В.Г.Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна
(Урок литературы в 6 классе)
Алсу ИБРАГИМОВА,
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Березинской основной школы Атнинского района
Цель урока: анализируя текст, показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика.
Планируемые результаты:
предметные: овладевать технологией проблемного обучения; выразительно читать художественное произведение; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни;
метапредметные: планировать деятельность; представлять информацию в разных формах; сравнивать; создавать устные и письменные тексты; излагать своё мнение; организовывать работу в группе;
личностные: формировать у учащихся такие нравственные качества, как доброта, бескорыстие, а также уверенность в себе, самостоятельность; формировать способность к осознанному и объективному отношению к собственным поступкам; развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, записи на доске, карточки с заданиями.
Ход урока
- I. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!
Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.
Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше. И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».
- II. Актуализация знаний
Учитель. Ребята, давайте вспомним с вами, о чем мы говорили на предыдущих уроках.
Ученик 6 класса, второпях выполняя домашнее задание, перепутал хронологический порядок событий в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». Нужно расположить события в правильном порядке.
- «Меня снова избили».
- «Игра в чику».
- Через три дня Лидия Михайловна уехала.
- «Начало самостоятельной жизни».
- «Я стал выигрывать».
- «Начались для меня мучительные и неловкие дни».
- «Игра в пристенок».
- «Наказание превращалось в удовольствие».
- «Они били меня по очереди».
Правильный ответ: 4, 2, 5, 9, 1, 6, 8, 7, 3.
Учитель. Молодцы, правильно расположили порядок событий. О ком мы говорили на прошлом уроке?
Что мы узнали о нашем главном герое и какие черты характера нам особенно понравились? (Добросовестный, честный, ответственный, справедливый, настойчивый.)
III. Мотивационное введение
Учитель. Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, я вам предлагаю посмотреть небольшой видеоролик. (Просмотр видеоролика.) На экране стихотворение
Не за горами и лесами
Живут волшебники сейчас:
Они приходят в школу с нами,
Ну, может, чуть пораньше нас.
Мы с ними заново открыли
И звездный мир, и даль земли.
Они мечтой нас окрылили,
Сердца надеждою зажгли.
Метет ли снег, шуршит ли осень,
Срывая желтую листву,
Они всегда с собой приносят
И щедро дарят нам весну.
Учитель. Ребята, о ком мы сегодня будем говорить?
Учащиеся. Об учителе, точнее об учительнице Лидии Михайловне.
Учитель. Правильно. Сегодня наш разговор будет о Лидии Михайловне. Кому автор посвятил свой рассказ?
Учащиеся. Анастасии Прокопьевне Копыловой.
Учитель. Как говорил Валентин Распутин, глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, вспоминал я и свою учительницу. А как звали эту учительницу?
Учащиеся. Лидия Михайловна Молокова.
Учитель. Итак, что нам необходимо выполнить на уроке, чтобы раскрыть тему?
Учащиеся. Охарактеризовать образ учительницы.
- IV. Изучение нового материала
Учитель. Давайте вспомним, каким необычным способом Лидия Михайловна помогает герою рассказа? (Просмотр эпизода «Игра в пристенок» из фильма Евгения Ташкова «Уроки французского».)
– Какими словами директор школы Василий Андреевич характеризует поступок Лидии Михайловны? («Преступление», «растление», «совращение».)
– Давайте, узнаем значение этих слов. (На экране значение этих слов.)
Преступле́ние – правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
Растление – вовлечение малолетнего (малолетней) в совершение действий сексуального характера.
Совращение – навязывание человеку обманным путем ложных и зачастую неприемлемых для него ценностей.
Учитель. Итак, нам предстоит выяснить: поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление? Ответ на этот вопрос мы с вами будем искать по произведению.
– Вернемся к эпизоду после драки. Скажите, почему после драки герою было стыдно идти в школу? (Боится показаться ненадежным человеком.)
– Как его встретила Лидия Михайловна? (Сначала пошутила, потом поняла, почему ее ученик избитый.)
