В гостях у богини Клио

(Игра-путешествие по истории для учащихся 5 класса)

Ильсия ЯРУЛЛИНА,

учитель истории I квалификационной категории средней школы №11 г. Зеленодольска

Цели: систематизировать и обобщить знания, полученные на уроках истории Древней Греции. В процессе состязания команд показать знания древних мифов Эллады, произведений Гомера, традиций и обычаев Древней Греции, достижений культуры и истории.

Ход игры

Вступительное слово учителя. Греция и её культура занимают особое место в мировой истории, в высокой оценке античной цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады «греческим чудом», а древние греки оставили будущим поколениям непревзойденные образцы мудрости в мифах, легендах, в науке, философии, литературе и изобразительном искусстве.

Мы сегодня проверим свои знания по древней Греции. Сама муза Клио будет проверять ваши знания. Кто из вас знает: «Кто это?»

Учащиеся. Кли́о (др.-греч. «дарующая славу») – муза истории в древнегреческой мифологии. Дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Одна из 9 олимпийских муз – покровительница истории.

Учитель. Сегодня вас приветствует сама богиня Клио

(Игра начинается с приходом богини Клио, которая поздравляет команды и приглашает их принять участие в игре.)

Богиня Клио (ученица).

Добрый день, ребята!

Вам, пришедшим сюда.

К состязанию готовым,

Слово привета свое обращаю.

Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:

Честно сражайтесь под сводами храма науки.

Муза Истории – Клио –

Вас приглашает! (Богиня представляет высокий ареопаг-жюри и обращается к нему со словами.)

Клио. Представляю вам высокий ареопаг – жюри: это – Богиня Победы. Как ее зовут, кто знает? (Ника)

Ника. Я крылатая богиня победы и покровительница счастливчиков – Ника. Пусть сегодня сопутствует вам успех и удача. Вперед навстречу к победе!

Клио.

Пусть же дарует Великая Ника

Победу тем, кто достойнее будет

И знанья покажет искусней.

Клио. А это- моя самая младшая сестрица – муза науки Урания,

Урания. История это наука о прошлом, без знаний которого не понять настоящее.

И не предвидеть будущее.

Вперед, к новым знаниям!

Представление команд: название; эмблема; девиз (Жюри представлено, а сейчас познакомимся командами.)

Учитель. Клио приготовила нам задания и вместе с жюри будет оценивать работу команд. Наша игра состоит из двух раундов. Внимание: первый раунд!

На игровом поле – четыре категории вопросов. Вы можете выбирать любой вопрос любой категории. Время ответа – 1 минута. Цена вопроса – 1 балл. За дополнительную информацию в категории  «Мифы» + 1 балл.

Категория 1. Богини Древней Греции.

  1. Богиня охоты. (Артемида)
  2. Богиня справедливой войны и мудрости. (Афина)
  3. Богиня любви и красоты. (Афродита)
  4. Богиня плодородия и земледелия. (Деметра)
  5. Богиня правосудия и закона. (Фемида)
  6. Супруга Зевса, покровительница брака. (Гера)

Категория 2. Боги Древней Греции.

  1. Владыка подземного царства мертвых. (Аид)
  2. Бог виноградарства и виноделия. (Дионис)
  3. Владыка морей. (Посейдон)
  4. Бог солнца, света и правды. (Аполлон)
  5. Бог неба и грома. (Зевс)
  6. Бог торговли, красноречия. (Гермес)

Категория 3. Мифы Древней Греции.

Задание. Определить действующих лиц. (5 баллов) Оживить картинки. (5 баллов)

  1. Тесей и Минотавр

Легенда. Жители Афин каждые девять лет должны были посылать на остров Крит дань критскому царю Миносу — семь юношей и семь девушек. А Минос отдавал их на съедение Минотавру — чудовищу с туловищем человека и головой быка, жившему в страшном и запутанном Лабиринте. Тесей, сын царя Эгея, решил убить Минотавра. Дочь царя Миноса — Ариадна полюбила Тесея и решила спасти его от страшной пасти чудовища. Ночью она тайком пробралась к темнице и принесла Тесею кинжал, чтобы убить Минотавра, и клубок ниток, чтобы выбраться потом из Лабиринта. Утром несчастных пленников повели в лабиринт. Тесей спрятался за выступ стены и, когда Минотавр приблизился, он решительным и быстрым ударом убил чудовище. С помощью путеводной нити Тесей выбрался назад. Тесей, возвращаясь домой, забыл сменить черные паруса на белые. А его старый отец, увидев черные паруса, в отчаянии бросается со скалы в море. И с тех пор оно называется Эгейским.

