Волшебный мир тестопластики
Альфия СУЛТАНБЕКОВА,
воспитатель- орифренопедагог,
Уруссинская школа-интернат для детей с ОВЗ
Ютазинского района
Тема проекта:
Тестопластика как эффективное средство развития творческих способностей младших школьников с ОВЗ
Тип проекта:
Творческий развивающий проект
Участники проекта: проект рассчитан на детей с ОВЗ, 9-10 лет
Срок реализации: долгосрочный
Актуальность
Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей и креативности ребёнка младшего школьного возраста, включая детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), поскольку формирование воображения и раскрытие творческого потенциала являются ключевыми приоритетами начального этапа обучения. Ведь этот процесс охватывает все этапы формирования личности ребёнка с ОВЗ, стимулируя у него инициативность, самостоятельность в принятии решений и формируя навык свободного самовыражения. Для таких детей особенно важно развивать уверенность в себе, поскольку главная цель обучения заключается не только в приобретении знаний, умений и навыков, но и в воспитании творческой, адаптивной и полноценной личности. Такой подход способствует раскрытию потенциала каждого ребёнка с особыми образовательными потребностями и поддерживает его гармоничное развитие.
Исследования психологов показывают, что основные характеристики психики, фундамент интеллекта и духовной сферы начинают формироваться преимущественно в дошкольный и младший школьный периоды, несмотря на то, что их проявления часто становятся заметны лишь в более позднем возрасте. В связи с этим перед педагогами и воспитателями стоит важная задача — способствовать развитию ребёнка и раскрытию его творческих возможностей.
Вопросы развития творческого начала и творческих способностей человека неизменно вызывают интерес, как у научных исследователей, так и у педагогов, непосредственно работающих с детьми в практической деятельности.
Творчество представляет собой высшую степень активности и самостоятельности, выражающуюся в умении создавать нечто новое и уникальное. Эта способность востребована во всех сферах человеческой деятельности – будь то наука, искусство, производство, техника или хозяйственная деятельность.
В развитии художественной деятельности появляются новые пути, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы. Одним из таких инновационных методов является тестопластика- творческая работа с пластичным материалом (соленым тестом), которая способствует развитию мелкой моторики, воображения и творческого мышления у детей.
Развитие творческой активности и пробуждение интереса к изобразительной деятельности у детей эффективно поддерживается применением нетрадиционных методов работы с тестом, таких как тестопластика. Ключевым аспектом в процессе формирования творческих способностей является обучение детей умению выделять образы окружающего мира и использовать специальные инструменты для их создания и воплощения в пластичном материале.
Инновационность проекта:
- Использование тестопластики как инновационного метода коррекционно-развивающей работы
Тестопластика – это современная, нетрадиционная техника работы с пластичным материалом (тестом), которая сочетает в себе элементы арт-терапии, сенсорного развития и моторики. В отличие от классических методов лепки, данный подход ориентирован на создание максимально комфортной и адаптированной среды для детей с ОВЗ, учитывая их индивидуальные потребности и особенности восприятия. - Комплексное развитие через творческую деятельность
Проект объединяет развитие творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы и социальных навыков. Такой междисциплинарный подход способствует не только формированию художественных умений, но и социальной адаптации, повышению самооценки и уверенности в себе у детей с особыми образовательными потребностями. - Адаптация методик и материалов с учётом особенностей детей с ОВЗ
В проекте используются безопасные, гипоаллергенные материалы и специально подобранные игровые и образовательные технологии, что обеспечивает комфорт и безопасность для детей с различными ограничениями здоровья. Внедрение авторских методических разработок и цифровых ресурсов делает занятия более интерактивными и увлекательными. - Интеграция современных педагогических и психологических исследований
Проект базируется на последних достижениях коррекционной педагогики и психологии развития, что обеспечивает научную обоснованность и эффективность применяемых методик. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и сенсорики – ключевых факторов успешного обучения и социализации детей с ОВЗ. - Создание условий для партнёрства педагогов, детей и родителей
Важным инновационным элементом является активное вовлечение родителей в процесс творческого развития детей, что укрепляет семейные связи и способствует формированию устойчивой поддержки ребёнка в условиях дома и школы. - Долгосрочный и системный характер реализации
Проект рассчитан на длительный период, что позволяет постепенно и последовательно формировать у детей устойчивые навыки и творческие компетенции, а также отслеживать динамику их развития и корректировать педагогические подходы.
Цель – Создать условия для развития творческого потенциала, мелкой моторики и сенсорных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий тестопластикой, способствующих их эмоциональному развитию, социальной адаптации и повышению самооценки.
