Виды транспорта (Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе)
Виды транспорта
(Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе)
Юлия ХАЗОВА,
учитель-логопед.
Детский сад № 177
комбинированного вида
г.Казани
Цель: Обогащать словарь детей по лексической теме «Транспорт».
Оборудование: аудиозапись веселой музыки, карточки с изображением моря, неба и дороги по количеству детей, 3 карточки большего размера с изображением моря, неба и дороги (стоят на столах), распечатанные дорожные знаки 1.2 (Пересечение к железнодорожному переезду, оборудованному шлагбаумом), 1.10 (Выезд на набережную), 1.30 (Низколетящие самолеты), карточки с изображением разного транспорта по количеству детей,
Предварительная работа: Разучивание стихотворения для физминутки «Транспорт», беседы по теме «Транспорт».
Ход занятия:
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня занятие мы начнем с танца, а как только музыка закончится, найдите себе пару.
(Дети танцуют под веселую музыку, по окончанию музыки находят себе пару).
Логопед: Посмотрите друг на друга и решите, кто из вас выше, а кто ниже.
(Дети определяют рост).
Логопед: Расскажите своему товарищу, на каком транспорте вы передвигались в своей жизни. По сигналу начинает тот, кто ниже.
(Дети рассказывают друг другу).
Логопед: Лиза, на чем передвигался Карим?
(Ответы детей. Логопед опрашивает 3–4 ребенка).
Логопед: Сегодня мы с вами как раз поговорим о транспорте.
На столе лежат карточки с изображением моря, неба и дороги.
Логопед: Посмотрите, у меня есть карточки. Выберите себе ту, которая вам нравится, и найдите место за столом.
(Дети выбирают карточки и рассаживаются за столы. На каждом столе стоит карточка-определитель, дублирующая карточки детей. В итоге за каждым из трех столов окажется по 4 ребенка).
Логопед: Ребята, что изображено на ваших карточках. Участник номер 3? 2? 4? Как раз на эти виды и делится наш транспорт: водный, воздушный и наземный.
Логопед: Сейчас расскажите своей команде, какой транспорт можно встретить на воде, на земле и в воздухе. По сигналу начинает участник номер 1 и далее по сигналу продолжают участники номер 2, 3, 4.
(Дети обсуждают).
(Логопед опрашивает по 1 участнику от каждого стола, какой транспорт относится к этим видам).
Логопед: Ребята, я приготовила вам интересное задание, но до него нужно будет добраться. Пройдите ко мне. Вспомним с вами наше стихотворение и отправимся в лес.
(Дети выполняют движение по тексту стихотворения).
На лошадке едем, до угла доедем (цокают).
Сели на машину, налили бензину сссссссссс.
На машине едем ттттттттт.
До реки доедем – стоп! Разворот!
На реке пароход ууууууу.
Пароходом плывем ууууууу,
До горы доплывем уууууууу,
Пароход не везет надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит ллллл.
Логопед: Ребята, вот мы и доехали до леса. Сейчас нам с вами нужно надеть лыжи и дальше мы поедем на лыжах.
(Дети идут по кругу, имитируя лыжный шаг. Логопед ставит знак 1.2 Пересечение к железнодорожному переезду, оборудованному шлагбаумом).
Логопед: Ребята, как вы думаете, о чем говорит нам этот знак?
(Ответы детей).
Логопед: Правильно, ребята. Это предупреждающий знак. Он предупреждает нас о том, что мы приближаемся к железной дороге. Едем дальше.
(Логопед показывает знак 1.10 (Выезд на набережную).
Логопед: А как вы думаете, о чем говорит этот знак?
(Ответы детей).
Логопед: Это тоже предупреждающий знак и он говорит нам, о том, что впереди выезд на берег реки. Едем дальше.
(Логопед ставит знак 1.30 Низколетящие самолеты)
Логопед: А о чем говорит нам этот знак, как вы думаете?
(Ответы детей).
Логопед: Этот знак говорит нам о том, что мы приближаемся к аэропорту, здесь мы можем увидеть низко летящие самолеты и услышать их шум. Вот как раз около аэропорта я и спрятала свое задание. Давайте, посмотри, что внутри.
(Логопед достает коробочку с карточками, на которых изображен транспорт и раскладывает карточки на столе).
Логопед: Посмотрите, здесь есть много карточек с разным транспортом. Но здесь все перепутано. Вам нужно найти только тот транспорт, который относится у вашей команды к водному, у вас – к наземному, а у вас – к воздушному. Возьмите карточки и прикрепите их на доску рядом с карточкой определителем.
(Дети расставляют карточки).
Логопед: Проверим, справились ли вы с заданием.
(Логопед четко проговаривает названия транспорта).
Логопед: Отлично, ребята! Расскажите, что нового вы узнали на занятии?
(Ответы детей).
Логопед: Верно, сегодня на занятии вы познакомились с разными видами транспорта, узнали, какой транспорт относится к тому или иному виду, увидели новые для вас знаки, которые редко встречаются в городе. На этом наше путешествие заканчивается.