В гости к Зимушке-зиме

 № 177

(Конспект организованной образовательной деятельности «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе)

Гульгеня ГАЛИМОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада «Сказка» г. Буинска

Цель: систематизировать и закрепить геометрические фигуры и математические представления детей подготовительной к школе группе.

Задачи:

воспитательные:

– воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

– воспитывать интерес к математическим занятиям;

обучающие:

– закреплять умения детей пользоваться  прямым и обратным счетом в пределах 20;

– закрепить последовательность названия дней недели;

– закрепить умение составлять из геометрических фигур заданную схему;

развивающие:

– создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

– развивать смекалку, зрительную память, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, рассуждать.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, уточнения, опросы.

Демонстрационный материал: экран, карточки с примерами и с буквами, письмо с заданиями, геометрические фигуры, чистые листы, простые  карандаши, большие модули, картинки снеговиков.

Ход ООД

(Дети входят под музыку, становятся полукругом.)

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте подарим им свои улыбки и поприветствуем их.

Итак, мы начинаем наше занятие. Ребята, скажите мне какое у нас сейчас время года?

Дети. Сейчас у нас зима.

Воспитатель. Правильно, ребята. А как долго длиться у нас зима?

Дети. Зима длится три месяца.

Воспитатель. Совершенно верно.

А вот у нас случилась одна неприятность. Нас «Зимушка-зима» пригласила к себе в гости и даже выдала карту, по которой мы сможем к ней добраться. Но наша карта, к сожалению, на сильном-сильном морозе и ветре испортилась. И нам надо нашу карту восстановить. Попробуем!?

Дети. Да.

Воспитатель. Нам надо сделать круг. А как вы думаете, для чего нам нужно сделать круг?

Дети. Чтобы попасть на станцию круг.

Воспитатель. А круг это у нас что?

Дети. Круг – это геометрическая фигура.

Воспитатель. Расскажите, как мы можем сделать круг.

Дети. Нам нужно взяться за ручки и сделать круг.

Воспитатель. Правильно, ребята. И это наша первая подсказка.

Потому, что наша первая остановка, которой мы восстановим в нашей карте это – круг.

Восстановилась наша первая остановка. И сейчас мы куда пойдем?

Дети. Повернемся налево и пойдем прямо.

Воспитатель. Вот мы и пришли к кругу, и что нам теперь нужно сделать?

Дети. Взять карточки решать примеры и встать по порядку. И получиться какое то слово.

Воспитатель. Давайте попробуем. Получается? А, что за слово получилось, вы можете прочитать?

Дети. Прямоугольник.

Воспитатель. Я думаю, что это – наша следующая подсказка. И следующая остановка на карте, какая?

Дети. Прямоугольник.

Воспитатель. В каком направлении нам надо пойти, чтобы прийти к прямоугольнику.

Дети. Мы повернемся направо и пойдем прямо.

Воспитатель. Пришли мы к нашему прямоугольнику. Смотрите, а у прямоугольника что нас ожидает!? Какое-то письмо. Наверно, это «Зимушка-зима» оставила нам инструкции.

И тут у нас буквы и задания. Зимушка-зима говорит, что если мы дадим правильный ответ на математические вопросы, то вы получите подсказки, чтобы узнать какая остановка следующая.

Итак, начнем.

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько глаз у одной кошки?

3. Сколько пальцев на левой руке человека? А на правой?

4. Назови цифры и числа от 1 до 20 и обратно.

5. Сколько медведей навестила Маша в известной русской народной сказке?

6. Семь дней с понедельника до воскресенья. Что это?

7. Сколько рогов у двух ослов?

8. Как называется начало дня?

9. Как называется время суток между утором и вечером?

10. Назовите, три дня подряд не используя, названия дней недели.

11. Сколько колец у одних ножниц?

Воспитатель. И так, ребята, что мы делаем с нашими подсказками?

Дети. Нужно сложит буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово.

Воспитатель. Ну что получилось?

Дети. Треугольник.

Воспитатель. Так, у нас есть такая остановка? А в каком направлении нам надо идти?

Дети. Повернемся налево и пойдем прямо.

Воспитатель. Мы попали на остановку «Треугольник». А тут нас ждут необычные задания. И, так что мы здесь видим?

Дети. Лук, мяч, помидор, огурец.

