«Волшебный мир сказок». «Дружба – это чудо»

«Волшебный мир сказок». «Дружба – это чудо»

(Литературное чтение. 2 класс)

 

Алиса Cагдиева,

учительница начальных классов

первой квалификационной категории

гимназии №184 города Казани

 

Ксения Губернаторова,

учитель русского языка и литературы

гимназии №184 города Казани

 

Цель: вспомнить вместе с ребятами русские и белорусские народные сказки, развивать желание больше читать и пополнять свои знания о сказках.

Оборудование: название урока; картинки с фрагментами сказок; сказочные пазлы, песня «Маленькая страна», сведения о Мальчике с пальчике.

Ход урока:

I.Организационный момент

«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». А. С. Пушкин

Здравствуйте, милые ребята! Усаживайтесь, пожалуйста, поудобнее. Мы отправимся в государства, которые когда-то жили одной большой семьёй и сейчас они хоть и живут в рознь, а дружат как и раньше. Эти государства Белоруссия и Российская Федерация. У этих государств даже сказочные герои одинаковые. Сегодня побываем в удивительной стране и встретимся  с ее необыкновенными жителями.

II.Актуализация знаний

Учительница:

Там зло с добром не уживается,
И победит всегда добро.
Как же эта страна называется?
Догадались, наверно, давно?

Конечно, эта необыкновенная страна – страна сказок. Я со своими помощниками поведу вас в волшебный мир сказок.

III. Путешествие в волшебный мир сказок

В сказочный мир с Мальчиком с пальчиком

Сказки -столько в этом слове

Ласки, нежности, любви.

Мы рождаемся со сказкой,

И шагаем с ней везде…

Если нам бывает трудно,

Вспоминаем сказки мы,

С ними мы не расстаемся,

Сказки нам всегда нужны.

 

В эту удивительную страну сказок поведет нас любимый герой белорусской, а также русской сказки Мальчик с пальчик. Мой добрый помощник. Посмотрите-ка на него. Маленький мальчик величиной с мизинец.

На экране появляются Мальчик с пальчик.

Чтобы попасть в страну сказок надо помощь Мальчику с пальчику разгадать перепутанное слово и отгадать названия сказки.

 

КОООКЛБ

Ученики: /КОЛОБОК/

 

Учительница: Правильно, ребята. А сейчас послушаем сказку. Один ученик рассказывает содержание сказки. На экране презентация «Колобок»

 

Учительница:  Дети, давайте поможем Колобку и найдем способы избежания быть съеденным. Построим «Волшебную дорожку для Колобка»

Кто может помочь Колобку перехитрить лесных жителей?

Как возможно изменить Колобка, чтобы звери сами отказались его есть?

Дети высказывают свои версии (заморозить, поджарить, превратить в жидкое тесто, поперчить…) и коротко рассказывают алгоритм передвижения Колобка.

Учительница: Молодцы. Мальчик-с-пальчик из Белорусской народной сказки в восторге от вас.

Белорусского Мальчика-с-пальчика сменяет Мальчик-с-пальчик из русской народной сказки/Слайд4/ Мальчик-с-пальчик является творцом добра. В сказках у нас всегда побеждает что?

Ученики: Добро.

Учительница: Правильно. Мальчик с пальчик сочинил для вас стихи-загадки. Нужно отгадать о какой сказке идёт речь?

  1. С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка?

/дети отвечают/

  1. Сейчас потолкуем

О книжке другой-

Тут синее море,

Тут берег морской…

Старик вышел к морю,

Он невод забросит,

Кого-то поймает.

Чего-то попросит.

О жадной старухе

Рассказ тут пойдет.

А жадность, ребята,

К добру не ведет…

И кончится дело

Все тем же корытом,

Но только не новым,

А старым, разбитым.

/Отгадывают/

  1. Кто-то за кого-то

Ухватился крепко:

– Ох, никак не вытянуть!

– Ох, засела крепко!

Но еще помощники

Скоро прибегут…

Победит упрямицу

Дружный общий труд.

Кто засел так крепко,

Может это….

– Репка?

Учительница: Ай да молодцы. Как вы хорошо справились с этим заданием. И Мальчик с пальчик очень доволен вами.

Русский и белорусские Мальчики с пальчики подружились между собой. У них в доме очень много книг и они увлекаются компьютерными играми как и вы.

Они принесли вам игру «Кто быстрее». Кто быстрее соберет пазлы и отгадает название сказки, автора и главного героя.

