В гостях у Алсу
№ 122
(Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе)
Альфия ИБРАГИМОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада № 107 г. Казани
Цели:
– познакомить детей с блюдами татарской кухни, кухонной утварью;
– учить детей работать с солёным тестом;
– уточнять и расширять знание детей о татарском национальном костюме;
– воспитывать интерес к изучению истории и культуры татарского народа.
Предварительная работа. Рассматривание татарского национального костюма, разучивание игры на татарском языке, знакомство с татарскими национальными блюдами, хороводная игра «Каравай».
Оборудование. Кухонная утварь (самовар, чашки, ложки), коврики на полу, сундук с подушками; на полу, на большом ковре маленькие подушки, муляжи на тарелках (чак-чак, вак бэлеш, эчпочмак), полотенце, дощечки по количеству детей, кусочки соленого теста, стеки, по две тарелочки для каждого ребенка, готовый чак-чак на подносе, столы для работы, музыкальное сопровождение.
Активизация словаря. Названия элементов татарского национального костюма, национальных татарских блюд.
Обогащение словаря: чак-чак.
Методические приёмы: музыкальное сопровождение, показ, рассказ воспитателя, обследовательские действия, подвижная игра, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, показ приёмов лепки.
Ход занятия.
(Дети под музыку входят в группу. Их встречает воспитатель.)
Воспитатель. Сейчас мы поиграем с мячиком. Я кидаю мяч, задаю вопросы, а вы на них отвечаете на татарском языке.
Игра с мячом.
(Телефонный звонок.)
Воспитатель. Алло, исәнме, Алсу, в гости приглашаешь? Хорошо, спасибо.
Воспитатель. Ребята, у Алсу день рождения. Она приглашает нас в гости. Ну что, отправимся в гости? Давайте, сядем на волшебный ковер, закрываем глаза и считаем до трех на татарском языке. (Дети отвечают.)
Воспитатель. Ребята, мы у Алсу в гостях.
Алсу. Исәнмесез, балалар!
Дети. Исәнмесез, Алсу!
Воспитатель. Посмотрите, какого цвета платье? А как будет платье на татарском языке? (Дети отвечают.)
Воспитатель. Молодцы, ребята! А сейчас Алсу покажет как в старину ткали полотно, а мы будем повторять за ней.
Татарская игра.
Воспитатель. Какой стол накрыла Алсу! Посмотрите, вот стоит самовар, пиалы для чая. Вы любите пить чай? А какие блюда татарской кухни вы знаете? (Дети отвечают. Если дети затрудняются ответить, показываем муляжи.)
Воспитатель. Правильно, повтори. (Побуждает детей повторить это слово.)
Воспитатель. Мы с вами познакомимся с новым словом чак-чак. (Дети отвечают.)
Воспитатель. А сейчас самое интересное. Посмотрите на столы. (На столах приготовленные кусочки солёного теста, дощечки для лепки, влажные салфетки, стеки. Воспитатель предлагает детям приготовить татарское национальное блюдо «чак-чак».)
Лепка детей.
Воспитатель. Принесите свое блюдо, кладем в казан с маслом. Пока блюдо готовится, мы поиграем в игру.
Игра «Ак калач».
(По окончании занятия воспитатель выносит настоящий чак-чак, угощает детей.)
Проводя с детьми такие занятия, я убеждаюсь, что эта форма работы помогает эффективно решать задачу национального воспитания и даёт хороший эффект. Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию.