Весёлая ярмарка!
№ 146
(Познавательно-игровой досуг для детей 2-й младшей группы)
Равия КАЛИМУЛЛИНА,
воспитатель Семиозерского детского сада«Айгуль» Высокогорского района
№ 146
Цель: познакомить детей с народными дымковскими игрушками.
Задачи:
— помочь детям научиться замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;
— закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки);
-учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цвета, передавать свое отношение к рисунку.
— развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию;
— воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров.
Ход досуга.
Воспитатель обращает внимание детей на гостей.
— Ребята, к нам в группу сегодня пришло много гостей. Они хотят узнать, чем же мы с вами занимаемся в детском саду? (гуляем, кушаем, спим, играем…)
— Конечно, вы и гуляете, и спите, и, конечно же, играете! А с какими игрушками вы любите играть? (машинки, кубики…)
— В нашей группе очень много разных игрушек, с которыми вы играете. А есть и такие игрушки, на которые можно любоваться и восхищаться их красотой. Это игрушки, сделанные руками мастеров.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
— Сейчас мы с вами попадём в мир дымковских игрушек. У этих игрушек такое интересное название, потому что они все родились в селе Дымково и поэтому они все чем-то похожи друг на друга, как братья и сёстры.
На игрушки мы посмотрим,
И про них мы всё запомним!
Воспитатель начинает показ слайдов
— Вот и первая игрушка! Как она называется? (Лошадка)
— Какого цвета лошадка? (белая)
— Какими узорами она раскрашена? (кружочками, точками)
Воспитатель читает стишок.
Вот какой конек красивый –
тонконогий, пышногривый.
— А это что за игрушка? (козлик)
— Чем козлик похож на лошадку? (дети сравнивают)
— Чем отличается козлик от лошадки? (У козлика есть рожки и бородка)
— А как вы думаете, что у козлика на ножках? (штанишки)
Воспитатель читает стишок.
Вот какой забавный козлик.
Бока крутые, рога золотые,
копытца с оборкой.
— Дальше посмотрим. А это что за игрушка? (утка)
— Какими узорами украшены крылышки у утки? (линиями, клеточками)
— А какого цвета шапочка на утке? (красного)
Воспитатель читает стишок.
Утка Марфутка бережком идёт,
Уточка Марфуточка купаться ведет!
— Посмотрите ребята, а это что за игрушка? (индюк)
— Какого цвета узоры у индюка? (красного, желтого, зеленого)
Воспитатель читает стишок.
Индюк сказочно красив,
он напыщен, горделив!
— Давайте еще раз скажем, как же называются все эти игрушки? (дымковские)
Воспитатель спрашивает детей, кому, какая игрушка понравилась.
— Все игрушки необыкновенно красивы.
Белоснежны, как березки.
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор
Отвести не в силах взор.
— Ребята, как вы думаете, где ещё можно увидеть дымковские игрушки? (в магазине, на ярмарке)
Предлагаю вам, ребята,
Зря здесь время не терять!
Мы отправимся сейчас же
Все по ярмарке гулять.
— Там мы сможем увидеть дымковские игрушки и, конечно же, поиграть и повеселиться.
Ну что, поспешим на ярмарку? (Да!)
Воспитатель предлагает детям встать со стульчиков, проводит физкультминутку (слова сочетаются с движением)
Мы можем весело шагать
По тропе волшебной!
На двух ногах скакать,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам кругом,
На ярмарку бежать бегом
Воспитатель и дети «прибегают» на ярмарку. Воспитатель надевает платок на голову, обращается к детям.
Добро пожаловать на нашу ярмарку – свистунью!
На работы мастеров посмотреть,
да своё уменье показать!
Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением дымковских игрушек.
Мы по ярмарке гуляли
И картинки увидали!
На картинки посмотри,
Кого видишь – назови!
— Кого видите на картинке? (матрёшку) Здесь веселая матрешка, неуклюжая немножко!
— А кто на другой картинке? (петушок) Петушок, петушок, золотой гребешок!
— А кто нарисован на последней картинке? (козлик) Козлик весело идёт, бородой своей трясёт.
Воспитатель обобщает высказывания детей.
