В Александрии Египетской
(Урок истории в 5 классе)
Лилии БАШИРОВА,
учитель истории и обществознания средней школы №68 г. Казани
Тема | В Александрии Египетской | ||
Тип урока | комбинированный | ||
Цель урока | Создать у учащихся представления о знаменитом городе древности Александрии Египетской, познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока. Способствовать определению последствий завоевательной политики и государственной деятельности Александра Македонского; создать условия для развития умения характеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приемов греков и восточных народов. | ||
Задачи урока | Способствовать развитию навыков использования карт, учебника, дополнительных источников для получения информации. Воспитывать уважительное отношение к другим народам, живущим на Земле.
Учить делать выводы на основе исторических документов; формировать уважительное отношение к культуре и истории зарубежных стран, чувства патриотизма |
||
Планируемые результаты | Предметные
Учащиеся получат: — представление об Александрии; — знания об устройстве Фаросского маяка; — представления об Александрийском музее; — информацию об александрийских учёных. |
Метапредметные
Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Личностные
Проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов; умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера |
Образовательные ресурсы | Учебник, карта «Распад державы Александра Македонского», электронная схема «Александрия Египетская», электронная презентация «В Александрии Египетской» |
Формировать УУД
Познавательные
— уяснить смысл понятий: средиземноморье, музей, сформировать представление об устройстве древней Александрии; — познакомить с одним из чудес света – Фаросским маяком; показать значимость культурных и научных достижений Александрии для современности. |
Регулятивные
— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, картой; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
Коммуникативные
— формирование конструктивных способов взаимодействия в группах; — умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других.
|
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку – Добрый день, ребята!
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место – Добрый день. | Регулятивные:
— нацеливание на успешную работу. Быстрое включение в деловой ритм |
Мотивация к учебной деятельности |
– Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили. Посмотрите на карту:
Походы Александра Македонского на Восток
– Какие государства завоевал Александр Македонский в ходе походов на Восток?
– Какое название городов чаще всего встречаются на карте? – Чем это можно объяснить?
– Как вы думаете, что произошло с державой дальше? Предположите. Учитель пишет на доске предположения детей П– Правильно ли вы предположили и почему это произошло, вы узнаете из текста, которые лежат у вас на столах.
– Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Что случилось с Македонским царством? Сразу же после того, как не стало Александра, его полководцы начали делить земли, которые входили в состав его державы. В начале 3 века до н.э. держава Македонского распалась на множество государств. Самыми главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. Македонское государство было самое маленькое по величине и представляла собой бывшую территорию Македонии до начала завоевательных походов. Сирийское царство заняло завоеванное Персидское царство, где протекают реки Ефрат и Тигр, рядом с которыми состоялись сражения македонского и персидского войска. Река Нил протекала через Египетское царство, жители которого во время походов встречали Александра как освободителя и объявляли его богом. В этих государствах военачальники Александра провозгласили себя царями. Подобно Александру, они основывали города, в которых поселяли македонских воинов и греков-переселенцев. По греческому образцу в этих городах строили театры, гимнасии, портики.
– На какие государства распалась Македония?
– Внимание на карту на слайде. Распад державы Александра Македонского
– Обратите внимание, распад Македонского царства обозначалось разными цветами. Какими цветами обозначены царства, на которые распалась держава Александра Македонского? Назовите цвет и царство. Для этого воспользуйтесь описанием царств из текста, который мы читали ранее.
– По какому признаку вы определили?
– На карте есть города. Среди них есть город, о котором мы сегодня будем говорить. А о каком — надо догадаться. – Посмотрите на подсказки на слайде 1) Город находился в дельте реки Нил. 2) Народы этого царства встречали завоевателя как освободителя и объявляли богом. 3) Царь сам разметил места будущих достопримечательностей города. 4) Благодаря морскому порту и постоянно пребывающим сюда кораблям город являлся крупнейшим торговым центром. – Какой город? Значит какая у нас тема урока?
– Так назывался один из самых красивых городов Восточного Средиземноморья. – Как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Чем славится любой город?
– Почему Александрия Египетская Е. считался самым красивым городом Восточного Средиземноморья узнаем сегодня, совершив экскурсию. Я предлагаю вам представить себя экскурсоводами. Давайте выстроим маршрут экскурсии нашего урока . Посмотрите на слайд . Что видите на картинке?
– А в какой части города бывает маяк? – Да, мы будем говорить с вами об Александрийском порте.
– Продолжим построение маршрута. Посмотрите на слайд. Что изображено?
– Мы проведем экскурсию по улицам и площадям города Последнее место назначения изображено на следующем слайде. Как думаете, что это?
