Великие державы Древнего Востока

№ 131

(Урок истории в V классе)

Людмила АЙДИМИРОВА,

учитель истории средней школы №68 г.Казани

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма организации учебной деятельности: групповая (по 2 ученика).

Цель: повторить и обобщить пройденный материал по теме «Древний Восток».

Задачи:

– проверка знаний учащихся по теме «Древний Восток»;

– развитие коммуникативных навыков (через деятельность в парах);

– эстетическое воспитание учащихся на примерах мировой культуры.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки с иллюстрациями, понятиями.

Формирование УУД:

познавательные: умение анализировать и обобщать изученный материал, давать характеристику странам;

регулятивные: определение цели, планирование деятельности;

коммуникативные: умение излагать свое мнение с аргументацией фактов, организовывать деятельность в парах;

личностные: умение оценивать свою и чужую деятельность, организовывать собственные мировоззренческие позиции.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Добрый день, ребята! Для определения нашей темы урока обратите внимание на доску, и найдите карточку, которая объединяет все эти страны? (Древний Восток)

Значит, сегодня мы с вами будем говорить о странах Древнего Востока, которые были изучены нами раннее. Как вы думаете, ребята, какая цель нашего урока? (Повторить то, что мы изучили.)

II. Повторение и обобщение знаний по пройденной теме (работа в парах)

Учитель. А чтобы повторить изученный материал, как вы считаете, какие нам надо поставить задачи? На экране вы увидите множество задач, выберите те из них и укажите цифры, которые мы с вами будем решать на нашем уроке? (Работа с историческими понятиями, работа с историческими деятелями, сравнение стран Древнего востока, определение важнейших изобретений стран.)

– А теперь, ребята, обратите внимание на экран, и посмотрите, какие задачи выбрала я. Исходя из этих задач, вы можете увидеть план нашего урока, и мы с вами  отправляемся в путешествие.

Для того, чтобы в конце нашего урока вы могли себе поставить оценку – раздаются оценочные листы.

А) Работа с историческими понятиями и деятелями.

Учитель. На первой станции нашего путешествия «Эрудит», мы проверим ваши знания по терминологии стран Древнего Востока. Необходимо сопоставить понятие и его значение. На выполнение вам дается 2 мин. (Карточки на столах.)

Карточка 1   Карточка 2
1. Государство А) Человек, дающий имущество по проценты «в рост» 1. Держава А) Человек, лишившийся свободы, находящийся в распоряжении хозяина
2. Колония Б) Сказание о богах 2. Налог Б) Передача во временное пользование за плату землю или имущество
3. Ростовщик В) Система связи в персидском государстве, основанная на быстрой смене свежих лошадей 3. Раб В) Правила поведения людей в государстве, за нарушение которых следует наказание
4. Миф Г) Организация власти, основанная на силе 4. Аренда Г) Часть продукта труда, отдаваемая государству на его содержание
5. Эстафета Д) Поселение за пределами родины 5. Закон Д) Большое и сильное государство

 

Критерии оценивания. По 1 баллу за правильное сопоставление термина со значением – до 5 баллов.

Учитель. История невозможна без исторических личностей, которые играют важную роль в стране. На второй станции «Личность в истории» нашего путешествия перед нами стоит задача определить, о каком историческом деятеле идет речь в отрывке? (По очереди для каждой пары ребят показывается отрывок и иллюстрация исторической личности.) – 1 мин.

1. Самый могущественный и знаменитый царь Вавилонского царства. Сам бог Шамаш вручил ему жезл – знак власти. (Хаммурапи)

2. Этот царь славился богатством и мудростью. Его трон отделан слоновой костью и золотом. Сам египетский фараон отдал ему в жены свою дочь. Существует легенда о самом мудром суде этого правителя. (Соломон)

3. Один из последних ассирийских царей, образован. Им собрана большая библиотека. Чтобы не попасть в плен, по преданию царь бросился в огонь пожара. (Ашшурбанапал)

4. Самый могущественный правитель Персии. Он содержал осведомителей. При нем была создана «царская дорога». (Дарий 1)

5. Этот персидский царь был очень хитер. Ни один царь не владел столь обширной территорией как он. (Кир)

6. Об этом фараоне нам известно много, потому что его гробницу единственную из всех не разграбили. За каменной дверью его погребения располагался большой каменный саркофаг, а в нем второй, а во втором третий. И только в четвертом саркофаге из чистого золота находилась мумия этого фараона. (Тутанхамон)

Критерии оценивания. Угадали личность по тексту – 2 балла, угадали по тексту и картинке – 1 балл.

Учитель. Ребята, пора немножко отдохнуть!

Физкультминутка «Древний Египет»

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу ГЕБУ наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори АМОНА путь

Готовы из знаний

Плести сотни сот

Поможет нам в этом

Бог мудрости ТОТ.

Б) Сравнительная характеристика стран Древнего Востока.

Учитель. Ребята, отправляемся с вами дальше в путешествие и на третьей станции «Знатоки Древнего Востока». Мы постараемся сравнить страны Древнего Востока, зная их условия жизни и занятия. (Каждая пара дает характеристику по плану: географическое положение, реки, занятия жителей)  – 3 мин.

Египет, Двуречье, Финикия, Персия, Индия, Китай – 3 балла

В) Работа с наглядным материалом.

Учитель. Можно ли говорить о Древнем Востоке не имея представления о предметах, вещах, зданиях. Предлагаю вам на 4 станции «Разгадайка»: по картинкам определить, что изображено на рисунках. (Используем карточки или изображение на слайдах – 1 балл.)

ворота богини Иштар – … (Вавилон)

каменный столб с законами Хаммурапи – … (Вавилон)

статуя крылатого быка с человеческим лицом – … (Ассирия)

золотая монета Дария 1 – … (Персия)

пирамиды в Египте … (Таран)

Г) «Кот в мешке» (важнейшие изобретения)

Учитель. Древнейшие цивилизации способствовали созданию многих изобретений. Предлагаю вам на последней нашей станции «Кот в мешке» поиграть в игру. (Используем мешочек с изобретенными предметами – 2 балла.)

вата-хлопок (Индия)

краска  пурпурная (Финикия)

шелк (Китай)

стекло (Финикия)

шахматы (Индия)

бумага (Китай)

III. Рефлексия. Итог занятия

Учитель. Ребята, наше путешествие подходит к концу. Нам надо подвести итоги нашего путешествия. Вспомните, ребята, какие задачи мы поставили в начале урока? Выполнены ли они нами:

– усвоены ли вами понятия;

– определены ли исторические личности;

– дана характеристика странам;

– заполнили основные изобретения.

А теперь обратимся к вашим оценочным листам и посчитаем баллы для выявления заработанной оценки

Оценочный лист

Команда
Станции Баллы
«Эрудит»  
«Личность в истории»  
«Знатоки Древнего Востока»  
«Разгадайка»  
«Кот в мешке»  
Итог  
Оценка  

 

«5» – 13 – 14 баллов

«4» – 10 – 12 баллов

«3» – 7– 9 баллов

«2» – 1 – 6 баллов

Учитель. Спасибо, ребята, за урок!