/Дети собирают пазлы и отвечают на вопросы Мальчиков с пальчиков //   Ш.Перро «Золушка». Главная героиня сказки ЗОЛУШКА.//

Учительница: Молодцы, ребята. И с этим заданием легко справились. Дальше

передвигаемся по стране «Сказки».

Мальчик с пальчик- энтузиаст, неисправимый оптимист и весельчак. Он принес вам игру «Перепутанные буквы».  Надо разгадать имена сказочных героев. Пусть не сползает улыбка с лица Мальчика с пальчика.

  1. ймокачюоДв (Дюймовочка)
  2. никечП (Печкин)
  3. срКанаяокчаШпа (Красная Шапочка)
  4. инкаМторсток(кот Матроскин)
  5. дедФядоря(дядя Федор)
  6. кялкопШа (Шапокляк)
  7. жикЖев (Жевжик)
  8. пальчиксМальчик (Мальчик с пальчик)

Учительница: Молодцы! И с этой задачей справились. Мальчик с пальчик неутомимый работник, помощник отца. Однажды, когда пришел батюшке помогать пахать, нашел чудесную шкатулку. А в шкатулке чудесные предметы (вещи).  Мальчик с пальчик затрудняется, кому же, каким сказочным героям принадлежат эти вещи. Дети, давайте поможем добродушному и отзывчивому Мальчику с пальчику.

Игра «Чудесная шкатулка» А в шкатулке вещи сказочных героев. Из каких сказок эти вещи?

  1. Туфелька («Золушка»)
  2. Ключик («золотой ключик, или приключения Буратино»)
  3. Мыло («Мойдодыр»)
  4. Горошина («Принцесса на горошине»)
  5. Градусник («Айболит»)
  6. Яйцо («Курочка Ряба»)

7.Стрела («Царевна-лягушка»)

8.Тыква («Золушка»)

9.Пирожок («Маша и Медведь»)

10.Варенье («Малыш и Карлсон»)

11.Топор («Не силой, ​​а умом»)

Учительница: Ай да молодцы! Мальчик с пальчик очень благодарен Вам, за то что вы  помогли ему найти хозяев вещей. Ведь Мальчик с пальчик любит во всем порядок.

На последок Мальчик с пальчик принёс телеграмму.

Мальчик с пальчик: Телеграмма! Срочная телеграмма!!!

Учитель: Что такое? Что случилось? Где телеграмма?

Мальчик с пальчик. Вот возьмите. А здесь распишитесь.

Учитель (читает).  Дети тут адресат не указан. Может вы угадаете от кого эти телеграммы?

«Спасите! Нас съел Серый волк».

Дети: «Волк и Коза».

Учитель: «Простое яичко уже снесла»

 Дети: «Курочка ряба».

Учитель: «Живёт без всякой славы, средь зеленья дубавы, у семи богатырей».

Дети: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Учитель: Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать?

Дети: «Легкий хлеб»-волк

Учитель: «Эй, человек, давай будем бороться!»

Дети: «Не силой, ​​а умом»-медведь

 

Учитель: О, да вы и с этим заданием справились. Наши сказочные герои спасены.

Ребята, Мальчик с пальчик остался доволен вашими ответами. От вас он узнал очень много о сказках. И обещает прочитать сказки, которые услышал сегодня и даже попытается сам написать. В конце хочу сказать, что у каждого народа есть свои сказки. Они различны и чем-то похожи друг на друга. Различны, потому что они возникли в разных государствах, и в них отразились обычаи разных народов. Похожи между собой, потому что в них отразились мечты народов о счастье, их вера в победу добра над злом.

/ Слайд 11/

  1. VI. Итог урока.

– Так что же объединяет сказки? / Все сказки учат добру. Все заканчивается хорошо и добро побеждает зло./

– Для чего нам читать сказки?

/Сказки собирают народную мудрость, учат нас добру, ценить красоту. Недаром они заканчиваются словами: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”/

Учитель: На прощанье говорим;

О том и речь,

Что еще нас

Ждут свиданья,

Много-много

Новых встреч!

Урок заканчивается прослушиванием песни «Маленькая страна»

Список литературы:

  1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников – Москва: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Блинова И.В. Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения в 1-4 классах – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Мищенкова Л.В. Игровые программы и праздники в начальной школе – Ярославль: Академия развития, 2007.
  4. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия: 2 класс – Москва: ВАКО, 2007.
  5. Сказочные пазлы. /Золушка. Принц-лягушка. Сказка о рыбаке и рыбке./-Москва:Дрофа-плюс,2012.
  6. Белорусские народные сказки.