В гостях у Петушка

(Образовательная деятельность по ФЭМП с детьми РАС)

Наиля НАСИБУЛЛИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №407 г. Казани

Возрастная категория: 4 – 6 лет.

Количество участников: 2.

Цель: формирование у детей с РАС первичных математических представлений.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

– отработать знание геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник);

– закрепить бытовые навыки;

–закрепить знания детей лексической группы «Домашние животные и птицы»;

– повторить понятия «один» и «много»;

– научить различать домашних и диких животных;

– повторить с детьми коричневый, оранжевый и зелёный цвет;

– отработать навык ориентации в пространстве;

– закрепить навык аккуратного раскрашивания, не выходя за границы рисунка;

коррекционно-развивающие:

– развивать память, мышление, воображение;

– развивать зрительное восприятие;

– развивать самостоятельность;

– развивать функциональную грамотность;

– развивать творческие навыки;

– развивать коммуникативные навыки;

– развивать мелкую моторику;

коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ, сенсорная коробка.

Оборудование и материалы: колокольчик, колонка, телефон, петушок (игрушка или распечатанный и заламинированный персонаж), миска с пшеном, ложка, геометрические фигуры из картона квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник (размером с ¼ листа А4), сенсорная коробка с любыми крупами, желудями, муляжами, или распечатанными морковками, бусинами зелёного цвета (горох, можно сделать из воздушного пластилина), круги оранжевого, коричневого и зелёного цвета, ёжик, цыплёнок.

Раздаточныематериалы: мячики Су-Джок, грустные и весёлые смайлики для рефлексии, жёлтые карандаши.

Ход занятия

(Педагог привлекает внимание детей при помощи колокольчика.)

Воспитатель.

Колокольчик мой, звени,

Поиграть ребят зови.

Приветственная игра

Воспитатель. Ребята, я позвала вас, чтобы вместе поиграть. Но для начала нам нужно поздороваться. Здравствуй, как тебя зовут? (Педагог прикладывает руки ребёнка к груди и называет его имя. Например: «Я – Саша». Проделывает упражнение с каждым ребенком.) А теперь пусть мне пожмёт руку (имя ребёнка), а теперь (имя ребёнка), а теперь вы пожмёте ручки друг другу. (Дети пожимают друг другу руки.)

(Неожиданно раздаётся пение петуха.)

Воспитатель. Ребята, кто это у нас там поёт за окном? (Если дети говорящие, то отвечают. Если нет, то педагог самостоятельно высказывает предположения.) Ой, да ведь это к нам петушок прилетел. Кажется, он хочет мне что-то сказать. (Педагог достаёт петушка и делает вид, что петух что-то говорит ей на ухо.)

– Петушок просит нас о помощи. У него совсем недавно появились цыплята, он о них заботится, и конечно, помогает другим животным на скотном дворе. Но работы так много, что он ничего не успевает. Кто бы мог ему помочь? (Дети проявляют желание помочь петушку.)

Как я рада, ребята, что вы такие добрые и отзывчивые. Давайте начнём.

Ребята, цыплят нужно покормить. Для каждого цыплёнка петушок приготовил отдельную тарелочку. (Педагог показывает детям геометрические фигуры, называет их и выкладывает в один ряд перед детьми.) Вот они (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник). Сейчас мы должны разложить пшено на определённые тарелочки. Сначала я буду просить вас показать (и по возможности назвать) геометрическую фигуру, а потом вы ложкой положите туда немного пшена из вот этой миски. (Дети показывают, называют, по возможности, геометрические фигуры. Затем насыпают на них немного пшена ложкой из миски.)

Вы отлично справились с заданием.

Ребята, наш петушок с цыплятами живёт на скотном дворе. Здесь столько разных животных, посмотрите. (Педагог достаёт иллюстрации животных и произносит их названия.) Это свинка, это лошадка, а это гусь. Свинка очень любит кушать коричневые жёлуди, лошадка – оранжевую морковь, а гусь – зелёный горох. (Педагог рассказывает и демонстрирует эти предметы.) Вот в эту коробку (педагог показывает сенсорную коробку) случайно попал корм для животных. Обычно петушок помогал его достать, но сегодня этим займёмся мы. (Дети находят жёлуди, муляжи или заламинированные морковки, зелёные бусины в коробке, отдают нужному животному, кладёт на круг нужного цвета, как на тарелку.)

Вы отлично справились! Теперь можно сделать небольшой перерыв и отдохнуть.

Физкультминутка

Воспитатель. Повторяйте движения за мной. (Дети танцуют танец по показу воспитателя под музыку Е. Железновой «Головами покиваем, носиками помотаем»).

Воспитатель: Ребята, неожиданно на скотный двор забежал таинственный гость. Кто из вас попробует отгадать, кто это? (Педагог показывает детям теневое лото с изображением домашних животных и ежа, дети указывают на тень ёжика.) Вы верно угадали! Это ёжик. (Педагог показывает игрушку ежа.) Ёжик живёт в лесу. Ёж – дикое животное. Все, кто живут рядом с человеком, на скотном дворе – это домашние животные. (Далее педагог раздаёт детям мячики Су-Джок.) Предлагаю поиграть с маленьким гостем, он, кажется, поэтому и пришёл к нам.

«Ёж» (Су-Джок терапия)

Глянь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж?

(Катаем мячик между ладошками.)

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

(Дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек.)

Воспитатель. Друзья, ёжик на скотном дворе впервые. Один цыплёнок, когда его увидел, очень испугался. Он начал везде прятаться. (Затем педагог просит детей по очереди спрятать цыплёнка в определённых местах в группе,  используя в речи пространственные предлоги).

Примеры: спрячь цыплёнка за стулом, на подоконнике, под книгой и т.д.

Воспитатель: Ребята, наш дружок цыплёнок очень устал, пока бегал, давайте и мы с вами отдохнем. Предлагаю лечь на ковер и отдохнуть по звуки щебетания птиц. (Проводится релаксация.)

Рефлексия

Воспитатель. Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. И петушку помогли, и с цыплятами поиграли. Я вас благодарю за активность и отличную работу. Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, раскрасьте весёлый смайлик. Если не понравилось, то грустный. (Дети реагируют.) Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем.

Список использованных ресурсов

  1. Кауфман, С. Математика в детском саду – математический комплекс нового поколения для развития математического мышления детей от 4 до 7 лет. – М.: Национальное образование, 2016.
  2. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия. – М.: Теревинф, 2018.