Воспитательный эффект и педагогическая эффективность

Воспитательный эффект и

педагогическая  эффективность

 

Айзиля ГИЛЕМХАНОВА,

учитель физической культуры

и педагог дополнительного образования 

 многопрофильной гимназии №189  «Заман»  г.Казани

«Ограничивая себя лишь одним полем боя,

 мы рискуем оказаться уязвлёнными на другом…»

 

В современном мире, мире компьютеров, гаджетов, цифровизации образования, вопрос воспитания, казалось бы, отошёл на задний план. Всё чаще от коллег-педагогов я слышу разочарованные фразы о том, как дети советской школы отличались от современных детей. Они были вежливы, культурны, стремились учиться и получать знания, умели дружить, уважительно относились к старшему поколению, к педагогам и к школе в целом. Почему же произошли в обществе такие метаморфозы? Что повлияло на изменения в поведении современных школьников? Честно говоря, я и сама нередко задаюсь этим вопросом. Глядя на то, как подростки бесцеремонно ведут себя со взрослыми, как общаются друг с другом, как халатно относятся к учёбе. Склонны к деградации в культурно-нравственном направлении одним словом. Конечно же, речь идёт не обо всех. Многие говорят, что дело в том, что изменилось общество, изменились человеческие ценности, изменилась жизнь.

 

Что сегодня важнее воспитательный эффект

или педагогическая  эффективность занятий в дополнительном образовании?

В поведении детей, конечно, главенствующую роль играет наследственность и воспитание в семье. Меня, как человека, как педагога, волнует этот вопрос. Я работаю в гимназии, в новостройке города Казани, педагогом дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности. Приходя на занятия, я вижу разных детей, и моя задача стать для них помощником, наставником. Не только научить чему-то новому, но и помочь социализироваться, самоутвердиться в классном коллективе, обществе, научить умению доказывать не только свою точку зрения, но слушать и слышать, а также уважать точку зрения других людей. Только в сотрудничестве, в коллективе, каждый человек понимает свою значимость, ценность своей личности, а также значимость других участников этого коллектива.

Помимо занятий и мастер-классов, на которых я реализую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Юный баскетболист» на разных ступенях образовательного процесса, я использую возможность работать и учителем физической культуры, в урочное время в гимназии. Ребята, участники моей команды, с удовольствием посещают занятия после уроков. При наблюдении за ними я делаю вывод, что не в рамках урока они становятся более раскрепощенными, открытыми к общению и взаимодействию.

Дополнительное образование детей является видом образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей в образовательном самосовершенствовании. Дополнительное образование детей непосредственно обеспечивает их оптимальную адаптацию к жизни в социуме, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, которые проявляют определённые выдающиеся способности.

Исторически так сложилось, что система образования, в первую очередь, направлена на развитие подрастающего поколения, а не взрослых, уже сформировавшихся людей. Отсюда неизбежно возникает ситуация, когда учитель не просто формирует целостное представления о своем предмете или программе и вписывает их в картину мира другого человека, но вольно или невольно становится воспитателем. По моим наблюдениям, когда авторитет родителя постепенно начинает рушиться, роль авторитетного взрослого чаще всего достается педагогу. Долгие годы (в дореволюционной и в советской России) воспитательный компонент был неотъемлемой частью занятий. Это закономерно, так как большую часть времени ребенок проводил в стенах учебного заведения, именно там проходило его становление как личности. Сегодня ставить вопрос ребром и требовать однобокого ответа в пользу исключительно воспитательного или педагогического эффекта, на мой взгляд, равносильно возвращению в мезозойскую эру. Мы наблюдаем сегодня за поколением людей, в образовательной концепции которых не было акцента на воспитание. Наблюдаем с возмущением, разочарованием, досадой, иногда – с ужасом. В каком-то смысле это «потерянное» поколение. Поэтому отказываться от воспитательного компонента в современном образовании нельзя.

В то же время мы не можем отодвинуть на второй план педагогическую эффективность, недопустимо не уделять должное внимание тому, чтобы дети

овладели необходимыми знаниями, умениями, навыками. Ведь это и есть цель образования.

Я считаю, что нужно стремиться к тому, чтобы педагог уделял равное внимание воспитательному эффекту и педагогической эффективности на своих занятиях. Делать ставку только на одно из понятий – значит обделять своих учеников и себя, как педагога.