Задачи:
Образовательные:
- Учить передавать простейшие образы предметов и явлений окружающего мира с помощью тестопластики.
- Ознакомить с основными приёмами работы с тестом (лепка, сглаживание, выдавливание, соединение деталей).
- Учить работать в заданном пространстве и соблюдать пропорции.
- Формировать умение воспринимать и выполнять задания педагога, действовать по образцу и словесным указаниям.
- Развивать навыки обследования объектов через зрительное и тактильное восприятие для уточнения формы и текстуры.
Развивающие:
- Развивать творческие способности и воображение детей.
- Совершенствовать мелкую моторику, координацию движений рук и глазомер.
- Повышать интерес к процессу и результатам творческой деятельности.
- Формировать навыки коллективной работы и взаимодействия.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалам.
- Формировать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных творческих работ.
- Способствовать развитию терпения, усидчивости и настойчивости в достижении результата.
- Методы и формы организации деятельности
Визуальные – демонстрация, наблюдение, использование образцов;
Вербальные – беседы, разъяснения, постановка вопросов, художественные рассказы, пояснения, мотивация и поддержка;
Практические – демонстрация техник выполнения и способов работы (как в группе, так и индивидуально).
Ожидаемые результаты:
- У детей значительно возрастет интерес к творческой деятельности и проявится активное творческое начало.
- В творческих работах будет заметна оригинальность и новаторский подход.
- Дети смогут свободно экспериментировать с различными художественными материалами и инструментами.
- Разовьются самостоятельность и творческая инициативность.
- Улучшится ловкость и сила рук, повысится координация движений обеих рук и точность пальцевых движений.
- Родители приобретут дополнительные знания и навыки по поддержке и развитию творческих способностей своих детей.
- У детей сформируется осознанное и бережное отношение к процессу создания художественных работ.
- Будут укреплены партнерские взаимоотношения между родителями и педагогами, способствующие совместному развитию и организации жизни класса.
Ресурсы и материалы
- Натуральное тесто для лепки (рецепты безопасных и гипоаллергенных составов);
- Инструменты для работы с тестом (стеки, формочки, шприцы и др.);
- Рабочие поверхности и защитные покрытия;
- Иллюстративные материалы и образцы;
- Методические пособия по тестопластике;
- Помещение, оборудованное для творческой деятельности.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап:
- Формулирование основной темы и направленности проекта, ориентированного на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через тестопластику;
Изучение специализированной методической литературы по тестопластике и коррекционной педагогике, в частности «Соленое тесто» Автор: Г.Н.Чаянова
- Анализ и поиск цифровых ресурсов и онлайн-платформ, посвящённых тестопластике и развитию моторики у детей с особыми потребностями;
- Определение чётких целей и задач проекта с учётом индивидуальных особенностей детей;
- Оценка материально-технической базы и условий, необходимых для успешного творческого развития детей с ОВЗ;
- Проведение опроса и бесед с детьми для выявления их интересов и предпочтений в области пластического творчества;
- Подбор и адаптация игровых методик, материалов и оборудования для оснащения центра творческой деятельности с учётом потребностей детей с ОВЗ;
- Разработка перспективного плана занятий по тестопластике на учебный год, включающего коррекционные и развивающие компоненты.
- Непосредственная реализация проекта:
Месяц
|
Тема | Задачи |
Сентябрь | «Знакомство с тестом. Основные способы и приемы лепки». | Познакомить с основными свойствами теста.
Освоить простые способы и приёмы лепки. Ознакомить детей с техникой тестопластики. Познакомить с основными свойствами теста. Освоить простые способы и приёмы лепки. Формировать умение работать в рамках заданного пространства. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалам для лепки. |
Сентябрь | «Фрукты» | Научить детей основным приёмам работы с солёным тестом: отщипыванию, раскатыванию, надавливанию и размазыванию.