Воспитатель. Что нам нужно сделать в этом задании?

Дети. Нам нужно определить, что лишнее.

Воспитатель. А что здесь лишнее?

Дети. Мяч.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что он несъедобный.

Воспитатель. А сейчас нас не очень интересует, что съедобное, что нет. У нас занятие математическое, а в математике что еще есть?

Дети. Форма.

Воспитатель. Давайте подумаем на счет формы. Что у нас тот лишнее?

Дети. Огурец. Он похож на овал.

Воспитатель. Посмотрим дальше. Что у нас здесь?

Дети. Кот, ежик, овечка, коза.

Воспитатель. Давайте сразу назовите, что здесь лишнее.

Дети. Ежик.

Воспитатель. А здесь геометрические фигуры. Какая фигура здесь лишняя?

Дети. Цилиндр.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что у них нет начало и конца. И нет углов.

Воспитатель. Я с вами согласна, правильно. Это и есть наша следующая подсказка. Следующая наша остановка – цилиндр. Мы можем найти в группе цилиндр?

Дети. Да.

Воспитатель.  Вот мы и пришли к цилиндру. Нужно нам составить из геометрических фигур схему животных.

Ребята, давайте вспомним, какие животные бывают?

Дети. Дикие и домашние. Травоядные и хищные.

Воспитатель. А теперь расскажите про своих животных. (Дети рассказывают про своих животных.)

Воспитатель. Следующая наша остановка – это овал. Вот мы с вами пришли к остановке овал.

Задание такое. Нужно нарисовать трапецию. Сейчас к этой фигуре надо нарисовать две линии, чтобы получилось три треугольника. Теперь нужно нарисовать еще две линии, чтобы получился один большой треугольник. А, теперь нужно дорисовать еще два больших линий, чтобы получился ромб.

Воспитатель. Следующая наша остановка – это ромб. Вот мы и пришли к остановке «Ромб».

Задание здесь такое. Вы должны будете запомнить, какая фигура за какой идет. Значит, нужно вам запомнить цвет, форму и месторасположение  геометрических фигур и строить такую же схему.

Итак, начинаем, посмотрите на экран и запоминайте, я буду считать до 10.

А теперь ребята посмотрите.  Куда мы с вами попали?

Дети. В замок. Это замок из геометрических фигур.

Воспитатель. Правильно, этот замок состоит из геометрических фигур. А давайте вспомним, какие остановки мы с вами проходили?

Дети. Круг, прямоугольник, треугольник, цилиндр, овал, ромб.

Воспитатель. Правильно и мы попали с вами в волшебный замок «Зимушки-зимы». Ребята, Зима нас долго-долго ждала, пока мы проводили свое занятие. И я думаю, что в гости, с чем надо приходить?

Дети. С подарками.

Воспитатель. Давайте мы с вами с начало наведем порядок, и сделаем подарок для Зимушке-зиме. Построим замечательный волшебный замок. Но замок обязательно должен состоять из чего.

Дети. Из геометрических фигур.

Воспитатель. Да ребята правильно нужно нам построить замок из геометрических фигур, но только пока звучит музыка. Договорились, давайте начнем строить.

Воспитатель. А потом вам надо будет придумать замечательную историю про этот замок, которое мы будем рассказывать нашей «Зимушке-зиме».

Воспитатель. Дети, кто хочет рассказать про этот замок. (Рассказы детей.)

Ребята, мы с вами попали в волшебный замок к «Зимушке-зиме». Сделали для «Зимушки-зимы» подарок, и я думаю, сейчас нам надо отправиться прямо к «Зимушке-зиме» на улицу и еще там попробовать создать замечательный замок из настоящего снега. Давайте мы с вами попробуем. Но перед тем как мы пойдем на улицу, у нас есть еще один небольшой момент.

Воспитатель. Ребята, пройдите, пожалуйста, все сюда. Как вы видите нас, здесь ждут замечательные волшебные снеговики, которое помогут вам отразить ваше настроение. Итак, если у вас все на занятии получалось, все было понятно то, вы берете, снеговиков белых.А если вам немножко было трудно, то берете снеговики розовые. Если вам было очень трудно и у вас ничего не получалось, то вы берете синего снеговика.

Воспитатель. Ребята, вы – большие молодцы! У вас у всех все получалось. Я думаю что Зимушка-зима очень рада, что мы пришли к ней