Возможности лэпбука в учебной и внеурочной клубной деятельности учащихся
№ 93
Резеда ХАСАНОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МАОУ«Гимназия №5» г. Альметьевска РТ
В современном мире детям необходимо обладать коммуникативными умениями и навыками, способностью к самореализации. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил, начинает формироваться общественная направленность личности. Очень важно помочь ребёнку почувствовать в себе способность к самостоятельному достижению цели, осознавать, что он может иметь успех.
УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает обратную связь с учениками, посредством вовлечения их в научные клубы младших школьников «Ключ и заря» (для гуманитариев) и «Мы и окружающий мир» выстраивают систему клубной работы через интерактивное общение со школьниками. Сегодня в этих клубах ведётся колоссальная работа по формированию в ребёнке социальной успешности. Клубная внеурочная деятельность даёт возможность формирования социальной успешности младшего школьника. Учитель использует технологию проектно-исследовательских работ, обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) и технологию метода дискуссии и психологических эффектов. Занятия проходят в форме заседаний клубов, под председательством самих учеников. Дети составляют план заседания, готовят подборку материалов, работают в группах и индивидуально, пользуются различными видами деятельности. Реализация проектной деятельности на заседаниях ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний преподаватель превращается в организатора познавательной, исследовательской работы своих учеников, а учащиеся выступают активными её участниками. Ребята готовят к таким занятиям выставки своих работ, презентации необходимой литературы и результатов исследовательской деятельности по теме заседания, приглашают на заседания своих друзей и родителей, разрабатывают план работы, делают сообщения и обосновывают свои выводы опытами или научными аргументами. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата. Клубные заседания — это сотрудничество учителя с учащимися, где последние выступают в роли организаторов жизненных и учебных ситуаций. В процессе клубной работы дети учатся распределять работу между собой по способностям, пользоваться справочной литературой, составлять презентации, вести переписку. Зная этические нормы письма, они учатся исследовательской деятельности, создают и защищают свои проекты.
Одной из форм продукта проектной деятельности учащихся является лэпбук. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.
Такую папку можно использовать при изучении любой темы, любого предмета или воспитательной работы. Подходит к любому возрасту. Она подразумевает следующие этапы:
-дети выбирают тему;
-планируют создание макета;
-проводят исследовательскую работу с накоплением материала;
-создают интерактивную папку.
Эта форма представления исследовательской или проектной работы прекрасно вписалась в учебную деятельность учащихся. Практика показала, что с помощью лэпбука у ребёнка формируется концепт знаний легко, без особых усилий, а главное с желанием! Он может организовать информацию, изучаемой темы по своему желанию, использовать лэпбук для повторения или подготовки к проверочным работам. Суть работы в том, что интерактивную папку ребёнок изготавливает сам, в паре или в группе. Такая работа подразумевает подготовку материала, самостоятельное исследование. Лэпбук развивает творческие способности и учит детей общаться, работая вместе.
Результаты реализации проекта способствуют формированию коммуникативной и информационной компетентностей, положительного отношения к себе, уверенности в своих силах, развитию целенаправленных поисковых способностей в работе с информацией, формируют презентационные умения детей, развиваются речь малышей и способность работать творчески.
В процессе работы мы с детьми модернизировали идею работы с лэпбуками. Представили лэпбук как средство для генерирования идеи. Для этого используются понятия из двух совершенно несовместимых областей и находятся «точки их пересечения». Например, используем понятия «компьютер» и «парта». Найдём их «точки пересечения»: использование для работы, обучения. Таким образом, дети определяют значимость этих пересечений для общества. Фантазируя, создают новые идеи. К примеру, решили придумать парту со встроенным компьютером или планшетом.
Такой вид работы даёт возможность сделать изучение любого учебного и внеурочного материала очень увлекательным и интересным занятием.
В конечном итоге клубная работа способствует формированию умения учиться- ставить цели, планировать и самостоятельно организовывать свои действия, не только вести исследовательскую работу, но и представлять её интересными проектами, то есть быть успешным в учебной деятельности, уверенным в своих способностях, успешным в социальной среде. Ребята стали использовать лэпбук для подготовки к классным часам, для поздравления друг друга с днём рождения и т.д.
Благодаря такому творческому подходу учащиеся показали хорошие результаты в научно-практических конференциях и олимпиадах, так как клубная работа направлена на расширение кругозора детей и эрудиции.