В гостях у Пушкинских сказок

(Сказочное шоу для учащихся 5 – 6 классов в рамках проведения предметной недели)

Светлана НЯГАШКИНА,

 учитель русского языка и литературы высшей    квалификационной категории Андреевской основной школы Нурлатского района

Цель: расширить знания детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

Задачи:

– обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках А.С.Пушкина;

– развить творческие, актёрские, интеллектуальные и познавательные способности детей;

– привить любовь к чтению, к книге;

– воспитывать стремление к литературному саморазвитию.

Планируемые результаты:

личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитать уважительное отношение к русской литературе;

метапредметные: развивать речь, творческие способности учащихся (актёрские, художественные, музыкальные);

познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при инсценировании;

регулятивные: формировать задачу мероприятия, принимать её, сохранять на протяжении всего мероприятия;

коммуникативные: оценивать актёрские достижения участников.

предметные: понимать связи между сказками, формировать эстетический вкус и личную заинтересованность к сказкам А.С.Пушкина.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портрет А.С.Пушкина, портрет няни, книги со сказками А.С.Пушкина, гусиные перья, картины из сказок, рисунки учащихся из сказок А.С.Пушкина, костюмы для выступающих, на сцене большой дуб с золотой цепью.

Действующие лица: ведущий, кот, три девицы, Балда, царица, рыбка, черномор, Баба-Яга,  33 богатыря, Елисей, ветер, группа ребят, исполняющих песню «Чему учат в школе».

Ход мероприятия

Ведущий. Разминка для зрителей «Да-нет».

– Царь Дадон и Шамаханская девица. (Да)

– Царевна Лебедь и семь богатырей. (Нет)

– Королевич Елисей и мертвая царевна. (Да)

– Князь Гвидон и злая мачеха. (Нет)

– Попадья и Золотая рыбка. (Нет)

– Царь Салтан и 33 богатыря. (Да)

– Ну, вот мы и вспомнили сказки А.С.Пушкина.

Голос (за  кулисами).

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Появляется Кот.

Кот.

Пойду направо-песнь пою я,

Налево-сказки говорю…

Они давно мне все известны,

Но до сих пор мне интересны.

Сейчас мы вам покажем то,

Что не видал ещё никто.

Пред вами стройной чередой

Пройдут девицы, царь с Балдой.

Старик со старухой к нам в гости придут,

Царица и рыбка-на пару минут…

Ведущий.

В Пушкинском царстве,

В Сказочном государстве

Жили-были… (Слайд «Зима». Звучит запись «Моцарт для малышей».)

Ведущий.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-я девица.

Кабы я была царица…

В «мерседесе» до утра

Я каталась бы одна!

2-я девица.

Кабы я была царица…

Я б в Макдоналдсе сама

Съела все гамбургера!

3-я девица.

Кабы я была царицей…

День и ночь училась б в школе-

Не сидеть же век в неволе!

Лучше книги прочитать,

Чем всю жизнь в светлице прясть.

Стук в дверь.

Девицы (хором). Царь!

(Входит Балда.)

Балда.

Здравствуйте, красны девицы,

Не заходил ли к вам поп?

Девицы (хором). Да кто ты?

Балда.

Жил в поповом доме,

Спал себе на соломе,

Ел за четверых, но работал за семерых.

Попадья мной не нахвалится,

Поповна обо мне лишь и печалится,

Попёнок зовёт меня тятей

Кашу заварю, нянчуся с дитятей.

Только поп один меня не любит,

Никогда меня не приголубит.

О расплате думает частенько,

Время идёт, и срок уже близенько.

Поп не ест, не спит,

Лоб у него заранее трещит.

Девицы (хором). Да ты же не из нашей сказки!

Балда.

Ну тогда я вас повеселю да и пойду дальше

Балда исполняет русскую пляску и убегает.

1-я девица. Что происходит? (Стук в дверь. Девицы прихорашиваются.)

2-я девица. Теперь уж точно царь. (Входит Царица. Смотрится в зеркальце, прихорашивается.)

Царица.

Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Зеркальце (голос за кулисами).

Ты, конечно, спору нет.

Ты, царевна, всех милее,

Всех румяней и белее.

(Царица исполняет танец с зеркальцем. Останавливается перед девицами.)

Царица. Вы кто? Мои чернавки?

Девицы (хором). Ну вот ещё!

3-я девица. Мы ждём-не дождёмся царя, а тут врываются непрошенные гости из других сказок…

Царица.

Значит я попала в другую сказку?

Как же мне вернуться в свою?

1-я девица. Очень просто. Нужно вспомнить персонажей своей сказки. (Царица думает, потом называет несколько персонажей и уходит. Снова стук в дверь. Входит, опираясь на клюку, старуха. В руках у неё разбитое корыто. Горестно вздыхает. Девицы удивлённо смотрят на неё.)

Старуха.

Ушёл давно старик к синему морю.

Послала я его к золотой рыбке

И наказала сказать ей:

«Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках».