  1. Икар и Дедал

Легенда. Икар и его отец Дедал были заключены в тюрьму царя Миноса – Лабиринт. Но Дедал нашел способ для побега: соорудил две пары крыльев из воска и перьев, одну пару для себя, а другую — для Икара. Дедал просил сына: «Не поднимайся слишком высоко; солнце растопит воск. Не лети слишком низко; морская вода попадёт на перья и они намокнут». Но уже во время перелёта в Элладу Икар настолько увлекся полётом, что забыл наставление отца и поднялся очень высоко, приблизившись слишком близко к Солнцу. Лучи Солнца растопили воск, в результате Икар упал и утонул.

  1. Аид и Персефона

Легенда. Персефона, дочь богини плодородия Деметры, была похищена владыкой подземного царства Аидом. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери. Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса.

4.Троянский конь

Легенда. Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу гречанку Елену из города Спарта. Её муж, царь Спарты, со своим братом собрал войско греков и пошел на Трою. После длительной и безуспешной осады, греки прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают. Троянцы втащили коня в город. Внутри коня сидело 50 лучших воинов. Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей.

Отсюда возник фразеологизм «троянский конь», употребляемый в значении: тайный, коварный замысел, замаскированный под подарок.

  1. Двенадцать подвигов Геракла

Легенда. Великий древнегреческий герой Геракл был сыном Зевса и смертной женщины Алкмены. С самого рождения Геракла преследовала жена Зевса, богиня Гера. Геракл с раннего детства отличался огромной силой. Уже в колыбели он задушил двух огромных змей, присланных Герой погубить младенца. Геракл совершил 12 подвигов, предначертанных ему судьбой.

  1. Яблоко раздора

Легенда. Обиженная богиня раздора — Эрида подбросила на стол золотое яблоко с надписью: “Прекраснейшей”. Увидели яблоко Гера, Афина и Афродита; каждая из них захотела получить его. И тогда повелел Зевс, чтобы рассудил их троянский царевич Парис. Отправились к нему богини, каждая предлагала щедрую награду: Гера — могущество, Афина — мудрость, а Афродита — прекраснейшую из смертных женщин в жены. Услышал последнее обещание Парис и признал Афродиту прекраснейшей. Выполнила Афродита свое обещание. Повелела она Парису плыть в город Спарту, где правил царь Менелай. Женой его была прекрасная Елена. Радушно принял Менелай гостя, не подозревая ничего худого, устроил в его честь пышный пир. Но ночью Парис бежал из Спарты вместе с прекрасной Еленой. Вся Эллада возмутилась тем, что он нарушил священные законы гостеприимства. Решили греки-ахейцы начать войну с Троей.

Категория 4. Исторические личности.

По высказыванию/описанию определить, о какой древнегреческой знаменитости идет речь? (5 баллов)

  1. «Трудно в великих делах сразу всем угодить». В действительности же он не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. (Солон)
  2. «Вы говорите, что я слишком много денег потратил на строительство. Я верну в казну деньги, но на каждом здании будет таблица с моим именем». (Перикл)
  3. Царь греческого острова, чтобы не участвовать в походе на Трою, притворился безумным. Он запряг в один плуг быка и осла и стал пахать морской берег, бросая в борозду соль. (Одиссей)
  4. Его цель – завоевать весь мир. Жрецы объявили его богом и сыном бога Солнца. (Александр Македонский)
  5. «В самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом». Создал метательные орудия – башни на колесах. (Филипп Македонский)
  6. Имя великого мудреца осталось в веках, а его казнь легла позорным пятном на афинскую демократию. (Сократ)

Учитель. Первый раунд закончен. Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам отдохнуть. Музыкальная пауза. (5 мин.) Вы послушаете красивую греческую музыку.

Учитель. Внимание: второй раунд!

Во втором раунде 6 категорий, по пять вопросов в каждой. Цена вопроса – 5 баллов. Дополнительное пояснение – до 2 баллов.

Категория 1. Одним словом.

Замените выделенные слова одним синонимичным словом.

  1. Софокл и Аристофан были знаменитыми ЛЮДЬМИ, СОЧИНЯЮЩИМИ ПЬЕСЫ ДЛЯ ТЕАТРА. (Драматург)
  2. Спартанцы всегда старались говорить КРАТКО И ЯСНО, ВКЛАДЫВАЯ БОЛЬШОЙ СМЫСЛ В НЕМНОГИЕ СЛОВА. (Лаконично)
  3. В школу греческого мальчика сопровождал СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАБ, НАСТАВНИК. (Педагог)
  4. Реформы Солона заложили в Афинах основы НАРОДОВЛАСТИЯ. (Демократия)
  5. БОГАТЫЕ И ЗНАТНЫЕ ЖИТЕЛИ ГРЕЧЕСКИХ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ. (Аристократия)

Категория 2. Фразеологизмы.

Объясните значение представленных фразеологизмов.

