Воспитание толерантности и межнационального согласия в школе

№ 203

Светлана БУДЬКО,

директор гимназии №10 г. Зеленодольска, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Милавша НАЗМУТДИНОВА,

заместитель директора по национальным вопросам гимназии №10 г. Зеленодольска. учитель татарского языка и литературы

Характерной чертой современности является сосуществование людей в поликультурном обществе, подразумевающее объединение представителей различных национальностей со всей совокупностью форм взаимодействия и взаимозависимостей. Все чаще слышатся слова «этносы», «народы», «терпимость», «толерантность», «межнациональное общение», «межнациональное согласие».

Межнациональное общение стало важнейшим элементом социальной и политической реальности. Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, это множество языков, культур, традиций. Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов России великом множестве исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном государстве мира.

Необходимым условием мирного сосуществования людей в многонациональной обществе является воспитание культуры межнационального общения, которую мы понимаем как совокупность специальных знаний, убеждений, навыков, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностном общении между представителями различных этнокультурных групп.

В целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России.

Естественно, что без признания права каждого народа на самобытную национальную культуру невозможны общение и согласие между нациями. Этот вопрос необходимо разъяснять и прививать каждому ребенку еще со школьной скамьи. Ребенок должен с малых лет осознавать, что каждый народ обладает уникальной культурой и в этом и заключается ценность мировой культуры.

Культура межнационального общения – это многофунк­циональное явление, имеющее интегративную характеристику. Она имеет следующие структурные компоненты:

когнитивный – знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики – таких, как долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.; проблем теории и практики меж­национальных отношений;

мотивационный – желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других на­циональностей;

эмоционально-коммуникативный – способность к иден­тификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толе­рантность;

■ поведенческо-деятельностный – владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непри­миримость к нарушению прав человека любой нацио­нальности и веры.

В нашей 10-й гимназии учатся дети 12 национальностей. Среди них дети татарской, русской, узбекской, таджикской, азербайджанской, киргизской, казахской, украинской, чувашской, марийской и других национальностей.

Основной задачей школы XXI века, реализующей учебный процесс, является выявление и целенаправленное развитие способностей и потенциальных возможностей учащихся с раннего возраста и формирование через это национально – интеллектуальной элиты. То, что учащиеся разных национальностей могут жить одной семьей, учителя, естественно, обеспечивают через учебно-воспитательный процесс.

Основой обучения в школе, где учатся дети разных национальностей, должно стать приобщение учащихся к культурам разных народов, умение общаться и жить в многонациональном государстве.

Учитель обязан воспитывать в учениках чувство гордости за свою национальность. Необходимо воспитывать в ребенке национальное самосознание; он должен гордиться своим народом, иметь национальную культуру, а не унижаться из-за принадлежности к какой-либо нации.

Уроки, конечно, имеют воспитательные возможности в донесении до подрастающего поколения истории и культуры разных народов. Большую роль имеют и внеклассные мероприятия. На этих  мероприятиях  дети знакомятся с духовными сокровищами своей нации, получают  информацию о выдающихся личностях. Эти мероприятия воспитывают в ребенке национальную и нравственную направленность. В целом, эти мероприятия помогают еще раз напомнить школьникам о том, что мы живем в многонациональном и многокультурном обществе и должны относиться друг к другу доброжелательно, терпеливо, уважительно.

Если мы хотим, чтобы все ученики были равноправными, дружными, жили и учились одной семьей, то необходимо планировать каждое воспитательное мероприятие с учетом многокультурного общества. В нашей гимназии во внеклассных мероприятиях участвуют дети разных национальностей, показывают свои национальные песни, танцы, игры, рассказывают о своих традициях и национальной кухне.

Мероприятия проходят в различных формах: «Танцы народов мира», «День национальной кухни», «Международный день родного языка», «Бабушкин сундук», «Конкурс чтецов» и др.

В нашей гимназии учатся учащиеся разных национальностей, поэтому мы проводим системную работу над проектом «Этнокультурное единство –путь к укреплению межнационального мира и согласия». В этом году в гимназии был проведен Фестиваль национальных культур, во время которого ученики показали  обычаи, традиции, национальные обряды, игры народов, проживающих в нашей республике. Интересные и очень содержательные рассказы об истории, культуре, быте русского , татарского, марийскогго, чувашского и других народов звучали со сцены в дни фестиваля. Яркие костюмы, зажигательные номера, а также необычные и интересные обрядовые игры и развлечения показали ребята в своих играх. Разноязычие, многоголосие народных культур слилось в один единый хоровод дружбы.

Большую роль в укреплении дружеских связей между народами играют и праздники, через которые учащиеся изучают культуру, образ жизни, обычаи и традиции друг друга и через них воспитывают уважение друг к другу, укрепляют дружбу. В гимназии проводятся праздники: «Навруз», «Сөмбелә», «Масленица», «Семрык», «Сабантуй»и др.

В гимназии успешно ведёт работу марийский кружок под руководством Л.П.Ореховой. Цель работы кружка – приобщение школьников к истокам марийской культуры путём знакомства с народными традициями, воспитание любви  и уважения к окружающему: родному дому, городу, родной природе через использование произведений фольклорного жанра.

Общение со знаменитыми поэтами и прозаиками, которые часто приезжают в нашу гимназию дают возможность ученикам почитать свои стихи и рассказы и получить одобрение из их уст. Ученики  посещают в Казани и в других городах различные мероприятия, общаются с такими же талантливыми одаренными   учениками, как и они сами, и получают поэтический и писательский заряд энергии на дальнейшее творчество.

Живое общение с такими знаменитыми людьми, как Туфан Миннулин, Разиль Валиев, Роберт Миннуллин, Галимжан Гильманов, Лябиб Лерон, Рамис Аймет, Флёра Тарханова для наших учеников становится примером для подражания, восхищения их талантом и творчеством.

В нашей гимназии с 1995 года успешно ведёт свою работу этнографический музей имени просветителя, ученого и педагога Каюма Насыри. Цель работы музея – познакомить учащихся с татарской культурой, литературой, творчеством выдающихся земляков. Знание образа жизни, культуры татарского народа, его религиозных традиций и обычаев, быта, элементов национального костюма, музыкальных инструментов способствует приобщению учащихся к ценностям татарского народа. В музеи проводятся экскурсии для воспитанников детских садов, учащихся школ муниципального района, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Республики Марий Эл.

Школьные музеи играют важную роль в воспитании национального самосознания учеников, любви к Родине, родному краю, уважения памяти о прошлом своего народа, а также уважения к достижениям настоящего.

Как известно, толерантность – это уважение прав разных людей, уважение к религиям, традициям, культурам других народов, милосердие.

В целом, эти мероприятия помогают еще раз напомнить школьникам о том, что мы живем в многонациональном и многокультурном обществе и должны относиться друг к другу доброжелательно, терпеливо, уважительно.