Воспитание любви к родному городу – составляющая часть патриотического воспитания дошкольников 

Татьяна ШУРАЛЕВА,

воспитатель детского сада № 43 г. Казани

Наша страна живет и развивается в условиях поликультурного общества, поэтому идеи патриотического и гражданского воспитания чрезвычайно актуальны в настоящее время. Именно сейчас мы наблюдаем в обществе рост проявлений бездуховности и безнравственности, непринятия родной культуры, Родины, языка. Мы, педагоги, видим острую потребность людей в межкультурном общении, сохранении и развитии национальных культур и языков, возрождении народных традиций. Нам важно не потерять юное поколение, оторванных от понятий «Родина» и «патриотизм». Поэтому в последнее время большое место в работе отводим вопросам воспитания патриотизма подрастающего поколения в системе образования.

Нам близки воззрения К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого, которые считали, что важно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку с дошкольного возраста. Акцент ими делался на введение ребенка в окружающую его среду, которая может дать ощущение полного слияния со своим народом.

Учитывая, что дошкольное детство – важный этап развития личности, когда ребенок начинает открывать для себя город, в котором живет и который становится для него необходимой средой существования, мы приняли решение начать работу по патриотическому воспитанию с воспитания любви к городу-столице Республике Татарстан. Сегодня мы сделали попытку создания системы образования призванной обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высшей нравственностью и проявляющих национальную и духовную терпимость.

Не секрет, что в работе по ознакомлению дошкольников с родным городом зачастую отмечается формализм: отсутствует целенаправленность и систематичность, заинтересованность со стороны воспитателей, занятия проводятся эпизодически. Из недостатков можно отметить то, что воспитательно-образовательный процесс слабо ориентирован на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников; отсутствует эффективное сотрудничество между детским садом и семьёй по формированию у дошкольников чувства патриотизма и любви к Родине.

Всё это свидетельствует о необходимости срочной организации специальной работы в данном направлении. Так перед нами встала задача воспитания у детей чувства любви к своей стране через воспитание привязанности к родному городу. Казань по праву называют третьей столицей России. Она имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и красивыми улицы, районы и площади, парки и проспекты, появились новые памятники, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много зеленых насаждений и разнообразных цветущих клумб. Нам, педагогам, важно суметь показать воспитанникам красоту родного города, эти преобразования, чтобы дети начали гордиться своей Родиной и её столицей.

Цель воспитательного процесса: через использование регионального компонента создать условия для духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания и образования дошкольников. Мы предполагаем, что тогда, когда дети поймут особенности своей культуры и быта, когда осознают свою принадлежность к культурной среде своего народа, только тогда сформируется чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, умножая ее богатства.

Формирование любого нравственного качества – процесс длительный. В дошкольной педагогике рекомендуют начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения, потому что ребенку-дошкольнику трудно представить себе географию большого города, усвоить историю его возникновения, запомнить достопримечательности. В данный момент работа нами ведется последовательно: от близкого, знакомого (семья, детский сад, район), к сложному (город, страна), используя разные методы и формы организации детской деятельности: экскурсии и целевые прогулки, народные игры и забавы, слушание фольклорной музыки, чтение произведений устного народного творчества (пословиц, загадок, поговорок), знакомство с национальными блюдами, костюмами народов Поволжья, с народно-прикладным искусством и др.

Работу по воспитанию у дошкольников патриотических чувств осуществляем поэтапно:

– через воспитание любви к близким людям, родителям, родственникам;

– к детскому саду (воспитателям, друзьям);

– к родному городу-столице РТ, ее государственной символике (гимну, флагу, гербу).

Задачи воспитания патриотизма решаем во всех видах детской деятельности с учетом основополагающих принципов:

Краеведческий принцип помогает нам использовать в работе с детьми доступного им материала. Дети легче усваивают материал понятный, который они могут непосредственно воспринимать, а это материал о родном городе, живущих в нём людях, природе родного края.

– Принцип историзма реализуем путём описания явлений в двух исторических понятиях: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации помогает нам, педагогам, встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, видеть в ребёнке полноправного партнёра.

Принцип деятельностного подхода и принцип развивающего обучения используем в ходе детской активности на занятиях, в играх, в труде, на прогулке.

Принцип дифференциации помогает создать условия по проблеме освоения детьми знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с социумом и с семьёй. Для тесного взаимодействия с родителями воспитанников нами создан семейный клуб. Вместе с папами и мамами мы знакомим детей с достопримечательностями, историческими местами столицы, памятниками известным людям и пр. Мы считаем, что наши дети должны знать названия своей улицы и прилегающих к ней улиц; они должны знать основные достопримечательности города и т.п.

К концу дошкольного периода наши дети должны иметь представления о том, что столицу населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура. За основу воспитания любви к своей Родине берем доброжелательное отношение взрослых и детей к культуре других народов, независимо от их языка, цвета кожи и вероисповедания. В ходе экскурсий и целевых прогулок знакомим детей не только с историческим прошлым г. Казань, но и показываем как город менял свой облик благодаря созидательной деятельности всех предшествующих поколений.

Взаимодействуя с родителями в рамках семейного клуба, мы проявляем такт и терпение, потому что не секрет, что в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и вызывают порой недоумение. Привлечение родителей воспитанников к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от нас пристального внимания. Мы привлекаем родителей к совместной проектной деятельности, «Урокам доброты», созданию фотоальбомов «Казань в жизни семьи», обсуждению темы на круглом столе «Кто такой патриот?», к организации фотовыставок «Моя Родина», «Самое красивое место в Казани», «Мой любимый парк», «Солдаты нашей семьи», и т.п. Организуем встречи с «интересными людьми», пишем письма солдатам СВО, проводим экскурсии по улице, району, городу с привлечением родителей воспитанников. Интересно проходят викторины и конкурсы на знание истории г. Казань, его достопримечательностей, памятников, происхождения названий улиц, парков, площадей.

Для работы с родителями нами составлены информационные буклеты о возникновении г. Казань, историческом прошлом Родины, достопримечательностях города, его знаменитых людях. Также нами разработана «дорожная карта» по ведению краеведческой работы.

В данном вопросе большую роль играет взаимодействие с социумом: сотрудничество с музеем, библиотекой, центром творчества и другими организациями.

Таким образом, патриотическое воспитание подрастающего поколения — актуальная задача настоящего времени. Задача взрослых – помочь ребенку открыть красоту родного города, влюбить в Родину и ее историю. Знакомство дошкольника с родным городом и страной — процесс длительный и сложный. Нами создана такая система работы, которая позволяет планомерно осуществлять патриотическое воспитание детей в тесном взаимодействии с семьей воспитанников. Результатом работы можно считать возросший у детей интерес к истории столицы, а также высокий уровень знаний дошкольников о городе, знаменитых земляках, его достопримечательностях.