– Верно, это библиотека, раньше библиотеки находились в музее, поэтому мы будем говорить об Александрийском музее и библиотеке. – Итак, у нас получится маршрут экскурсии: Александрийский порт Экскурсия по улицам и площадям Александрийский музей и библиотека |
Дети смотрят на карту, участвуют в беседе.
– Малая Азия, Египет, Персидское царство, Индия…
– Александрия — – Еще в период осуществления своих военных походов Македонии на покоренных территориях основывались новые города. Названия городов носили имя завоевателя.
Примерные ответы детей: разделилась, распалась, исчезла, ее захватили.
Дети читают текст самостоятельно 1 минуту. Один ребенок читает вслух.
Она распалась: Египетское, Македонское и Сирийское
Ответ: коричневым – Македонское, оранжевым – Сирийское, желтым – Египетское.
По размеру, по рекам, по месторасположению
Дети читают подсказки, 1 ребенок читает вслух.
– Александрия Египетская – Определяют тему урока: Александрия египетская.
– Своими достопримечательностями
– Маяк.
– В порту.
На слайде изображена улица и жители города
– Это библиотека
|
Регулятивные: формирование целевых установок. Коммуникативные: участие в учебном диалоге
|
Открытие новых знаний
|
– И еще в конце экскурсии мы должны ответить на
вопрос: «Можно ли назвать Александрию научным центром своего времени?»
– Для проведения экскурсии вы разделены на три группы и у каждой будет свое задание. Найдите это задание на столе. Представьте, что вы –экскурсоводы и рассказываете слушателям о достопримечательности города. Выступать от группы будет 1 человек, а кто это будет, решите сами. На выступление дается 2 мин. – Можно дополнять друг друга из команды, ученики из других групп могут задавать вопросы выступающему. й группе дан текст с пропущенными словами. Вам надо будет вставить слова по смыслу и подготовиться к экскурсии. В результате должен получится рассказ. В конце текста есть слова-подсказки. 1 ГРУППА «Александрийский порт» Вставить слова в текст: Множество торговых кораблей из разных стран прибывало в Александрию. Уже издали, даже в кромешной тьме и в непогоду, моряки видели огромный ___________, расположенный на острове Фарос. Надобность в маяке была велика: близ берегов тянулись мели и подводные скалы, а маяк _______ вход в гавань. Свет пламени усиливался металлическими зеркалами. С вершины маяка наблюдали за морским простором: не приближается ли _________ флот. Фаросский маяк был не на много ниже пирамиды Хеопса. Греки называли его одним из ____________ света. Рядом с гаванью располагался царский _________. В праздники дворец распахивал свои двери для всех _____________ посмотреть его убранство. Жителей Александрии ___________ красивая мебель, всё помещение отделанное мрамором, ковры с вытканными сценами из мифов. Слова: указывал, удивлялись, чудес, желающих, маяк, вражеский, дворец. 2-я группа должна составить рассказ по картинке, используя текст на странице 209-210 Физкультминутка – А теперь давайте все встанем. Мы с вами на экскурсии. Что обычно делают на экскурсии? Ходят ( дети маршруют), Смотрят по сторонам, показывают достопримечательности руками. Экскурсия всем понравилась, экскурсоводу хлопают. – Садитесь. продолжаем работу. 2-я группа. Экскурсия по улицам и площадям 3-я группа составляет рассказ, отвечая на вопросы с опорой на текст стр 210-211 Вопросы у вас лежат на столе. 3-я группа. «Александрийский музей и библиотека» Составьте рассказ отвечая на вопросы
ВРЕМЯ: 5 – 6 мин. Выступления: 9 мин. – На этом наша экскурсия закончена. Давайте вспомним на какой вопрос мы должны были с вами ответить? – Можно ли назвать Александрию Египетскую научным центром своего времени? – Александрия Египетская является научным центром с большим количеством достопримечательностей. – А как вы думаете наш город является научным центром нашего времени? Как это можно доказать? – Давайте вспомним, а какие достопримечательности есть у нашего города Казани?
– Верно. Казань- крупный научный центр и также богат своим историческим наследием и ценится всей Россией. Именно в Казани проводились такие важные всемирные мероприятия как Универсиада-2013, ЧМ-2015 по водным видам спорта , ЧМ по футболу-2018 ,WorldSkills 2019 и тд. Мы гордимся тем, что в нашем городе проводятся такие масштабные мероприятия и люди со всего мира посещают наш город. Они приезжают еще и для того, чтобы посмотреть наши достопримечательности, наше наследие, хранящееся много веков. |
По одному человеку с каждой группы выходят к доске и выступают. Другие дополняют по необходимости. Ученики задают вопросы выступающему.
