В лаборатории Фиксиков

№ 142

(Поисково-познавательная игры в форме экспериментальных действий с детьми подготовительной к школе группе)

Рамиля ГЕРАСИМОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 6 «Теремок» г. Мамадыш

Цель. Познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

Задачи:

– развивать наблюдательность, смекалку, мелкую моторику руки, логическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;

– учить детей определять физические свойства песка и делать умозаключения по результатам обследования;

– воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.

Методы и приемы: беседа, наблюдение, создание проблемной ситуации, экспериментально-опытный, объяснительно-иллюстративный, игровой, совместная деятельность с детьми.

Предварительная работа. Беседа о свойствах песка, проведение элементарной опытно-экспериментальной деятельности, с песком и водой, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.

Словарная работа: исследователи, песчинки, лаборатория.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, ноутбук, стаканчики, песок, вода, трубочки, лупы, магнитики, бутылочки с водой, ложки, влажные салфетки, контейнеры для песка.

Ход игры

Пробирка. Здравствуйте, друзья! Исәнмесез, дусларым! Давайте, познакомимся!

Я – профессор Пробирка. А сейчас я буду называть имена, а вы, если услышите свое имя, выполните задание:

– Саши, Юли – покажись! Ручки выше!

– Юли, Даши – улыбнись!

– Киры, Софьи – поклонись!

– Кати, Оли – Ну-ка, помяукайте!

Пробирка. Ребята, к нам в детский сад пришло видеообращение из лаборатории профессора Чудакова! Вы готовы выйти на связь с профессором?

Дети. Да!

Пробирка. Смотрим на экран! (На интерактивной доске – включаем скайп.)

Профессор. Дорогие ребята, Евгений Евгеньевич Чудаков – учёный и большой друг Фиксиков. Он помогает им, а Фиксики помогают ему. Профессор Чудаков проводит набор в школу Фиксиков. Кто желает поступить в нашу школу, должен пройти предварительные испытания в лаборатории Фиксиков. Желаю удачи!

Пробирка. Друзья мои, а что делают в лаборатории?

Дети. В лаборатории проводят опыты, эксперименты.

Пробирка. Правильно. А как называют людей, которые проводят эти опыты, эксперименты?

Дети. Исследователи.

Пробирка. Давайте превратимся в исследователей, а для этого нам надо одеть шапочки, без которых нельзя проводить исследования. (Дети одевают шапочки.)

Пробирка. Друзья, а с помощью этой карты мы узнаем, что же мы будем исследовать, и очень быстро пройдём наш путь. (Дети идут по маршруту и подходят к ёлке. А под ёлкой коробочка. В коробочке – шкатулка, закрытая на ключ. Ключ лежит в баночке с водой. Задание: «Достаньте ключ не намочив руки».)

Пробирка. Друзья мои, как вы думаете, чем можно достать ключ из банки?

Дети. C помощью магнита.

Опыт №1. Свойства магнита.

Вывод. Даже через стекло магнит притягивает к себе железо.

(Дети открывают шкатулку, а там песок.)

Пробирка. Друзья мои, значит мы будем исследовать…

Дети. Песок.

Пробирка. Правильно. Тогда в путь на поиски лаборатории «Песка».

(Дети идут по песочным мешочкам и подходят к лаборатории «Песка». Садятся за столы.)

Пробирка. А теперь, друзья мои, будем искать в песке что-то удивительное! Но сначала, давайте вспомним, какие правила надо соблюдать при работе с песком?

Дети.

– Не тереть грязными руками глаза.

– Не брать песок и грязные пальцы в рот.

– Не обсыпаться.

– Аккуратно работать за столом.

Опыт 2. Из чего состоит песок?

Пробирка. Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети. Из песчинок.

Пробирка. Как они выглядят, одинаковые или разные они?

Дети. Разные, маленькие и крупные, темные и светлые.

Пробирка. Возьмите, пожалуйста, магнитики и опустите в песок и поднимите. Что вы видите?

Дети. Песок прилип к магнитику.

Вывод. В песке есть частички метала.

Опыт № 3. Песок двигается.

Пробирка. Друзья мои, а как вы думаете, может ли двигаться песок? (Ответы детей.)

Пробирка. Давайте проверим. Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что случилось с песком?

Дети. Песок сдувается, двигается.

Вывод. Песок может двигаться под воздействием воздуха.

Пробирка. Где применяют движение, сыпучесть песка?

Дети. Песочных часах.

Опыт № 4. Песок в воде.

(В стакан с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Понаблюдать, что произойдет. Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.)

Вывод. Песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.

Пробирка. Дети, давайте поиграем, потому что в лаборатории учёные иногда и отдыхают. Игра называется «Замри». В этой игре нужно смешиваться, замирать и группироваться. Когда будет звучать музыка, вы можете ходить, свободно танцевать. Когда остановится музыка, вы замираете. В это время я задаю вам вопрос, а ответ на мой вопрос вам покажет по какому количеству вы будете группироваться. (Дети под музыку двигаются, ходят, свободно танцуют. Когда Музыка останавливается дети замирают, в это время воспитатель задаёт вопрос, а ответ на вопрос по какому количеству дети будут группироваться.)

Пробирка. Сколько свойств у воды?

Дети. Три (жидкая, парообразная, твёрдая).

Пробирка. А как будет на татарском языке число 3?

Дети. Өч.

Пробирка. Два плюс три?

Дети. Пять.

Пробирка. Сколько времён года?

Дети. Четыре (зима, весна, лето, осень).

Пробирка. А на татарском языке как будет слово зима?

Дети. Кыш.

Пробирка. Вот мы с вами и отдохнули. Нам нужно продолжить свой путь. (Дети идут и подходят к творческой мастерской «Рисование песком».)

Пробирка. Друзья мои, кто хочет рисовать на мокром песке? (Ответы детей. Остальные дети рисуют на сухом песке.)

Пробирка. А как вы думаете, если встряхнуть песок, то на каком песке рисунок останется без изменения? (Ответы детей.)

Вывод. Сырой песок принимает любую нужную форму, пока не высохнет, а сухой нет. (Дети рисуют на мокром и сухом песке.)

Пробирка. Друзья мои, вот мы и прошли весь путь. Что вам, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей.)

Пробирка. Молодцы! Получите дипломы от профессора Чудакова. (Из-за ширмы достает шары с дипломами.) Но мы не прощаемся. До новых встреч или, как говорят, настоящие учёные, до новых открытий!