Виды транспорта (Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе)

Виды транспорта

(Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе)

Юлия ХАЗОВА,

учитель-логопед.

Детский сад № 177

комбинированного вида

г.Казани

Цель: Обогащать словарь детей по лексической теме «Транспорт».

Оборудование: аудиозапись веселой музыки, карточки с изображением моря, неба и дороги по количеству детей, 3 карточки большего размера с изображением моря, неба и дороги (стоят на столах), распечатанные дорожные знаки 1.2 (Пересечение к железнодорожному переезду, оборудованному шлагбаумом), 1.10 (Выезд на набережную), 1.30 (Низколетящие самолеты), карточки с изображением разного транспорта по количеству детей,

Предварительная работа: Разучивание стихотворения для физминутки «Транспорт», беседы по теме «Транспорт».

Ход занятия:

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня занятие мы начнем с танца, а как только музыка закончится, найдите себе пару.

(Дети танцуют под веселую музыку, по окончанию музыки находят себе пару).

Логопед: Посмотрите друг на друга и решите, кто из вас выше, а кто ниже.

(Дети определяют  рост).

Логопед: Расскажите своему товарищу, на каком транспорте вы передвигались в своей жизни. По сигналу начинает тот, кто ниже.

(Дети рассказывают друг другу).

Логопед: Лиза, на чем передвигался Карим?

(Ответы детей. Логопед опрашивает 34 ребенка).

Логопед: Сегодня мы с вами как раз поговорим о транспорте.

На столе лежат карточки с изображением моря, неба и дороги.

Логопед: Посмотрите, у меня есть карточки. Выберите себе ту, которая вам нравится, и найдите место за столом.

(Дети выбирают карточки и рассаживаются за столы. На каждом столе стоит карточка-определитель, дублирующая карточки детей. В итоге за каждым из трех столов окажется по 4 ребенка).

Логопед: Ребята, что изображено на ваших карточках. Участник номер 3? 2? 4? Как раз на эти виды и делится наш транспорт: водный, воздушный и наземный.

Логопед: Сейчас расскажите своей команде, какой транспорт можно встретить на воде, на земле и в воздухе. По сигналу начинает участник номер 1 и далее по сигналу продолжают участники номер 2, 3, 4.

(Дети обсуждают).

(Логопед опрашивает по 1 участнику от каждого стола, какой транспорт относится к этим видам).

Логопед: Ребята, я приготовила вам интересное задание, но до него нужно будет добраться. Пройдите ко мне. Вспомним с вами наше стихотворение и отправимся в лес.

(Дети выполняют движение по тексту стихотворения).

На лошадке едем, до угла доедем (цокают).

Сели на машину, налили бензину сссссссссс.

На машине едем ттттттттт.

До реки доедем – стоп! Разворот!

На реке пароход ууууууу.

Пароходом плывем ууууууу,

До горы доплывем уууууууу,

Пароход не везет надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит ллллл.

Логопед: Ребята, вот мы и доехали до леса. Сейчас нам с вами нужно надеть лыжи и дальше мы поедем на лыжах.

(Дети идут по кругу, имитируя лыжный шаг. Логопед ставит знак 1.2 Пересечение к железнодорожному переезду, оборудованному шлагбаумом).

Логопед: Ребята, как вы думаете, о чем говорит нам этот знак?

(Ответы детей).

Логопед: Правильно, ребята. Это предупреждающий знак. Он предупреждает нас о том, что мы приближаемся к железной дороге. Едем дальше.

(Логопед показывает знак 1.10 (Выезд на набережную).

Логопед: А как вы думаете, о чем говорит этот знак?

(Ответы детей).

Логопед: Это тоже предупреждающий знак и он говорит нам, о том, что впереди выезд на берег  реки. Едем дальше.

(Логопед ставит знак 1.30 Низколетящие самолеты)

Логопед: А о чем говорит нам этот знак, как вы думаете?

(Ответы детей).

Логопед: Этот знак говорит нам о том, что мы приближаемся к аэропорту, здесь мы можем увидеть низко летящие самолеты и услышать их шум. Вот как раз около аэропорта я и спрятала свое задание. Давайте, посмотри, что внутри.

(Логопед достает коробочку с карточками, на которых изображен транспорт и раскладывает карточки на столе).

Логопед: Посмотрите, здесь есть много карточек с разным транспортом. Но здесь все перепутано. Вам нужно найти только тот транспорт, который относится у вашей команды к водному, у вас – к наземному, а у вас – к воздушному. Возьмите карточки и прикрепите их на доску рядом с карточкой определителем.

(Дети расставляют карточки).

Логопед: Проверим, справились ли вы с заданием.

(Логопед четко проговаривает названия транспорта).

Логопед: Отлично, ребята! Расскажите, что нового вы узнали на занятии?

(Ответы детей).

Логопед: Верно, сегодня на занятии вы познакомились с разными видами транспорта, узнали, какой транспорт относится к тому или иному виду, увидели новые для вас знаки, которые редко встречаются в городе.  На этом наше путешествие заканчивается.