Воспитание детей в традициях национальной культуры
№ 112
Дания ОСИПОВА,
старший воспитатель первой квалификационной категории детского сада № 127 г. Казани
Гузель ЯРУЛЛИНА,
воспитатель высшей квалификационной категории по обучению детей татарскому языку детского сада № 127 г. Казани
“Туган телем – изге телем,
Синең белән серләшәм мин.
Барлык назлы сүзләремне
Туган телдә эндәшәм мин”
В звучании родной татарской речи как в зеркале отражается духовное и культурное наследие наших предков.
Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, и очень важно, чтобы эти созданные и накопленные богатства не оставались в прошлом, а постоянно питали новые подрастающие поколения.
Вопрос о национальном воспитании детей в детском саду имеет серьезнейшее значение. Впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения. Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также с уважением к другим народам родной страны.
Огромный потенциал духовно-нравственного воспитания детей сосредоточен в народной культуре и языке. Национально-региональный компонент, внесенный в федеральный государственный образовательный стандарт, предполагает обучение детей в доступных формах и видах их деятельности государственным языкам Республики Татарстан, а также приобщение их к национальной культуре; ознакомление с историей, географией и экологией Татарстана; воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности, воспитания личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем.
Первостепенная роль в процессе формирования национальной культуры отводится формированию нравственности на основе народных традиций. Под формированием национальной культуры у дошкольников следует понимать:
— формирование основных представлений об элементах национальной культуры;
— формирование эмоционально-ценностного отношения детей к родному народу, языку, культуре, родному краю, природе;
— формирование нравственных качеств личности;
— воспитание толерантной личности;
— развитие творческих способностей.
Что включает в себя основные представления у детей об элементах национальной культуры? Это знание и умение общаться на родном языке, знание народных сказок, потешек и загадок, знакомство с символикой народа, знание элементов народного этикета, знание народных игр и песен, а также национальных праздников.
Воспитатели являются носителями национальной культуры, и они должны быть вооружены современной методикой и технологией ее формирования. Воспитатели и педагоги, работающие в ДОУ, ориентируются на непринужденное освоение и приобщение детей к ценностям и традициям национальной культуры.
Весь воспитательно-образовательный процесс должен способствовать формированию детей нового поколения, способных впоследствии стать носителями и продолжателями национальных культур.
Процесс формирования национальной культуры в ДОУ предполагает тесное взаимодействие воспитателя с родителями детей, ведь родители являются носителями национальной культуры. В нашем детском саду повысилась активность родителей как полноправных участников образовательного процесса. Они активно участвуют в мероприятиях, организованных в детском саду, таких, как «Аулак өй», «Гаилә бәйрәме», «Нәүрүз», «Г.Тукай кичәсе», «Карга боткасы», «Сабантуй», «Җөмһөрият көне», конкурсах рисунков и поделок различной тематики: «По народным сказкам», «По сказкам Тукая», «По современным татарским мультфильмам», районных конкурсах, интернет-конкурсах. Результатом являются призовые места, дипломы воспитанников.
В перспективе нашей деятельности – возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания, активизация педагогического, культурного и образовательного потенциала родителей.