– Какие чувства вызывают у вас описание портрета учительницы?
-Какой казалась мальчику Лидия Михайловна? (сказочным существом)
– А как выглядел герой? Давайте найдем это место и прочитаем. (Стр. 134)
– Какой художественно-выразительный прием использовал автор, описывая внешний вид мальчика и учителя? (Противопоставление, антитеза.)
– Что пообещал герой учительнице? (Что может обойтись без игры на деньги.)
– Почему герой нарушает слово не играть на деньги? (Очень хотелось кушать.)
– Что решила сделать Лидия Михайловна, в очередной раз увидев разбитую губу мальчика? (Пригласила к себе, чтобы позаниматься французским языком.)
– Как чувствовал себя мальчик в доме учителя? Почему ему было неуютно и неловко?
– Когда мальчик отказывался есть в доме учительницы, что придумала Лидия Михайловна? (Прислала посылку.)
– Расскажите историю с макаронами… Как герой догадался, что посылку прислала не мать? Что он сделал с посылкой? Почему он не признался, что голодает? (Здесь мы видим чувство собственного достоинства мальчика, которая не позволила ему принять эту посылку.)
– Почему Лидия Михайловна старалась помочь герою? (Видела его способности.)
– Зачем Лидия Михайловна начинает играть с мальчиком на деньги? Как постепенно меняется характер их отношений? Кого находит мальчик в лице Лидии Михайловны? (Она пыталась накормить мальчика. Когда история с посылкой не удалась, она стала играть с ним в замеряшки.)
– Ребята, сейчас мы поработаем с вами в группах. У каждой группы есть свое задание:
1-я группа. Напишите качества свойственные Лидии Михайловне. Можно в форме кластера.
2-я группа. Какими качествами должен обладать настоящий учитель. Можно в форме кластера. (Каждая группа выступает своим постером.)
Учитель. Ребята, а какой вывод мы можем сделать по вашим постерам? (Лидия Михайловна – настоящая учительница.) Какими качествами должен обладать учитель?
– В чем прав и в чем не прав директор? Как бы вы поступили на месте директора?
– Давайте, прочитаем послесловие. Что нового оно открывает? (Душевная щедрость, доброта, истинная любовь к детям. Не жалея о случившемся, Лидия Михайловна старается ободрить, помочь. И у учительницы видим чувство собственного достоинства. Это и сблизило наших героев.)
– А если бы во второй посылке, кроме макарон и трёх яблок, лежало письмо, что в нем было бы написано? Давайте попробуем написать письмо от имении Лидии Михайловны. (Учащиеся пишут письмо от Лидии Михайловны.)
– Какую роль сыграла в жизни мальчика Лидия Михайловна? Только ли французскому языку учила Лидия Михайловна мальчика? (Учительница открыла «новый мир» мальчику, где люди могут доверять друг-другу, поддерживать и помогать, разделять горе.)
– Можно ли назвать поступок Лидии Михайловны преступлением? (Мнения учащихся.)
– Что является главным для Лидии Михайловны? (Душевная щедрость, доброта, истинная любовь к детям, не жалеть о случившимся (потеря работы), ободрить, помочь детям.)
- V. Рефлексия
– Сегодняшний урок был посвящен …
– На уроке мы …
– Автор учит нас тому, что …
– Сегодня на уроке я понял, что …
– После сегодняшнего урока я обязательно сделаю …
– Хочется закончить сегодняшний урок стихотворением Маргариты Бойко «Учительское сердце».
Как свечка, горит у учителя сердце,
А рядом, как птица, трепещет душа,
И каждый здесь может учиться и греться,
И каждому хватит любви и тепла.
Гори, огонек! Несмотря на ненастье,
Кому-то укажешь ты праведный путь,
Кому-то подаришь ты искорку счастья,
И пламя твое невозможно задуть!
- VI. Домашнее задание
- Написать небольшой рассказ о замечательном человеке (об учителе), с которым вы знакомы.
- Написать письмо Лидии Михайловне.
- Сделать иллюстрацию к рассказу.