Ведущий. Старуха уходит, девицы переглядываются, пожимают плечами.

2-я девица. Теперь мы не знаем, что будет дальше…

Ведущий. Звучит фонограмма шума моря, свет в зале мигает. Появляется золотая рыбка.

Рыбка.

Что хотели вы, сестрицы?

На машине прокатиться?

В Магдональсе побывать?

В школе ученицей стать?

Будь по-вашему

Вот снова чешет Балда

Идёт, сам не зная куда.

Рыбка. Балда! Иди-ка ко мне ты сюда.

Балда. Что рыбка моя в этот раз пожелает?

Рыбка.

Прокати-ка ты девицу

С ветерком через село.

«Мерседес» ждёт у ворот,

Веселитесь без забот!

Ну вот, отправила…Пора

Черномора звать сюда.

Появись передо мной,

Добрый дядька Черномор!

Черномор.

Зачем кликала ты меня,

От ратных дел оторвала?

Я своим богатырям

Указания давал.

Рыбка.

Посетите вы в столице

Иноземцев мир иной.

Его Макдоналдсом зовут,

Там яства вкусные дают.

Всё отведайте, потом

До утра мы подождём.

Рыбка.

Ты ж, голубушка-девица,

Выбирайся из светлицы.

Путь далёк тебе лежит-

Школа за морем стоит.

А проводят в путь тебя

Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые,

Великаны молодые.

Ведущий. Звучит песня «Богатырская наша сила». Появляются богатыри, уходят со сцены с 3-й девицей.

Ведущий.

Долго ль, коротко ли шли –

В лес дремучий все зашли.

Страшно им, вокруг темно,

Кроме ветра – никого.

Ведущий. Звучит фонограмма. (Завывание ветра.)

Ведущий.

Девица, не унывая,

К ветру кинулась, взывая.

3-я девица.

Ветер, ветер! ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не видал ли школу ты?

Всё ведь видно с высоты.

Ветер.

Не гонял я волн морских,

Не видал я школ твоих.

Ты спроси у Бабки-Ёжки,

От неё идут дорожки

Во все стороны страны,

Чисто все подметены.

Ведущий.

Вот ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой.

Ведущий. Появляется Баба-Яга на метле.

Баба-Яга.

Я ль, скажи мне, всех подлее,

Всех ужасней и страшнее? У-у-у!

Ведущий. И услышала в ответ..

3-я девица.

Ты, старушка, спору нет!

Ты на свете всех подлее,

Всех ужасней и страшнее. А-а-а!

Баба-Яга.

Ты пошто, девица, кручинишься,

Пошто, красная ,печалишься,

Аль горе какое приключилося?

Ведущий. Ей с поклоном девица отвечает.

3-я девица.

Смилуйся, бабушка,

Не сыскать нам терема заветного,

Что в народе школой величается

Там ребята уму-разуму учатся,

Хочу я стать ученицею прилежной,

ФГОС с успехом усваивать!

Баба-Яга.

Не печалься, ступай себе с Богом…

Вот тебе телефон сотовый,

Нажми кнопочку, и всё тебе скажется.

Богатырь (Бабе-Яге).

Фу ты, старая карга!

Трубку всех с ума свела.

(Девице)

Набирай быстрей ты номер,

А не то помрём тут вскоре.

Звучат телефонные гудки.

Ведущий.

Голос из трубки

Идите к морю-окияну,

Садитесь на корабль славный.

Доставит вас дня через два

Он во владение Кота.

(Все уходят со сцены. Звучит песня «Морячка».)

Кот.

Ой вы гости-господа,

Вы откуда и куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?

3-я девица.

Свет мой, котенька, скажи,

Да всю правду доложи.

Школа здесь стоять должна,

Там ребята ждут меня.

Кот.

Ты объехала весь свет,

Подустала, притомилась,

Посиди, не торопись ты.

Знаю я твою заботу.

Дам-ка я тебе работу!

3-я девица.

Что ты, что ты! Я спешу,

Я учиться же хочу!

Ведущий.

Тут исчезло всё вокруг,

Школа появилась вдруг.

Кто ж там правит?

Всех умней королевич Елисей!

Елисей.

Здравствуй, красная девица!

Будь ученицей.

Всему научим здесь тебя

Мы к исходу…мая!

(На сцену выходят группа ребят и исполняют песню «Чему учат в школе?».)

Ведущий. Понравилось вам, дорогие гостьюшки, «В гостях у Пушкинских сказок»? Чему научились?

– Давайте проверим, не забыли ли вы героев сказок А.С.Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных сказок, и если эти герои – из сказок Пушкина, то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – сидеть тихо.

– Золотой петушок, Царевна-лягушка, Шамаханская девица, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, Черномор, Иван-царевич, Балда, Ткачиха с Поварихой, гномы, Царевна Лебедь, Золотая рыбка, Золушка, королевич Елисей.

Недаром, значит, у нас. Приходите ещё в гости! А мы вам на прощанье скажем словами А.С.Пушкина:

Все персонажи.

Сказка  – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок!