Вездесущий кислород
Сирина ШАКИРОВА,
учитель химии Тетюшской средней школы №2 им. А.А.Соколовского
Технологическая карта урока
Тема | Вездесущий кислород | |||||||||||||
Цель | Формирование у учащихся знаний о кислороде: как о химическом элементе, и как о простом веществе, способах его получения и о распространении кислорода в природе | |||||||||||||
Тип урока | урок изучения нового материала | |||||||||||||
Форма урока | беседа с демонстрационными опытами | |||||||||||||
Планируемый результат | Предметные умения:
умения исследовать свойства кислорода; характеризовать физические свойства кислорода, находить способы получения кислорода |
Познавательные УУД: умения работать с текстом, выделять в нём главное.
Личностные УУД: 1.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения 2.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях Регулятивные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и сверстников, отвечать на вопросы. |
||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||
I. Организационный момент
II. Организация проблемной ситуации
III. Этап целеполагания на урок (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)
IV. Открытие нового знания
V. Домашнее задание
VI. Рефлексия
|
Взаимное приветствие, звучит стихотворение учителя
Вот опять звенит звонок — начинается урок. Входим дружно все мы в класс: урок химии у нас. Гости на уроке нашем, знания мы им покажем. Всех приветствую, друзья, на уроке этом я! (на слайде фото школы)
Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Вопрос учителя: Ребята, что является предметом изучения химии?
И сегодня на нашем уроке мы познакомимся с удивительным веществом. Кода – то Я. Берцелиус говорил о нем так: « – это вещество, вокруг которого вращается вся земная химия» — слайд Чтобы обозначить тему нашего урока, я сейчас зачитаю загадку, а вы в конце дружно ответить отгадку В чем горят дрова и газ, Ребята, как бы вы сформулировали тему нашего урока и поставили задачи, которые мы сегодня должны решить
Да, верно. Мы сегодня будем изучать кислород. А тему урока я немного хочу отредактировать, я назвала бы «Вездесущий кислород» Какие задачи мы должны поставить на урок? Правильно. Я немного расширю задачи нашего урока познакомиться с получением кислорода выяснить физические свойства исследовать нахождение кислорода в природе доказать, что кислород — вездесущий — слайд Сейчас я проведу небольшой эксперимент. Но сначала необходимо вспомнить ТБ при работе со спиртовкой и при нагревании веществ. Исследуем свойства полученного газа и используя прием «Телеграмма», составим паспорт вещества
Мы получили кислород разложением перманганата калия – марганцовки. Но можно его получить и из другого вещества. Послушаем, как получил газ учёный Пристли
Пристли получил газ кислород из оксида ртути, можно получить кислород и из других веществ, например, из перекиси водорода – учитель проводит эксперимент.
Ребята, какое свойство кислорода, помогает нам определить, что мы получили, именно, этот газ?
Одновременно с Пристли кислород открыл и шведский ученый Карл Шееле . Шееле даже получил его раньше, чем Пристли, но сообщение об этом было опубликовано позже, чем открытие Пристли. И все-таки главная фигура в истории открытия кислорода – не Шееле и не Пристли. Они открыли новый газ – и только. Собственно, открывшим кислород остается французский химик Антуан Лавуазье (на слайде портреты ученых)
Вопрос: Верно ли высказывание: мы ходим по кислороду, мы пьем кислород, мы дышим кислородом?
А где ещё в природе можно встретить кислород
Итак, мы доказали, что кислород вездесущ
Мы рассмотрели кислород, как простое вещество. Простое вещество состоит из химического элемента кислорода
Используя таблицу Д. И. Менделеева, опишите кислород, как химический элемент по плану План характеристики элемента 1. Название химического элемента, его символ. 2. Относительная атомная масса (округлённо до целого числа). 3. Порядковый номер. 4. Заряд ядра атома. 5. Число протонов и нейтронов в ядре атома. 6. Общее число электронов. 7. Номер периода, в котором расположен химический элемент. 8. Номер группы и подгруппа, в которой расположен химический элемент. 9. Схема строения атома (распределение электронов по электронным слоям) 10. Электронная конфигурация атома (s, p электроны) 11. Химические свойства простого вещества (металл — неметалл)
Проверяем на доске
Кислород может быть и химическим элементом и простым веществом. Чем отличаются эти 2 понятия? Выполним тест-соответствие: Определите кислород как химический элемент или простое вещество. 1. Кислород входит в состав жизненно важных органических веществ: белков, жиров, углеводов. 2. Все живые вещества на Земле дышат кислородом. 3. В состав ржавчины входят железо и кислород. 4. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. 5. При фотосинтезе зеленые растения выделяют кислород.
В конце урока учитель наизусть читает стихотворение Примерно века два назад Открыт он был случайно. Сейчас знаком с ним стар и млад, И он для вас не тайна. Известно, что горят отлично В нем сера, фосфор, углерод, Железо, магний. Энергично Сгорает также водород. Без газа этого на свете Не жили б звери и народ. И вам теперь известно, дети, Его названье – кислород! Записи в тетради 1) Также для желающих учитель предлагает выполнить следующие творческие задания: (на слайде)
2) – составить кроссворд, ключевое слово которого «кислород»;
3) – составить плакат, листовку об опасности пожаров, об осторожном обращении с огнем;
4) – сочинить сказку или стихи об огне.
Ребята, урок закончен, выразите свое отношение к уроку с помощью смайлика, дорисуйте смайлик. Раздаю каждому ученику смайлик без ротика, они должны сами дорисовать и, уходя с урока, свой смайлик оставляют на парте |
Учащиеся слушают стихи
Ответ учащихся – вещества, их свойства и превращения
Отвечают всем классом — Кислород
Ответы учащихся — Кислород
Ответы учащихся
Учащиеся вспоминают и проговаривают правила ТБ
Ученики заполняют таблицу — слайд
Учащиеся зачитывают таблицу
Отчет первой исследовательской группы. Задание – изучить историю получения кислорода ученым Пристли. Ученики нашли стихи, читают Когда-то в Древней Англии Великий Пристли жил Все соблюдая правила оксид он разложил. Под куполом сосуда бесцветный газ собрал. Старательно исследуя, его он описал. Не видим и безвкусен, всех запахов лишен, В воде чуть растворяется, свеча сгорает в нем. Ученый в изумлении: Ну что за чудеса? Горят легко в нем многие простые вещества. Этот газ из колбы вышел, никому он не знаком Этим газом дышат мыши под стеклянным колпаком! Дрова лучистым пламенем сгорали в нем, понятно, Сам пробовал дышать – легко дышать, приятно!
Ученики наблюдают за экспериментом
Горит тлеющая лучинка. Только кислород поддерживает горение
Ответы учащихся
А сейчас мы это проверим. Отчет 2 исследовательской группы. Задание – нахождение кислорода в природе. Девочки на доску прикрепляют облака с % содержание кислорода в атмосфере, в морях и т.д.
Звучат стихи учеников
Ученик 1 По причинам этим многим Кислород везде в природе, Он и в доме и в воде, В материалах и еде, В соде, мыле, глицерине, Сахаре и маргарине,
Ученик 2
В уксусе и ацетоне, Спирте, клее и картоне, Марганцовке, желатине, Перекиси, аспирине,
Ученик 3
В ванилине и крахмале Перечислим все едва ли. В целлофане и капроне, В извести, стекле, бетоне… Он попал в кирпич, цемент – Всюду “О” как элемент.
Учащиеся дают характеристику кислорода, как химического элемента по плану – план у каждого ученика на парте
Ученики отвечают
|