– Да, потому что в этом городе проходило много научных открытий, хранилось множество свитков, прибывали иностранцы.
– Музеи: Национальный музей, Эрмитаж, Социалистического труда, ИЗО.. КФУ, Сельскохозяйственная академия, Ветеринарный институт, КХТИ и т.д. Академия наук, Лаборатории, Институты, Национальная библиотека, им.Лобачевского, библиотека национального музея.
|
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебного текста; используют знаково-символические средства; выдвигают гипотезы и обосновывают их
Регулятивные: — умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; организовать планирование
Познавательные: — умение ориентироваться в своей системе знаний; — осуществлять анализ объектов.
Регулятивные: — умение учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения полученного задания; — умение осмысливать полученную информацию Личностные: — проявлять уважительное отношение к мнению одноклассников. Коммуникативные: — умение задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности и сотрудничества с партнером; умение распределить задания внутри группы; грамотно строить речевые высказывания.
Регулятивные: самооценка, взаимооценка |
Закрепление материала | – После экскурсии у каждого слушателя остаются в памяти интересные факты. Давайте вспомним о каких достопримечательностях мы говорили .
– А что же вы сегодня запомнили об этих достопримечательностях сейчас проверим. – На столах у вас лежат рабочие листы. Каждый получает рабочий лист. – Напишите на них свое имя. На их выполнение дается 5 минут. После окончания мы проверим ваши ответы. – Ваше время вышло. Сейчас поменяйтесь листочками друг друга и давайте проверим ваши ответы. – Верните листок владельцу. Поставьте баллы. Внизу напишите, сколько у вас звездочек (за устные ответы). – Критерии оценивания на слайде. Поставьте себе оценку. – Листочки оставьте на столах, я их всех сама соберу и оценки поставлю в журнал.
Слайд с ответами рабочего листа и результатами: Всего:________________ БАЛЛОВ из 15 баллов Звездочек:______________________ — 1 балл Экскурсия: 2 балла
14-18 баллов – оценка «5» 10-14 баллов – оценка «4» 10 и менее – оценка «3»
|
Александрийский порт Экскурсия по улицам и площадям Александрийский музей и библиотека
Выполняют задания на рабочих листах.
Ученики меняются листочками и сверяют ответы по слайду в презентации. Листки возвращают обратно владельцу и ставятся баллы.
|
Коммуникативные:
— умение отвечать на вопросы |
Рефлексия учебной деятельности | – Вы все сегодня молодцы. Большинство из вас правильно ответили на все вопросы. Изучая историю нашего государства или другой страны мы становимся духовно богаче. Как сказала И.Ганди «История – самый лучший учитель, у которого ….» . Я вам предлагаю закончить данную фразу. Это будет дом.заданием
|
Слушают и записывают домашнее задание | Личностные:
оценка своих действий в ходе урока.
|
Домашнее задание | На слайде:
А также параграф 42 прочитать, Для желающих :составить путеводитель по нашему городу – назвать научные, культурные, исторические места Казани ( для дополнительной оценки ) |
ФАМИЛИЯ ИМЯ:_________________
Рабочий лист по истории
«В Александрии Египетской»
- Найдите ошибки:
Много торговых конвертов из разных стран прибывало в Александрию. Уже издали моряки видели маяк, расположенный на острове Фарос. Рядом с гаванью располагалась библиотека. Улицы и площади Александрии были построены по единому плану. Главная улица тянулась более чем на два километра. С утра до вечера улицы и площади были заполнены людьми. Музей – это слово означает «место, где обитают люди». Обитателями Музея, который занимал целый район, были жонглеры и поэты, съезжавшиеся сюда из многих стран по приглашению царя Египта.
_________из 5 ПРАВИЛЬНЫХ
- Соотнесите термины и понятия и впишите ответы в таблицу
А | Б | В | Г |
А Библиотека
Б Фарос
В Музей
Г Папирус
- крупнейший центр науки
- место нахождения 700 тыс свитков
- остров, на котором находился маяк, освещавший вход в гавань торговым кораблям
- материал для письма у египтян
______ из 4 правильных
- Перед вами картинки. Вам нужно определить, какая достопримечательность относится к Александрии Египетской, а какая к нашему городу Казань
- 2) 3) .
- 5) 6) .
________из 6 ПРАВИЛЬНЫХ
Всего:________________ БАЛЛОВ
Звездочек:______________________
Экскурсия: 2 балла
14-18 баллов – оценка «5»
10-14 баллов – оценка «4»
10 и менее – оценка «3»