями в группах по заданию музыкального руководителя. Задачи применения интерактивной доски в музыкальном развитии дошкольников видятся в следующем:
1) повышение мотивации освоения новых знаний;
2) увеличение эффективности изучения научных фактов, явлений;
3) формирование познавательной самостоятельности, активности при получении новых знаний;
4) активизация интеллектуальных процессов;
5) стимулирование познавательной деятельности воспитанников посредством использования познавательных игр;
6) незаметное усвоение новых знаний путем превращения этого процесса в занимательную игру.
Мультимедийные презентации, создаваемые в программах «Майкрософт Пауэр Пойнт» или «Прези». Их функциональные возможности позволяют сопроводить образовательную деятельность по музыкальному развитию обширным наглядным материалом (портретами композиторов, аудиозаписями их музыкальных произведений, видеофрагментами музыкальных сказок и детских мюзиклов, музыкальными интерактивными играми. В качестве главного преимущества данного вида цифровых технологий являются: информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность и др.
Презентации могут создаваться самостоятельно музыкальными руководителями, также могут применяться уже готовые, размещенные на цифровых ресурсах для педагогических работников:
а) на портале «PPT CLOUD» представленные мультимедийные презентации по музыкальному развитию дифференцированы по возрастным категориям, возрастным группам в ДОУ, а также по категориям: история музыки; теория музыки; исполнители; композиторы; жанры; музыкальные инструменты; ноты.
б) на образовательном портале «Инфоурок» представлены презентации по направлениям музыкального развития, а также по лексическим темам в контексте используемых методов и технологий, например: «Музыкально-ритмические загадки «Весеннее настроение»», «Музыкально-ритмические загадки «Летний дождик». На этом же портале представлены мультимедийные презентации, в которых отражены особенности взаимодействия с музыкального руководителя и педагогов, а также музыкального руководителя и родителей в области организации музыкального развития дошкольников;
в) на портале «Видеоуроки» мультимедийные презентации представлены, будучи дифференцированными по направлениям музыкального развития. Например, презентации направленные на формирование у ребёнка ладово-ритмического слуха, которая содержит инструкцию и ритмоформулы; презентации для знакомства дошкольников с музыкальными профессиями, которые содержат звуковые файлы для прослушивания и др.
Образовательные и развивающие программы, основанные на применении цифровых технологий, позволяющие формировать у воспитанников не только практические, но и теоретические компоненты музыкального развития. Посредством данного вида цифровых технологий решаются следующие воспитательно-образовательные задачи (см. рис. 1):
Рис.1. Круг воспитательно-образовательных программ, решаемых посредством образовательных и развивающих программ, основанных на применении цифровых технологий.
В работе музыкального руководителя цифровые образовательные ресурсы представляют комплекс средств музыкального воспитания дошкольников (см. рис. 2):
Рис.2. Виды цифровых образовательных ресурсов, используемых в музыкальном развитии дошкольников.
Таким образом, на настоящий момент можно констатировать практически неограниченные возможности применения цифровых ресурсов в организации музыкального развития дошкольников. Они могут носить, как авторский, так и репродуктивный характер; могут быть дифференцированы по направлениям музыкального развития, используемым педагогом методам, технологиям, приемам и средством, успешно могут быть интегрированы с ними, отчего эффективность данного педагогического процесса только возрастает; могут применяться, как самими музыкальными руководителями, так и воспитателями групп, как во взаимодействии, так и изолированно друг от друга. Большой эффективностью обладает применение их в работе с родителями при организации повышения их педагогической компетенции в области организации музыкального развития дошкольников в условиях семьи. Проблема заключается лишь в объединении имеющихся достижений в области теории их применения и педагогического опыта с целью разработки программ, педагогических проектов, в которых были бы описаны психолого-педагогические условия организации музыкального развития дошкольников на основе современных цифровых ресурсов