Формировать умение создавать простые формы и детали для лепки фруктов. Воспитывать аккуратность и усидчивость при работе с тестом. Развивать творческий интерес и фантазию. |
Октябрь | «Красивые цветы» | Ознакомить детей с техникой мозаичной тестопластики. Продолжать отрабатывать базовые приёмы работы с пластилином. Формировать навыки выполнения заданий в ограниченном пространстве. Способствовать развитию увлечённости процессом и удовлетворения от полученных результатов. |
Октябрь | «В лес по грибы» | Продолжать расширять знания детей о технике тестопластики; формировать общее представление о грибах; развивать умение передавать их природные особенности и цветовую гамму; напомнить о таких качествах теста, как мягкость и податливость. |
Ноябрь
|
«Семейство ежей» | Научить детей создавать образ ежа, передавая его характерные особенности, развивать мелкую моторику и творческое воображение. Обучить детей различным приемам лепки, таким как скатывание, вытягивание, прищипывание. |
Ноябрь | «Цветик- семицветик» |
Формировать умение создавать визуальные образы на основе прочитанного произведения «Цветик-семицветик» В. Катаева. Обучать детей внимательному восприятию и пониманию речи воспитателя, следованию образцу и выполнению инструкций. Способствовать развитию творческих навыков в изобразительной деятельности. Воспитывать интерес и мотивацию к самостоятельному созданию индивидуальных художественных работ. |
Декабрь | «Разные птицы» | Обучать детей моделированию птиц из теста с акцентом на правильное воспроизведение формы тела и добавление мелких элементов — клюва, крыльев, лапок. Формировать у ребят навыки аккуратного обращения с материалом, развивать терпение и внимательность к деталям в процессе творчества. |
Декабрь | «Новогодние игрушки» | · Ознакомить детей с основными техниками работы с солёным тестом, включая раскатывание, создание жгутов, колбасок, шариков и лепёшек, а также моделирование заданных форм. Содействовать развитию мелкой моторики рук, координации движений и точности восприятия. Стимулировать воображение, творческий потенциал и фантазию ребёнка. |
Январь | «Заяц в зимнем лесу» | · Развивать навык аккуратного отделения небольших кусочков от куска теста; обучать детей формировать шарики, прокатывая тесто круговыми движениями ладоней; формировать умение расплющивать шарики на ровной поверхности для создания плоских элементов; совершенствовать мелкую моторику рук. |
Январь | «Снеговички» | Научить создавать фигурки снеговиков из нескольких шариков разного размера. Развивать умение соединять детали (голова, туловище, руки) аккуратно и устойчиво. Развивать воображение и умение работать по образцу и самостоятельно. |
Февраль | «Снегурочка» | Познакомить детей с образом Снегурочки, акцентируя внимание на её внешнем виде и наряде. Способствовать развитию мелкой моторики, улучшая координацию движений и синхронизацию работы обеих рук. Стимулировать воображение и творческие способности, обучая создавать образы и реализовывать их в изделиях. Укреплять наблюдательность, помогая замечать детали и пропорции. Развивать сенсорную чувствительность, улучшая восприятие формы, фактуры и цвета. Формировать навыки самоорганизации и самоконтроля в процессе работы. |
Февраль | «В зоопарке» | Обобщить знания детей о животных, которые живут в зоопарке. Предложить каждому ребёнку самостоятельно выбрать понравившееся животное и слепить его. Активно поддерживать и стимулировать инициативу и творческую самостоятельность детей. По завершении работы организовать тематическую выставку творческих работ под названием «Наш весёлый зоопарк», чтобы продемонстрировать достижения каждого ребёнка и создать праздничную атмосферу. |
Март | «Сувенир для мамы» | Развивать умение соединять отдельные элементы в единую композицию.Формировать аккуратность и внимание к деталям при выполнении поделки.Способствовать развитию творческого мышления и воображения через создание уникального сувенира.Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание сделать подарок для близкого человека. |
Март | «Сюжетная композиция по замыслу» (групповая работа) | Стимулировать фантазию и креативность при создании сюжетов и персонажей. Обучить основам построения сюжета и распределения элементов в пространстве. Обогащать восприятие текстур, форм и цветов в процессе лепки. Развивать навыки общения и сотрудничества при выполнении групповых проектов. |
Апрель | «Космические ракеты» | Углубить знания детей о космосе и его объектах, расширяя их представления о Вселенной.
Познакомить с основными элементами ракеты, включая корпус, носовую часть и боковые элементы. Закрепить представление о профессии космонавта и его значении в исследованиях космического пространства. Повторить техники лепки, такие как раскатывание, вытягивание, сплющивание, соединение и сглаживание. Стимулировать воображение, фантазию и творческие способности. |
Апрель | «Кошка на подушке»
|
Совершенствовать навыки лепки из соленого теста, акцентируя внимание на взаимосвязи между пластической формой, используемым материалом и технологическими процессами. Обучать детей планированию своей работы: формировать образ, делить тесто на части различного размера, применять рациональные методы лепки, начиная с крупных элементов и постепенно переходя к деталям. Развивать глазомер, а также чувство формы и пропорций, что поможет создать более гармоничные и выразительные изделия. |
Май | «Солдат» | Формировать представления о пропорциях человеческой фигуры. Освоить технику лепки различных элементов (голова, туловище, руки, ноги, одежда, снаряжение).
