Весёлая мозаика
№ 135
(Викторина по русскому языку и чтению для обучающихся V класса коррекционной школы VIII вида)
Эльмира ХУСАИНОВА,
учитель русского языка и чтения I квалификационной категории Казанской школы-интерната №1 для детей с ограниченными возможностями здоровья
Елена КОРСАКОВА,
учитель русского языка и чтения Казанской школы-интерната №1 для детей с ограниченными возможностями здоровья
Цель: формирование интереса к русскому языку и чтению, как к учебным предметам.
Задачи:
– углубить и расширить знания, получаемые на уроках;
– коррекция и развитие познавательной деятельности учащихся на основе выполнения заданий викторины; коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого; коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении; коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание; коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого; коррекция фонематического восприятия; коррекция мышления на основе упражнений в умении выделять сходство и различие понятий;
– воспитание мотивации к учению;
– воспитание чувства гордости, уважения и любви к русскому языку.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, портреты А.С.Пушкина и И.А.Крылова, флажки, фломастеры, маркеры, иллюстрации к сказкам, ноутбук, колонки.
Ход мероприятия
Учитель. Здравствуйте, ребята и уважаемые наши гости! Сегодня мы побываем в мире русского языка и литературы.
Освоить эти предметы – очень увлекательное и в то же время непростое дело и мы сегодня в этом убедимся. Надеюсь, вы не побоитесь трудностей на пути к знаниям!
Итак, наша викторина называется «Весёлая мозаика».
У нас две команды. Одна команда будет называться «Запятая», вторая команда – «Точка». (Выбор капитанов команд. Надевают кепки.)
Задание (не оценивается). Из данных слов составьте пословицы.
Для команды «Точка»: пруда, не, выловишь, труда, рыбку, и, без, из.
Для команды «Запятая»: руки, глаза, делают, а, страшатся.
(Хором произносят.)
Учитель. Пусть эти пословицы послужат вам ещё и девизом и – вперёд, в добрый путь!
У нас присутствуют гости и члены жюри. (Представление жюри.)
1-е задание викторины. Что это за сказка?
Учитель. Дорогие команды, угадайте, к какому литературному произведению относятся данные строчки из сказки.
Условие задания: за правильный ответ команда получает 1 очко.
Если команда затрудняется ответить, вопрос переходит к другой команде, которая и зарабатывает дополнительный балл.
1-й вопрос для команды «Точка». «Лети, лети, лепесток, через запад – на восток, через север, через юг…» (В.Катаев «Цветик-семицветик»)
1-й вопрос для команды «Запятая». «Матушка злосчастный гребень отыскала, – кинув ей. От греха она окошко затворила поскорей…» (Г.Тукай «Водяная»)
2-й вопрос для команды «Точка». «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь…» (И.А.Крылов «Квартет»)
2-й вопрос для команды «Запятая». «Ой, я сразу бы к матери побежала, да вот тазы надо чистить…» (Татарская народная сказка «Три дочери»)
3-й вопрос для команды «Точка». «Петушок, петушок золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошка…» (Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»)
3-й вопрос для команды «Запятая». «Я не могу летать: лиса мне крылышко перекусила, когда я была ещё совсем маленькой …» (Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)
4-й вопрос для команды «Точка». «Печка, печка, спрячь меня…» (Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
4-й вопрос для команды «Запятая». «Дурачина, ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!…» (А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»)
5-й вопрос для команды «Точка». «Ты, конечно, спору нет; ты, царица, всех милее, всех румяней и белее…» (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
5-й вопрос для команды «Запятая». «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!…» (Басня И.А.Крылова «Ворона и лисица»)
Учитель. Жюри подводит итоги первого задания. (Жюри объявляет результат.) А мы переходим ко второму заданию викторины:
2-е задание. «Какое слово спряталось?»
Учитель. Я предлагаю каждой команде лист со словами. Вы должны убрать из каждого слова одну букву, чтобы получилось новое слово.
Условие: Одно правильное слово – 1 балл.
Слова для команды «Точка»: крот, ушиб, суши, мрак, удочка.
Слова для команды «Запятая»: край, роса, глаз, трубка, склад.
Учитель. Жюри подводит итоги второго задания. (Жюри объявляет результат.) А мы переходим к третьему заданию викторины.
3-е задание. «Собери словечко»
Учитель. У каждой команды лист с заданием. Составьте из предложенных слогов слова и запишите их. За каждое слово – 1 балл.
Лу мон ли но ка на ре мер ма ша мо ма
Учитель. Жюри подводит итоги третьего задания. (Жюри объявляет результат.) А мы переходим к четвертому заданию викторины.
4-е задание. «Угадай букву»
Учитель. Вам нужно правильно вставить букву.
Условие. Одно правильное слово – 1 балл.
Для команды «Точка»: ду – (б,п); запа – (т,д); овра – (г,к).
Для команды «Запятая»: остро – (ф,в); зу – (п,б). отря – (т,д).
Физминутка (под музыку «Улыбнись и пой!»)
