В чем отличие логопункта от логопедической группы в детском саду.
№ 134
Индира ГАРАПШИНА,
учитель-логопед I квалификационной категории Балтасинского детского сада № 5
С каждым годом коэфицент рождаемости детей с различными видами нарушения речи возрастает. Начиная от фонетико-фонематических нарушений и заканчивая тяжелыми нарушениями речи. Но родители противятся зачислению детей в логопедические группы, считая детей зачисленных в такие группы «ущербными». Отдавая предпочтение краткосрочным занятиям на логопункте. Откуда же берется такое мнение, и верно ли оно? Давайте разберемся.
Для начала нам нужно узнать, что такое логопедическая группа?
Логопедическая группа не подразумевает того, что ребенок перейдет в другую группу и окажется в не знакомом коллективе. Нет, он останется в той же группе, с той же воспитательницей. Отличие в том, что дети логопедической группы дополнительно будут посещать логопедические занятия. Три раза в неделю индивидуальные и два раза в неделю фронтальные занятия. На индивидуальных занятиях ведется работа над постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков. На фронтальных занятиях обогащается словарный состав, развивается связанная речь, дается правильное грамматическое оформление. Также уделяется внимание подготовке к школе, обучение чтению и письму. В логопедическую группу зачисляются дети с общим недоразвитием речи, сроком на два года и дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, сроком на один учебный год. Некоторые родители боятся того, что находясь в одной группе с детьми с нарушениями речи их ребенок начнет разговаривать еще хуже, слыша неправильную речь вокруг себя. Но они сильно заблуждаются, ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Наоборот, видя, что ни у него одного такие дефекты, он не будет замыкаться в себе, а будет слышать, как речь детей улучшается и появится желание повторять за ними. У него же получилось, получится и у меня. Появляется уверенность в себе, доверие к окружающим. Среди детей с чистой речью, ребенок с нарушениями в звукопроизношении может почувствовать себя не таким как все, «белой вороной», что никогда не произойдет в логопедической группе.
На логопункт же зачисляются дети только с нарушенным произношением. Занятия ведутся лишь индивидуальные. Один – два раза в неделю, в зависимости от сложности дефекта.
Таким образом, можно сделать вывод — это не наказание, а, скорее всего, вознаграждение, потому что попасть в логопедическую группу стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.
В логопедической группе подготовка детей к школе идет гораздо сильнее. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам. Лучше сформированы обобщающие понятия. И благодаря психологическому тесту, который проводится в мае, для выявления готовности детей к школе видно, что дети логопедической группы показывают более высокие результаты.
На логопункте ведется работа лишь над звукопроизношением, над постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков. Чаще всего логопункт посещают школьники, в детских садах которых не было логопедических групп. Школьник сталкивается с нарушениями в письме из-за нарушения фонематического слуха и поэтому зачисляется на занятия с логопедом в логопункт.
В логопедическую группу можно зачислиться уже с четырех летнего возраста, так как для них особенно важна ранняя коррекция речевых нарушений для успешного освоения связанной речи.
В логопункте же принимаются дети с пяти лет с несложными речевыми нарушениями. Кратковременные занятия по 15 – 25 минут, краткосрочные 10 занятий на каждого ребенка. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.
В логопедической группе на каждого ребенка заводится тетрадь для выполнения домашнего задания. Задания направлены на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием. Большое внимание уделяется автоматизации и дифференциации, поставленных логопедом на занятиях звуков.
На логопункте же в тетрадях записывается речевой материал для автоматизации поставленных звуков, который усложняется начиная с слогов и заканчивая стихами.
Основная задача учителя-логопеда помочь детям в преодолении речевых нарушений. А в логопедической группе или на логопункте решать вам, но в обоих случаях эффективность коррекционной работы по исправлению нарушений речи зависит от совместных усилий логопеда и семьи! Родители должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка. Не ждите исполнения шести лет, что бы начать работу над устранением дефектов речи. Занятия с ребенком должны вестись с самого рождения, не забывайте об этом.
Список литературы
- О. А. Степановой «Организация логопедической работы в ДОУ». – М., 2007 год;
- «Положения об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп». Утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы от 24 февраля 2000 г.;
- Приказа Департамента образования г. Москвы № 3-34-20 от 11.08.2005 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования».
- Валявко С.М., Белая К.Ю. Ежедневник логопеда детского сада. – М., 2001
- Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. – СПБ., 2002
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2002
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2004
- Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей / Дефектология. No 2. 1985
- Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ /Под ред. Е.А.Каралашвили. – М. 2006
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., Детство-пресс, 2001
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2002
- Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997
Приложение 1
Примерный конспект фронтального занятия по грамматической теме в логопедической группе.
Тема: Дифференциация твердого звук П и мягкого звук Пь. Буква П
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Повторить тему «Дом».
2. Научить детей различать твердый и мягкий звук П
3. Повторить гласные звуки.
4. Развитие общей моторики.
5. Развитие фонематического слуха.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. Момент
— Здравствуйте дети, сядет тот, кто назовет часть дома.
- 1. Актуализация ЗУН.
— Ребята, кто из вас вспомнит какие гласные мы с вами знаем?
— А сегодня мы с вами познакомимся с согласным звуком П, и научимся различать твердый звук П от мягкого звука Пь. Твердые согласные обозначаются каким цветом? А мягкие?
