Весна, первоцветы

 

(Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе)

Ирина РОМАНОВА,

воспитатель детского сада №185 г. Казани

Это занятие позволяет развивать культуру общения, умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, объяснять. Развивает у детей умение свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания. Развивает познавательный интерес к природе в процессе знакомства с первоцветами. Закрепляет представление о весне.

Цели: развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

Задачи:

– способствовать обобщению о весне как времени года;

– активизировать и расширять словарь по теме «Весна»;

– формировать представление о признаках весны;

– совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы;

– формировать реалистическое представление об окружающей нас природе;

– учить составлять рассказ с опорой на картинки.

Материал: картинки с явлениями природы, бумага для оригами.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь.

Дети. Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй маленький дубок

Здравствуй, легкий ветерок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую.

Воспитатель. Ребята, сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Справиться с ними смогут внимательные и наблюдательные дети.

Вы готовы себя проверить? Отгадайте мою загадку и вы узнаете, о чем мы с вами сегодня поговорим.

Солнце пригревает, снег повсюду тает

День прибывает, ночь убывает,

Почки набухают,

Подснежники расцветают,

Птицы с юга прилетают.

Когда это бывает?

Дети. Это бывает весной.

Воспитатель. О чем мы будем говорить сегодня?

Дети. О весне.

Воспитатель. Назовите весенние месяцы. Какой сейчас месяц?

– После какого времени года наступает весна?

– Какие признаки весны вы знаете?

– Как весной пригревает солнце?

– Что происходит со снегом?

– Что появляется на земле, когда растаял снег? (Проталины, первоцветы.)

– Какие первоцветы вы знаете? 

Дети. Подснежники, мать и мачеха, одуванчики, ландыши, тюльпаны, нарциссы, верба.

Воспитатель. Молодцы! Ребята, на доске картинки расставьте их по месяцам. (Вызываются дети к доске.)

Воспитатель.

Март называется … (проталинок).

Апрель – (снегогон).

Май – (цветник).

– Ребята, попробуйте сами составить рассказ с названием о весне. А в помощь используйте картинки. (Ребята составляют рассказ.)

Воспитатель. Ребята, я тоже знаю стихотворение о весне, хотите послушать?

Г.Ладонщиков «Весна»

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Воспитатель. Понравилось вам стихотворение? Как точно поэт передал признаки весны.

Сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Желтые цветочки»

Наши желтые цветочки

Распускают лепесточки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет,

Наши желтые цветочки,

Закрывают лепесточки,

Тихо засыпают,

Головой качают. (Выполняют движения по тексту.)

Воспитатель. Посмотрите на рисунок, поляна с проталинами, не хватает цветов. Я предлагаю вам их сделать. Садитесь за столы. (Дети садятся за столы и делают поделки из бумаги (оригами), затем наклеивают цветы на поляну.)

Воспитатель. Дети, я приготовила для вас звезды разного цвета. Каждый выберет для себя одну звезду.

– Красную звезду выберет тот, кому сегодня было трудно справляться заданиями.

– Желтую  звезду выберет  тот, кому только некоторые задания показались трудными, а с другими он легко справился.

– Зеленую звезду выберет тот, кому сегодня было все понятно и у него все легко получилось.

Воспитатель. Вы молодцы, справились с заданиями.