— Что нарисовано на всех этих картинках? (игрушки)
— Это картинки, с народными игрушками. А картинки можно не только рассматривать, с ними можно играть. Поиграем в игру «Чего не стало?»
Воспитатель напоминает детям ход игры.
— Закройте ладошками глаза. Я спрячу одну картинку, а вы отгадайте, какой картинки не стало.
Дети закрывают глаза.
— Раз, два, три, чего не стало — назови!
Игра повторяется 3 раза.
— Какие вы молодцы. Вы были очень внимательны. Давайте продолжим нашу прогулку. Дети и воспитатель под музыку переходят к другому столу.
Мы по ярмарке гуляли
И немного заскучали!
Чтобы стало веселее
Мы начнём игру скорее!
— Что вы видите на этом прилавке? (платочки)
— Для чего лежат платочки? Наверно, чтобы наши девочки нарядились!
Воспитатель надевает на девочек платочки.
— Ай, да красавицы, ай, да матрёшки! Одна другой краше!
-А это, что? (ложки)
— Нам и ложки пригодятся!
Воспитатель раздаёт ложки мальчикам.
Если ложками стучать
Так и хочется плясать!
— Предлагаю немного поиграть. Девочки у нас будут матрешками, а мальчики будут играть на деревянных ложках.
Исполняется танец «Матрешки».
— Мы так весело играли и нисколько не устали! Ну что, отправимся дальше?
Дети и воспитатель под музыку переходят к столу с дымковскими игрушками.
Мы по ярмарке гуляли
Да игрушки повстречали!
Они веселы и ярки,
Словно к празднику подарки!
— Вы узнали наших старых знакомых? (да)
— Как называются все эти игрушки? (дымковские)
Возьмём игрушки на показ
И поведём о них рассказ!
— Нужно взять игрушку и рассказать про неё то, что знаете.
Дети берут по одной игрушке и читают стихи.
После чтения стихов, воспитатель обращает внимание на красоту игрушек.
— Все игрушки непростые, а волшебно расписные. Эти игрушки сделаны руками мастеров. А я хочу вам предложить тоже стать художниками, которые раскрашивают дымковские игрушки. Для этого нам нужно отправиться в художественную мастерскую.
Воспитатель и дети под музыку переходят к центру творческой деятельности.
— Посмотрите, что здесь на полочке стоит? (игрушки)
— А что же не хватает на этих игрушках? (узора)
— Возьмите ту игрушку, какую бы вы хотели раскрасить.
Дети выбирают игрушки и садятся за столы.
— Художникам в мастерской надо много трудиться. Давайте перед работой сделаем зарядку для пальчиков.
Проводится пальчиковая гимнастика.
— А теперь внимательно посмотрите на свои игрушки. Как вы думаете, что надо нарисовать сначала? (глаза)
— Конечно, у всех дымковских игрушек есть глаза. Чем можно нарисовать глаза? (ватными палочками)
— Я приготовила для вас вот такие ватные палочки. Если коснуться легонько палочкой до головы игрушки – вот так, то получаться аккуратные глазки.
Воспитатель осуществляет наглядный показ.
— Чем можно нарисовать на игрушках круги? (кисточкой, карандашом, пальчиком)
— Конечно, для рисования можно использовать всё, что хотите. А если ничего нет под рукой, то можно рисовать и пальчиком. Вот так… (показ).
В ходе самостоятельной деятельности детей воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
— Какие вы, ребята, молодцы! Вы настоящие художники. Какие яркие и красивые игрушки у вас получились. Давайте возьмем наши игрушки и поставим их на полочку.
Дети размещают игрушки на полочке.
— Ребята, как хорошо мы с вами потрудились. И теперь я хочу предложить вам покататься на веселой карусели.
Карусель на лентах алых
Приглашает деток малых!
Проводится игра «Карусель»
Ай, да карусель!
Нас так быстро закружила,
Радость детям подарила!
— Наша прогулка по ярмарке подошла к концу. Что вам больше всего запомнилась? (высказывания детей)
Ярмарка весёлая
Закончилась сейчас!
Но мы сюда вернёмся,
Ребята, в другой раз!
Дети уходят с ярмарки, прощаются с гостями.