Развивать мелкую моторику и координацию движений. Поощрение самостоятельного выбора позы, выражения лица и деталей формы. Воспитывать чувство патриотизма и уважения к защитникам Родины. |
Май | Тайны подводного мира
|
Расширить знания детей о разнообразии морских обитателей и их среде обитания. Развивать наблюдательность и умение различать особенности внешнего вида морских существ.
Развивать мелкую моторику, координацию и творческое мышление через практические задания. Воспитывать бережное отношение к природе и желание сохранять морские экосистемы. |
Работа с родителями:
- Проведение анкетирования для родителей с целью «Выявления знаний о тестопластике».
- Организация беседы с родителями на тему «Польза занятий с соленым тестом для развития ребенка».
- Проведение консультаций для родителей «Как обучить ребенка искусству лепки из соленого теста».
- Создание буклетов с информацией «Рецепты соленого теста. Покраска и сушка».
- Подготовка передвижной папки «Тестопластика как инструмент для развития креативных способностей у детей».
- Проведение мастер-класса по созданию сувениров под названием «Обратная тестопластика».
III.Итоговый
Подведение итогов реализации проекта в форме выставки «Волшебство соленого теста: творческие истории в цвете».
Эта выставка отражает уникальные работы детей, которые с помощью соленого теста смогли воплотить свои фантазии, эмоции и идеи в ярких и выразительных образах. Каждый экспонат- это маленькое чудо, созданное руками и воображением.
Описание промежуточных результатов, достигнутых в процессе реализации проекта
В начале реализации проекта было проведено анкетирование среди родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной задачей данного опроса являлось определение уровня осведомлённости родителей о тестопластике, а также планирование дальнейшей работы с ними в этой области.
Анализ полученных данных показал, что лишь двое родителей имели представление о данном виде творчества, в то время как большинство респондентов не были знакомы с данной темой. Учитывая эту ситуацию, было принято решение познакомить родителей с данной техникой через специально разработанные консультации. Цель таких мероприятий — расширить их знания и навыки, что позволит более эффективно поддерживать и развивать творческие способности детей в домашних условиях.
Далее был проведён опрос среди детей с целью выяснить их интерес к тестопластике.
Результаты показали, что никто из них не пробовал лепить из соленого теста. Тем не менее, многие дети активно занимаются лепкой из пластилина.
Важно отметить, что многие из них не осознают, что из солёного теста можно не только лепить, но и создавать уникальные художественные работы. В связи с этим детям были продемонстрированы картины, предиеты интерьера, выполненные в инновационной технике с использованием солёного теста. Эта демонстрация вызвала у детей большой интерес и восторг.
После проведения первого этапа опроса детям было предложено выполнить тестовое задание – дорисовать геометрические фигуры, чтобы оценить уровень их творческого развития. Эти задания должны были отразить индивидуальные особенности творчества каждого ребёнка.
На альбомном листе бумаги были изображены шесть фигур одинакового размера, выполненных графитным карандашом. Ребятам было предложено поразмышлять над тем, что каждая фигура может из себя представлять, а затем дорисовать и раскрасить их, чтобы сделать рисунок более привлекательным.
Для оценки уровней развития творческих проявлений детей я опирался на критерии, предложенные Т.С. Комаровой.
- Содержание изображения: анализируется, какие элементы присутствуют в рисунке и насколько они разнообразны.
- Передача формы: оценивается, насколько точно переданы формы объектов – являются ли они простыми или сложными, и искажены ли они.
- Строение предмета: рассматривается правильность расположения частей изображения.
- Цветовое оформление: анализируется яркость и насыщенность цветов, а также их теплоту или холодность, и количество используемых оттенков.
- Характер линий: оценивается сила нажима на инструмент, а также техника раскраски – используются ли мелкие штрихи или крупные мазки.
Таким образом, по итогам диагностики уровня творческого развития детей в начале проекта было выявлено: 20% детей обладали высоким уровнем, 35% – средним, и 45% – низким уровнем творчества. Результаты первого этапа показали, что у большинства детей недостаточно развиты навыки наблюдения, а также способности к фантазии и творческой активности.
В ходе основного этапа, направленного на развитие изобразительного творчества, дети участвовали в серии занятий по тестопластике.
По завершении проекта показатели изменились следующим образом: высокий уровень творчества был отмечен у 30% детей, средний – у 45%, а низкий – у 25%.
Деятельность, ориентированная на развитие художественно-творческих способностей, принесла значительные результаты. Наблюдается положительная динамика в развитии творческих навыков у воспитанников.
