Викторина «Знатоки родного русского языка и литературы»

Гульсина ИДРИСОВА,

учитель высшей квалификационной категории

русского языка и литературы

 многопрофильной школы №181»

г. Казани

Цель: воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению родного русского языка и литературы, как на уроках, так и во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность.

 

Викторину знатоков можно провести с учениками 5–7 классов. Детей нужно поделить на 2 команды. Предложить подобрать название для команды, выбрать капитана. Предупредить учеников, что работа командная, после озвученного вопроса или задания нужно работать сообща. Принимать решение тоже сообща, с согласия всей команды. Капитан выбирает по своему усмотрению, кому давать ответ. Дается время для обдумывания названия команды, выбора капитана. Предлагается жюри занять место для объективного подсчета ответов.

  1. Приветствие участников викторины, посвященному Дню родных языков:

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно и тепло, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

  1. – Ребята, известно, что 21.02 в нашей стране празднуется День родных языков. Родной язык у каждого свой: для кого-то русский язык родной, для кого-то, как для меня и других ребят из класса татарский, для кого-то чувашский или марийский, грузинский, азербайджанский и т.д. Каждый человек любит свой родной язык, бережет его. Вот и известный дагестанский поэт Расул Гамзатов воспевает в своем стихотворении свой родной аварский язык. Прочитает это произведение ваш одноклассник. (На экране открывается презентация с музыкальным сопровождением.)

(Перевод Наума Гребнева)

Всегда во сне нелепо все и странно.
Приснилась мне сегодня смерть моя.
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижно я.

Звенит река, бежит неукротимо.
Забытый и не нужный никому,
Я распластался на земле родимой
Пред тем, как стать землею самому.

Я умираю, но никто про это
Не знает и не явится ко мне,
Лишь в вышине орлы клекочут где-то
И стонут лани где-то в стороне.

И чтобы плакать над моей могилой
О том, что я погиб во цвете лет,
Ни матери, ни друга нет, ни милой,
Чего уж там — и плакальщицы нет.

Так я лежал и умирал в бессилье
И вдруг услышал, как невдалеке
Два человека шли и говорили
На мне родном, аварском языке.

В полдневный жар в долине Дагестана
Я умирал, а люди речь вели
О хитрости какого-то Гасана,
О выходках какого-то Али.

И, смутно слыша звук родимой речи,
Я оживал, и наступил тот миг,
Когда я понял, что меня излечит
Не врач, не знахарь, а родной язык.

Кого-то исцеляет от болезней
Другой язык, но мне на нем не петь,
И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть.

Я за него всегда душой болею,
Пусть говорят, что беден мой язык,
Пусть не звучит с трибуны ассамблеи,
Но, мне родной, он для меня велик.

Мне дорог край цветущий и свободный,
От Балтики до Сахалина — весь.
Я за него погибну где угодно,
Но пусть меня зароют в землю здесь!

Чтоб у плиты могильной близ аула
Аварцы вспоминали иногда
Аварским словом земляка Расула —
Преемника Гамзата из Цада.

 

Языковедческая  разминка

  1. – Итак, начинаем языковедческую разминку. Вопросы предлагаются по очереди каждой команде.

а) Чарли Чаплин и Жозефина Чаплин. Какая из фамилий склоняется по падежам? (мужская)

б) Врач сказал, что я буду поправляться. Исправьте лексическую ошибку. (Врач сказал. Что я буду выздоравливать.)

в) Как называются одинаковые по звучанию, но разные по написанию слова? (омофоны)

г) Есть в Тульской области усадьба – Ясная Поляна. Кто из известных русских писателей там родился, жил и работал? (Лев Николаевич Толстой)

д) Подберите антоним. Мягкий сыр–? (твердый сыр)

е) Густой бульон –? (жидкий бульон)

ж) Мягкий хлеб –? (черствый хлеб)

з) Мягкий климат –? (суровый климат)

  1. Метаграмма – словесная игра, построенная на замене в слове одного звука на другой.

а) С глухим шипящим я числительное,

Со звонким – имя существительное. (шесть – месть)

б) С третьей буквой алфавита я больных лечу,

А с четвертой я весною прилечу. (врач – грач)

в) Из названий каких букв можно приготовить пищу? (ка-ша)

г) Названия каких двух букв составляют целую эпоху? (э – ра)

  1. Переходим к фразеологизмам.

а) Я буду называть значение, а вы должны назвать сам фразеологизм. Грязь, беспорядок, запущенность…? (Авгиевы конюшни)

б) Кто является прототипом фразеологизма Авгиевы конюшни? (Авгий – царь Элиды)

Литературная разминка.

  1. Ведущим читается фрагмент из произведения. Например, «Морожены песни» Степана Писахова. Команда должна назвать автора и название произведения. Или можно, как вариант, показать фрагмент из мультфильма «Морожены песни». Задание тоже самое.
  2. Какой край описывает автор в прочитанном фрагменте? (Северный, Архангельский край)
  3. Юрий Бондаренко. «Поздним вечером». Какое действие мальчика по имени Коля подтверждает его любовь и заботу о маме? (Несколько раз греет чайник для мамы, ждет её прихода, сидя за столом, хотя ему давно пора ложиться спать.)
  4. Чтение фрагмента из произведения «Солдатская песня о Севастополе» Алексея Апухтина. Задание – определить автора и название.
  5. Каким события посвящено стихотворение «Солдатская песня о Севастополе» Алексея Апухтина? (События Крымской войны 1853 – 1856 г.г., войны России с Османской империей)
  6. Найдите рифмующиеся слова. (Командам по очереди читаются маленькие четверостишья)

а) Мы умеем предками гордиться –

Память о печатнике живет,

Федору памятник в столице

Сохраняет бережно народ. (гордиться – столице, живет – народ)

б) Но солнце к вечеру садиться

И утро заново встает,

Так каждый раз свою столицу

Вновь восстанавливал народ. (садиться – столицу, встает – народ)

Отдых. Музыкальная пауза.

(Заранее подготовленный ребенок исполняет на своем родном языке песню.)

Игра «Перепутаница» На доске написан текст, но слоги в словах перепутаны. Нужно восстановить текст.

Исриято язкаы етгамопо тьнауз, акк лижи, лилимыс, шина едпрки, киками либы хи мивозрозрниее, хи внунийтрен рим.

(История языка помогает узнать, как жили, мыслили наши предки, какими были их мировоззрение. Их внутренний мир.)

Подводится итог викторины. Команда – победитель награждается дипломом Победителя.