В вечном поиске ответа
№58
Лейсан БАРИЕВА,
учитель биологии Муслюмовской гимназии Муслюмовского района, победитель ПНПО-2016 «Лучшие учителя России»
«Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известными мастер—токарь, прекрасный мастер—врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог».
А.С. Макаренко
Я – учитель-биолог – маленькая частица мира, которого волнуют многие вопросы: как возник этот сложный мир, всегда ли он существовал и был таким? Будет ли он существовать вечно? С того момента, когда я переступила порог школы, прошло 13 лет. Я часто себе задавала вопрос: почему я свой выбор сделала именно на этой профессии, на этом предмете? Какими качествами должен обладать настоящий профессионал своего дела?
Да, в систему образования идут не все, кто получил педагогическое образование. Престиж профессии учителя – это одно из волнующих меня проблем. Учителю, как источнику знаний, сегодня очень трудно выдерживать конкуренцию. Так как хорошо развиты информационные технологии, процветает СМИ. Учащиеся могут получить исчерпывающую информацию извне. Однако престиж преподавателя зависит от профессионализма и авторитета человека, а значит, в его руках. Именно будущи инновационным практиком, активным гражданином, успешным лидером, ответственным наставником, компетентным педагогом возможен профессиональный рост учителя. И вместе с этим, и авторитет личности, повышение престижа профессии педагога.
Вопрос повышения качества образования касается и предмета биологии. При всем их многообразии определяющих факторов можно выделить главный: ученик должен учиться у высококвалифицированных преподавателей, ориентированных на высокие результаты деятельности.
В своей деятельности я стремлюсь быть инновационным практиком. Осознаю участие в инновационной деятельности как ценности для себя лично. Создала авторские программы, методические пособия по которым работаю с учащимися уже в течений многих лет. Горжусь полученным результатом и стремлюсь преумножить его. Мои учащиеся являются победителями и призерами республиканских конкурсов и конференции, призерами регионального этапа Всероссийских олимпиад по биологии и экологии. Также своими наработками стараюсь делиться на педагогических советах школы, на заседаниях школьного, муниципального методического объединения, на муниципальных, региональных и Всероссийских научно-практических конференциях, на республиканских семинарах. Провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, применяя современные педагогические технологии. Администрирую сообщества учителей, факультативы для учеников на электронном образовании РТ. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства. Но при достижении мастерства важно не забывать, что учитель – это всегда лидер, активный гражданин.
Образ учителя – лидера многогранен. Это человек, который находится в постоянном поиске, продолжая самосовершенствоваться, заражая атмосферой творчества весь коллектив. Он – энергичен, имеет высокую работоспособность, упорство, независим. У него широкий кругозор, ум, логика, интуиция, и поэтому он с легкостью решает проблемы, принимает правильное решение. Многое из перечисленного подходит и для понятия активный гражданин. Это – первопроходец, инициатор, человек, стремящийся к новым высотам, он общается со своими коллегами, благоприятно влияя на окружающих. Учитель в сельской местности является неким авторитетом, на которого возлагается ответственность в воспитании активного гражданина. Я тоже, являясь активным гражданином, принимаю участие в акциях Всероссийского, республиканского, муниципального уровней («Помоги собраться в школу», «День здоровья», «День семьи», «Все на выборы», «Помоги ближнему своему « и т.д.), мероприятиях спортивного и культурного, благотворительного направления. Выступаю перед родителями учащихся на родительских университетах и собраниях.
Воспитанники профессионального педагога должны иметь следующие качества: критически мыслить, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, генерировать новые идеи, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным и коммуникативным. Каждым из этих перечисленных качеств должен обладать и учитель-мастер. Мастер своего дела, и в какой-то степени наставник будущего поколения. Педагог-наставник должен не только обладать, но переносить, воспитывать эти качества в учителях-коллегах, а также в учениках. А воспитывать эти качества можно только личным примером. Проявляя инициативу во всем.
Б.Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Только в деятельности человек постигает процесс работы со знанием, его преобразования, расширения, дополнения, нахождения новых связей, развивает самостоятельность, ответственность за результаты своей работы, приобретает опыт достижения цели. Поэтому учитель должен самосовершенствоваться и профессионально расти. Учитель-мастер, учитель-наставник – это не работа, это, скорее всего, образ жизни, который возлагает на тебя большую ответственность. Ответственность, которая, прежде всего, касается тебя самого, ответственность, которая не позволяет тебе останавливаться на одном месте, профессионально расти, развиваться, достигать все большие высоты, так как на тебя равняются, и ты не можешь никого подвести.
Я готова идти по этому пути!
В вечном поиске ответа…