  1. Ахиллесова пята. (Уязвимое место у человека)
  2. Спартанское воспитание. (Строгое, суровое воспитание)
  3. Драконовские законы. (Суровые, жестокие законы)
  4. Кануть в Лету. (Забыть навсегда)
  5. Гордиев узел. (Запутанное дело, трудно разрешимый вопрос)

Категория 3. Театр.

Дайте определения терминам.

  1. АМФИТЕАТР – … (места для зрителей).
  2. ОРХЕСТРА – … (круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор).
  3. СКЕНЕ – … (примыкавшая к орхестре постройка, к стене которой прикреплялись декорации).
  4. АКТЕРЫ И ИХ КОСТЮМЫ – … (актеры-мужчины выступали в мужских и женских масках, в особой обуви на толстой подошве).
  5. «ЗРЕЛИЩНЫЕ ДЕНЬГИ» – … (их раздавали бедным гражданам для посещения театральных зрелищ. Буква на билете означала сектор, а мест не было, можно было занять любое место, начиная со второго ряда).

Категория 4. Чудеса света.

По картинке определите, какое из чудес света представлено.

  1. Храм Артемиды Эфесской. Сооруженный в VI веке до н.э., занимал площадь – 110×55 м, имел 127 восемнадцатиметровых колонн.
  2. Статуя Зевса. 17-метровая статуя покрыта золотом и слоновой костью. Была сделана скульптором Фидием для храма в Олимпе.
  3. Галикарнасский мавзолей. Усыпальница царя Мавсола (умер в 353 до н.э.). Простоял 1800 лет, когда был разобран крестоносцами.
  4. Фаросский маяк в Александрии. Был построен в III в. до н.э. и простоял 1500 лет. На протяжении веков был самым высоким сооружением человека – 130 м.
  5. Колосс Родосский. Гигантская бронзовая статуя – 32 м на 15-метровых колоннах из белого мрамора была сконструирована инженером Харесом и построена на деньги горожан в 280 г. до н.э.

Категория 5. Олимпийские игры.

Дать развернутый ответ на вопрос категории. Полный ответ – 7 баллов.

  1. Миф о начале Олимпийских игр. Легенды утверждают, что в Олимпии около могилы Крона, отца Зевса, состоялись соревнования по бегу. И будто бы их организовал сам Зевс, который таким образом отпраздновал победу над своим отцом, сделавшую его властелином мира.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

  1. Правила проведения Олимпийских игр:

– Олимпийские игры проводились раз в 4 года.

– Олимпийские игры продолжались пять дней.

– В Играх могли участвовать все свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные.

– Древнегреческие атлеты соревновались голыми. От слова «голый» («гимнос») происходит слово «гимнастика». Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным – наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Женщинам запрещалось не то что участвовать, но и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, её по закону должны были бросить в пропасть.

История «Священного огня»

В городах Эллады существовал культ Прометея, который похитил огонь с огонь с Олимпа, принес его в тростнике и научил смертных пользоваться им. В его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.

Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения.

  1. Виды состязаний в пятиборье:

– бег;

– прыжки в длину;

– метание копья;

– метание диска;

–борьба.

Категория 6. Архитектура и искусство.

Дать развернутый ответ на вопрос категории. Полный ответ – 1 бал.

  1. Основной архитектурный элемент в Древней Греции. (Портик)
  2. Знаменитый древнегреческий скульптор. (Фидий)
  3. Способ выполнения из частиц мрамора сюжетных изображений. (Мозаика)
  4. Неприглядный район в Афинах, раздражающий свободных горожан узкими, кривыми улочками, грязью, запахом дыма. (Керамик)
  5. Чем Арахна прогневила Афину, превратившую ее в паука? (Искусная ткачиха вызвала Афину на состязание.)

Учитель. Дорогие друзья! На этом наше увлекательное путешествие в Древнюю Грецию заканчивается. Вам даётся пять минут на подведение итогов игры, затем слово предоставляется жюри. Вам предстоит ответить на главный вопрос игры: «Какое влияние оказала древнегреческая культура на развитие мировой цивилизации?».

Итог игры

Учитель. Древнегреческая культура оказала сильнейшее влияние на всю мировую культуру последующих эпох. Какие достижения древних греков мы помним?

Алфавит (24 гласные и согласные буквы)

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Театр (трагедии и комедии)

Олимпийские игры

Керамика

Мозаика

Архитектура (храм Парфенон)

Скульптура (Фидий)

Наука история (Геродот)

Научные знания (Пифагор, Аристотель, Гиппократ, Архимед, Сократ)

(Жюри подводит окончательные итоги; комментируя, объявляет результаты игры. Награждение команд.)

Клио. Как говорили древние римляне- «История-это учитель жизни». Вы сегодня показали хорошие знания по Древней Греции. Для награждения команд слово предоставляется богине победы -Нике.

Ника. Не зря я спустилась с Олимпийских гор на землю, посмотреть за вашим состязанием. Поздравляю команду … победой. (Вручает грамоты.)