Весёлые затейники
№51
(Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе)
Гузель ГАРИФУЛЛИНА,
учитель-логопед детского сада №18 «Улыбка» г.Азнакаево
Цель: формировать речь как средство общения, познания и самовыражения ребенка.
Задачи:
– активизировать словарь;
– развивать фонематическое восприятие;
– совершенствовать грамматический строй речи, навык письма и чтения;
– развивать сообразительность, внимание, желание говорить громко и выразительно;
– вызывать положительные эмоции.
Оборудование: доска, магнитные буквы, таблицы с предметными картинками, схема кроссворда, предметные картинки с цифрами, слоги, карточки с изображением контуров фруктов, буквы, изображенные на кубах, гимнастические палки, стойки, картонные ступни, медальки.
Ход занятия
Организационный момент
(Звучит весёлая музыка.)
Логопед. Здравствуйте, уважаемые гости: дети и взрослые! Сегодня вы увидите и услышите, как наши ребятки научились красиво, выразительно и четко произносить слова. Давайте поприветствуем наших «весёлых затейников».
1-я игра – «Назови всё одним словом».
• Шапка, кепка, шляпа, берет, тюбетейка, платок, панама – … (головные уборы).
• Туфли, сапоги, ботинки, валенки, босоножки, тапочки – … (обувь).
• Машина, кукла, юла, солдатики, пирамидка, кубики – … (игрушки).
• Чайник, тарелка, кастрюля, ваза, кувшин, стакан, чашка – … (посуда).
• Диван, кресло, стол, стул, шкаф, тумбочка – … (мебель).
• Учитель, врач, шофёр, нефтяник, продавец, художник, строитель – … (профессии).
• Ручка, карандаш, тетрадь, линейка, фломастеры, ластик, книга, портфель – … (школьные принадлежности).
2-я игра – «Сказочные герои». (Доскажи словечко.)
Красная … (Шапочка). Конек- … (Горбунок).
Курочка … (Ряба). Сивка … (Бурка).
Крокодил … (Гена). Царевна … (лягушка).
Гадкий … (утенок). Жар- … (птица).
Баба … (Яга). Гуси- … (лебеди).
Спящая … (царевна). Доктор … (Айболит).
Лиса … (Алиса). Кот … (Базилио).
3-я игра – «Угадай».
По первым буквам слов определить задуманное слово.
(Показываются таблицы, на каждой из которых несколько предметных картинок.)
• Стол – сорока, танк, обруч, лук.
• Гном – гриб, ножницы, ослик, матрешка.
• Шуба – шар, удочка, баран, ананас.
• Река – репа, ель, корова, автобус.
• Стул – слон, туфли, утка, луна.
• Флаг – фартук, ложка, апельсин, гусь.
• Ветер – вата, ежи, топор, ель, рама.
• Школа – шуба, карандаш, огурец, ласточка, арбуз.
4-я игра – «Сложные слова».
• Сам катит – … (самокат).
• Воду возит – … (водовоз).
• Листья падают – … (листопад).
• Звёзды падают – … (звездопад).
• Везде ходит – … (вездеход).
• Сам ходит – … (самоход).
• Звонит попусту – … (пустозвон).
• Лес возит – … (лесовоз).
• Снег падает – … (снегопад).
• Вода падает – … (водопад).
• Ходит на атомной энергии – … (атомоход).
• Лед колет – … (ледокол). [2, с. 20]
5-я игра – «Найди лишний слог».
Прочитай слова.
МА ШИ РУ НА /ру/
РА ДУ ГА СО /со/
ПА ИГ РУШ КА /па/
МА ТО ЛИ НА /то/
6-я игра – «Разгадай картинки».
Карточки: контуры фруктов наложены друг на друга. Дети должны угадать нарисованные фрукты.
7-я игра – «Раз словечко, два словечко». (Проводится в виде эстафеты.)
Детям предлагаются кубики по числу участников. На кубиках буквы Р, Е, К, А; М, О, С, Т; Л, Е, Т, О. Преодолевая препятствия, дети переносят по одному кубику. Препятствия – имитация следов (пройти по камушкам, перепрыгнуть через ручеек), дуги для подлезания. Когда все кубики перенесены из них составляется слово. Одна команда составляет слово река, другие – мост, лето.
8-я игра – «На что похожа буква».
На доске силуэты нескольких букв. Дети должны определить, на что похожа каждая буква.
О Т В Н П С А Ш
9-я игра – «Гонка за лидером». (Какой ряд быстрее ответит на вопросы.)
• Куда вы ходите каждый день, кроме выходных? (В садик.)
• Шоколадное яйцо? (Киндер)
• Сок из апельсина. (Апельсиновый)
• Где спит медведь? (В берлоге)
• Детеныш собаки. (Щенок)
• Много, много коров. (Стадо)
• Кто лишний: волк, лиса, медведь, кошка? (Кошка)
• Подосиновик, лисичка, мухомор – что это? (Грибы)
10. Кроссворд «Насекомые».
Показываются предметные картинки с номерами: 1. – стрекоза. 2. – пчела. 3. – комар. 4. – бабочка. 5. – жук. 6. – муравей. 7. – кузнечик. На доске схема кроссворда с выделенными клетками.
Дети выходят и вписывают в клетки названия насекомых. После того как кроссворд заполнен, читают выделенное слово.
1. С | Т | Р | Е | К | О | З | А | |||
2. П | Ч | Е | Л | А | ||||||
3. К | О | М | А | Р | ||||||
4. Б | А | Б | О | Ч | К | А | ||||
5. Ж | У | К | ||||||||
6. М | У | Р | А | В | Е | Й | ||||
7. К | У | З | Н | Е | Ч | И | К |
Итог. Логопед хвалит детей за отличную работу, правильные ответы и раздает им подарки – медальки.
Литература
- Волина В. В. Праздник Букваря. – М: АСТ-Пресс, 1996.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 2 период. – М.: ГНОМ и Д, 2000.
- Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. – М.: АСТ, 2007.
- Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003.