Важно продолжать работу с детьми, акцентируя внимание на развитии их творческих способностей, а также совершенствовании методов работы с соленым тестом. Это позволит не только укрепить уже достигнутые результаты, но и создать условия для более глубокого раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Сравнительный анализ показал, что у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) произошло значительное преодоление зажатости и сдержанности в проявлении фантазии. Мы можем ежедневно наблюдать результаты их работы в классе.
Дети стали более самостоятельными и активно стремятся к нестандартным решениям. Они проявляют большую свободу в выборе материалов и с уверенностью используют различные приемы тестопластики. Эти изменения свидетельствуют о росте их творческого потенциала и уверенности в собственных силах.
Дальнейшее развитие проекта:
На занятиях с детьми
- Разнообразить и усложнить содержание работ: Ввести новые техники и методы работы с соленым тестом, чтобы стимулировать интерес и развитие творческих способностей у детей.
- Показать различные виды тестопластики: Применять комбинации разных стилей и техник в одной работе, что позволит детям экспериментировать и развивать креативность.
- Разработать больше занятий: Создать новые программы и модули, которые будут включать в себя участие детей в различных конкурсах и выставках, тем самым повышая их мотивацию и уверенность.
Работа с родителями
- Продолжать взаимодействие с родителями: Предоставлять методические рекомендации и проводить индивидуальные беседы, чтобы вовлечь их в процесс развития творческих способностей детей.
- Организовывать выставки работ: Создавать платформы для демонстрации творческих достижений детей, включая совместные работы с родителями, что поможет укрепить связь между домом и образовательным процессом.
Работа с педагогами
- Запланировать и провести мастер-класс: Обмениваться опытом и методиками с коллегами, чтобы улучшить качество обучения и работы с детьми.
- Выступить на педсовете: Поделиться результатами работы и предложить новые идеи для внедрения в образовательный процесс.
Заключение:
В заключении следует подчеркнуть, что тестопластика выступает не просто как метод творческого развития, а как инновационный и многогранный инструмент, особенно актуальный для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Анализ разнообразной литературы и результаты организованной деятельности показали, что занятия тестопластикой оказывают всестороннее положительное воздействие на развитие ребенка. Они способствуют углублению сенсорного восприятия, активизируют воображение и пространственное мышление, а также развивают мелкую моторику и координацию обеих рук. Более того, данный метод формирует у детей навыки планирования творческого процесса, умение предвидеть конечный результат и гибко вносить необходимые коррективы, что является важной составляющей творческого мышления.
Особенность тестопластики заключается в её открытости и отсутствии жёстких рамок, что позволяет каждому ребенку проявлять индивидуальность, экспериментировать с формами, цветами и композициями, развивая тем самым свои художественные способности и уверенность в собственных силах. Это особенно важно для детей с ОВЗ, для которых творческая самореализация становится не только способом развития, но и источником положительных эмоций, мотивации и социальной адаптации.
Значимую роль в успешном применении тестопластики играет педагог, который, создавая новые творческие ситуации и задачи, стимулирует детей применять уже приобретённые знания и умения, а также искать оригинальные решения и нестандартные подходы. Такой подход способствует формированию у детей позитивного эмоционального настроя, радостного удивления и желания активно участвовать в творческом процессе.
Кроме того, эффективное развитие творческого потенциала возможно лишь при тесном взаимодействии педагогов, детей и родителей. Совместная деятельность создает благоприятную, насыщенную и интересную среду, в которой ребенок чувствует поддержку и вдохновение для дальнейшего роста и самовыражения.
Таким образом, тестопластика не просто расширяет возможности художественного развития, но и способствует всестороннему формированию личности ребенка, стимулируя его интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие. Внедрение данного инновационного метода в образовательную практику открывает новые горизонты для творческого и личностного роста детей, делая процесс обучения насыщенным, радостным и значимым.
Список источников и литературы
- Г. Н. Чаянова. Соленое тесто./ М. «Дрофа- Плюс», 2008.
- К.В. Силаева. Соленое тесто: Украшения. Сувениры. Поделки. /М. «Эксмо», 2002.
3. Лючия Пацци. Лепим из соленого теста. Забавные фигурки и оригинальные композиции./ М. «Контэнт», 2012.
- Кискальт Изольда. Соленое тесто. Увлекательное моделирование./ Проф-Издат, 2011.
- И.Н.Хананова. Соленое тесто. Фантазии из муки, соли и воды/ АСТ- Пресс, 2007.
- Страна мастеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.stranamasterov.ru, свободный.