Учитель. Если названные мною слова надо писать с большой буквы – поднимайте руки вверх, если с маленькой – присесть на корточки.
Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, семиклассник, река, Сидоров, Волга, собака, корова, Рэкс, Зорька, воробей, урок.
Учитель. Жюри подводит итоги четвертого задания. А мы переходим к пятому заданию викторины:
5-е задание. «Занимательная грамматика»
Учитель. Звучит словосочетание, а вы называете его одним словом. Условие конкурса: правильный ответ – 1 балл. Например, «Умный человек – умник». Начнем.
1-й вопрос для команды «Запятая». Храбрый человек – … (храбрец)
1-й вопрос для команды «Точка». Болтливый человек – … (болтун)
2-й вопрос для команды «Запятая». Ленивый человек – … (лентяй)
2-й вопрос для команды «Точка». Богатый человек – … (богач)
3-й вопрос для команды «Запятая». Грубый человек – … (грубиян)
3-й вопрос для команды «Точка». Весёлый человек – … (весельчак)
4-й вопрос для команды «Запятая». Мудрый человек – … (мудрец)
4-й вопрос для команды «Точка». Бедный человек – … (бедняк)
5-й вопрос для команды «Запятая». Скупой человек – … (скупердяй)
5-й вопрос для команды «Точка». Хвастливый человек – … (хвастун)
6-й вопрос для команды «Запятая». Глупый человек – … (глупец)
6-й вопрос для команды «Точка». Красивый человек – … (красавец)
Учитель. Жюри подводит итоги 5-го задания. А мы переходим к 6-ому заданию викторины.
6-е задание. «Музыкальная шкатулка» (Общее для обеих команд)
Учитель. Звучит музыка. Вы должны угадать, из какого мультфильма эта мелодия или как называется песня? Условие: кто первый угадает, та команда и поднимает флажок. (Звучит 5 мелодий.)
Учитель. Жюри подводит итоги 6-го задания. А мы переходим к 7-ому заданию викторины.
7-е задание. Конкурс капитанов. «Одинаковые слова». (Капитаны работают у доски.)
Учитель. Надо поставить ударение так, чтобы получились разные слова и объяснить их значение. Максимальный балл – 3.
Задание для I капитана: белки-белки, духи-духи, ирис-ирис.
Задание для II капитана: мука-мука, хлопок-хлопок, стрелки-стрелки.
Учитель. Жюри подводит итоги 7-го задания. А мы переходим к 8-ому заданию викторины.
8-йе задание. «Вопрос- ответ» (Фоновая музыка «Релакс».)
Учитель. В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде 1 балл.
1-й вопрос для команды «Запятая». С какой буквы пишутся названия городов, улиц, рек, океанов? (С большой буквы)
1-й вопрос для команды «Точка». Имена и фамилии людей, клички животных пишутся… (с большой буквы).
2-й вопрос для команды «Запятая». Как обозначают звуки на письме? (Буквами)
2-й вопрос для команды «Точка». Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку.)
3-й вопрос для команды «Запятая». Сколько букв в русском алфавите? (33)
3-й вопрос для команды «Точка». Буквы русского алфавита делятся на … (гласные и согласные).
4-й вопрос для команды «Запятая». Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
4-й вопрос для команды «Точка». Сколько согласных звуков в русском языке? (21)
5-й вопрос для команды «Запятая». Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)
5-й вопрос для команды «Точка». Назовите третью и предпоследнюю буквы алфавита. (в, ю)
6-й вопрос для команды «Запятая». Определите род слова «молодёжь»?
6-й вопрос для команды «Точка». Определите род слова «плащ»?
9-е задание. «Исправь ошибки». (Задание общее для обеих команд.)
Условие. Одно правильное предложение – 1 балл.
Федя назвал Собаку Рэксом.
Утром ребята пошли нарыбалку.
Дети в лесу собрали и грибы и ягоды и орехи.
Учитель. Пока жюри подводит общий итог викторины, мы с вами поиграем.
Шутливая игра «Доскажи словечко». (Общее для обеих команд и оно не оценивается.)
Условие игры: я читаю предложения, а вы называете недостающее слово. Кто первый догадается – быстро поднимает флажок.
1. Жеребенок с каждым днём подрастал и стал … (конем).
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, … (карандаш).
3. Быстрее всех от страха несётся… (заяц).
4. Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста).
5. По дороге наша Машенька идет,
За верёвочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки … (коса).
6. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь).
7. Хвост веером, на голове – корона,
Нет птицы краше, чем … (павлин).
8. С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает… (обезьяна).
Подведение итогов
Учитель. Ребята, наша викторина подходит к концу. Вам было интересно? Что именно вам понравилось? (Слово жюри.)
Учитель. Ребята, вы хорошо потрудились, показали хорошие знания по русскому языку и чтению. Не забывайте, что ваша задача – стремиться к знаниям и быть грамотными, хорошими людьми. А мы, педагоги, будем вам всегда помогать. Мы всегда рядом! (Призы командам.)