- 2. Формирование новых понятий и новых способов действия.
— А сейчас посмотрите в зеркала и произнесите твердо звук П. А теперь мягко звук П. Они не поются, во рту есть преграда.
— Вот перед вами лежат картинки, вам надо узнать, какой в этих словах звук П твердый или мягкий. И поставить под синий квадратик или под зеленый.
- 3. Физ. минутка
— Сейчас мы с вами отдохнем. Встаем со стульчиков и повторяем все движения за мной.
Мы будем строить новый дом
И всех друзей поселим в нем
Кирпич берем одной рукой,
Раствор берем другой рукой
И на раствор кирпич кладем
И мы совсем не устаем.
Растет за этажом этаж,
Красивым будет домик наш.
— Все садитесь на свои места, и скажите мне, что мы сначала взяли в руки, чтоб построить дом? В этом слове есть звук П, какой он твердый или мягкий?
- 4. Применение и совершенствование УН
— Сейчас вам надо будет разложить эти картинки по вагончикам: в начало, середину или конец, в зависимости от того где находится звук П.
(дети выполняют задание)
— Звуки П и Пь, живут в одной букве П. Скажите, на что похожа буква П?
Послушайте стихотворение:
Что за буква словно мостик,
К нам пришла сегодня в гости?
П поможет написать
Папа, палка, Петя, пять!
— Давайте выложим букву П из счетных палочек.
— Пропишите букву П в тетрадке.
7.Итог. Домашнее задание.
— О чем мы сегодня говорили?
— Назовите слова начинающиеся на звук П и П?
— Скажите на что похожа буква П?
Приложение 2
Пример индивидуального занятия на логопункте
Тема: Автоматизация звука Л в слогах. 2 класс.
Цели и Задачи:
- 1. Образовательная:
1) Закрепление артикуляционной гимнастики
2) Научить правильному речевому выдоху
- 2. Коррекционно-развивающие:
1) развитие тонких дифференцированных движений органов артикуляции, а именно губ и языка
2) развитие подвижности органов артикуляции: губ и языка
3) развитие внимания
4) развитие мелкой моторики
5) развитие фонематического слуха
- 3. Воспитательные:
1) воспитание дисциплины
2) воспитание усидчивости
3) воспитание прилежности
Оборудование: Счетные палочки, пособие «Горячий чай», картинки: лопата, лампа, лодка, ложка, лось, лошадь, стул, стол, елка, кукла, поезд, пароход.
План:
Орг.момент
- Актуализация ЗУН
1.1 Упражнение для мелкой моторики
1.2 Активизация артикуляционной мускулатуры.
- Формирование нового понятия и новых способов действия
2.1 Развитие речевого дыхания
2.2 Автоматизация звука Л в прямых слогах
2.3 Автоматизация звук Л в обратных слогах
- Применение и совершенствование УН
3.1 Игра «Положи в свой вагончик»
3.2 Игра «Придумай предложение»
3.3 Обобщение по уроку
Итог
Домашнее задание
Ход занятия
Орг.момент
-Здравствуй, Артур
-Здравствуйте.
— Сегодня мы будем учиться произносить звук Л. Но тебе надо будет очень постараться ты готов?
— Готов.
1. Актуализация ЗУН
— Перед тобой лежат палочки, давай попробуем сложить из них лодку. А сейчас сделаем лодку с помощью наших рук.
«Лодка»
Лодка по волнам плывет
Всех друзей с собой зовет.
— Молодец. А теперь давай сделаем упражнения для язычка.
- Улыбочка
- Лопаточка
- Чашечка
- Вкусное варенье
- Лошадка
- Грибочек
— Мы с тобой правильно и хорошо выполняли все упражнения.
2. Формирование новых способов действия
— Сейчас мы с тобой подуем на горячий чай, но язык у нас при этом должен быть в виде чашечки.
(Ребенок дует на пособие «Горячий чай»)
— Умница, а теперь к нам приплыл пароход и загудел Ы-Ы-Ы, давай и мы попробуем так же погудеть. Для этого улыбнемся, поднимем язык наверх и произнесем звук Ы.
— Давай поиграем, тебе надо будет добавить звук Л и получится слово.
По …, сто…, го…, сту…, ма…, ба…, ме…, ше…
— Хорошо, а скажи мне, звук Л какой?
— Согласный, твердый, звонкий.
— Сейчас тебе надо громко и правильно прочитать эти слоги.
ЛА АЛ ИЛ
ЛУ УЛ ЕЛ
ЛО ОЛ
ЛЫ ЫЛ
— Хорошо! А сможешь ли ты узнать где в этих словах находится звук Л? Тебе надо положить в первый вагон картинки в названиях которых звук Л стоит в начале, во второй вагон, где звук Л в середине и в третий, если звук Л в конце слова.
3. Применение и совершенствование УН
— Посмотри, здесь написаны слова, тебе надо будет придумать из этих слов предложение и записать его. Каждое слово в предложении подели на слоги.
— Вот наше занятие и подошло к концу. Артур, а с каким звуком мы сегодня знакомились?
— со звуком Л
— А что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук Л?
— Губы в улыбки, зубы разжаты, язычок за верхними зубами.
— Умничка.
Итог. Домашнее задание
— Хорошо. Ты сегодня хорошо занималась, я ставлю тебе пятерку.
— До свидания.
— Спасибо за занятие.