Умный пешеход

№ 172

(Интегрированное занятие по ПДД в средней группе)

Лилия ЗАКИРОВА, Гузалия ХАКИМОВА

воспитатели I квалификационной категории детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево  

Образовательные области: «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Здоровье», « Художественное творчество».

Цели. Закрепить у детей навыки соблюдения правил дорожного движения. Уметь действовать по сигналу. Систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении. Предупреждение детского транспортного травматизма.

Задачи:

обучающие: формирование у детей теоретических знаний по дорожной грамоте, закрепить представление о дорожных знаках о светофоре. Формировать умение детей лепить нетрадиционным способом (способом намазывания) пластинографии;

развивающие: развитие интереса, зрительной памяти, внимания, сноровки, развивать культуру общения, обогащать словарь;

воспитательные: создание атмосферы партнерства, сотрудничества, воспитание культуры поведения пешехода, желание и стремление изучать и выполнять правила дорожного движения.

Предварительная работа. Беседа на тему «Наши друзья на дороге», рассматривание картин о дорожных знаках, о светофоре, заучивание стихов.

Материал:

демонстрационный: игрушка Зайчонок, доска, макет светофора, большие круги красного, жёлтого, зелёного цветов, дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно дети!», «Движение на велосипедах запрещено»; картины «Как нельзя вести себя на улице», музыкальное сопровождение;

раздаточный: кружочки красного, жёлтого, зелёного цветов, пластилин, доски, шаблоны светофора, по количеству детей.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята! Мы с вами уже изучали правила дорожного движения, знаем сигналы светофора и некоторые дорожные знаки. А сегодня мы еще раз вспомним о правилах поведения на улицах. (Стук в дверь.)

Воспитатель. Ой, ребята, кто-то стучится к нам. Давайте посмотрим. Зайчонок! Откуда ты весь такой напуганный?

Ребята, Зайчонок говорит, что он просто гулял по улице. Хотел сходить в парк. Но увидел вдоль дороги трехглазое чудовище и очень испугался. Оно моргало то одним глазом, то другим, что он даже не решился перейти через дорогу. Ребята, Зайчонок просит у нас помощи: «Как вы ходите по улицам и не боитесь его!» (Ответы детей.)

Воспитатель. Ну что ж, Зайчонок. Мы постараемся тебе помочь. Хотя наши дети еще не ходят одни по улицам, а только с мамами и с папами. И играют строго во дворе. Но, думаю, дети знают того, кого ты так сильно испугался. (Сажает Зайчонка рядом с детьми.)

Вот послушайте загадку:

Днем и ночью я горю,

Всем сигналы подаю,

Есть три цвета у меня

Как зовут меня, друзья?

Дети. Светофор! (Воспитатель показывает макет светофора.)

Воспитатель. А как вы догадались, что это светофор? (Ответы детей.)

Воспитатель. А о каких цветах говорится в загадке? (Ответы детей.)

Воспитатель. А сейчас Ильяс прочитает нам стихотворение.

Ильяс.

Красный, жёлтый и зелёный –

Очень яркие цвета!

Каждый цвет определенный

Смысл имеет неспроста.

Воспитатель. А как вы думаете, ребята, какой смысл имеет каждый цвет?

Дети. Красный цвет – цвет тревоги. Означает опасность.

– Жёлтый цвет –  предупреждает. Будь осторожен и внимателен.

– Зелёный – цвет травы, листьев. Он напоминает об отдыхе, спокойствии. Это – безопасность.

Воспитатель. Ребята, а зачем нужен светофор?

Дети. Чтобы регулировать движение.

Воспитатель. У светофора есть три сигнала огонька – зеленый, красный, желтый. А кто мне скажет, в каком порядке они расположены?

Дети. Наверху находится красный цвет, посередине – жёлтый, а на самом низу – находится зелёный.

Воспитатель. А сейчас каждый из этих цветов расскажет сам про себя. (Выходят трое детей.)

«Красный».

Красный глаз

Глядит на нас

– Стоп! –

Гласит его приказ.

Воспитатель. Ребята, а для чего нужен красный свет?

Дети. На красный свет мы стоим и дорогу не переходим.

«Жёлтый».

Жёлтый глаз

Глядит на нас:

– Осторожно!

Воспитатель. А для чего нужен жёлтый свет?

Дети. Жёлтый свет значит приготовиться, быть внимательным.

«Зелёный».

А зелёный глаз –

Для нас

– Можно!

Так ведёт свой разговор

Молчаливый светофор.

Воспитатель. А что означает зелёный свет?

Дети. Когда загорится зеленый свет, мы можем спокойно переходить дорогу.

Воспитатель. Ребята! А хотите поиграть в игру? (Проводится подвижная игра «Сигналы светофора». Воспитатель предлагает детям превратиться в огоньки светофора. Каждый ребенок получает кружочек одного из трех цветов. Дети двигаются по кругу под музыку. Как только раздается сигнал свистка, дети строятся в три колонны по цветам светофора.)

Воспитатель. Но на улице встречаются не только светофоры, но еще многие другие дорожные знаки. Они рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать.

Каждый знак имеет свои названия и устанавливается в таком месте, где он необходим. Сейчас я вам загадаю загадки про них.

По полоскам чёрно-белым

Пешеход шагает смело.

Кто из вас ребята знает

Знак о чем предупреждает?

Дети. «Пешеходный переход». (Выставляется знак «Пешеходный переход».)

Воспитатель. А зачем нужен этот знак?

Дети. Он предупреждает, где можно переходить дорогу.

Воспитатель. Вторая загадка.

В белом треугольнике

С окаёмкой красной.

Человекам – школьникам

Очень безопасно.

Этот знак дорожный

Знают все на свете.

Будьте осторожны,

На дороге –

Дети! (Выставляется знак «Осторожно,  дети».)

Воспитатель. А о чем говорит нам этот знак?

Дети. Этот знак обозначает «Осторожно, дети!».

Воспитатель. Да, водитель издалека видит этот знак и сбавляет скорость, потому что в этом месте дорогу могут переходить дети.

Третья загадка вам, ребята!

Ездят здесь одни машины

Грозно их мелькают шины

У тебя велосипед?

Значит стоп! Дороги нет!

Дети. Движение на велосипедах запрещено. (Выставляется знак «Движение на велосипедах  запрещено».)

Воспитатель. А чем говорит этот знак?

Дети. Этот знак нас предупреждает,  что здесь ездить на велосипедах опасно.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот сколько дорожных знаков вы уже знаете. Но пока вы еще маленькие и должны ходить по улице только с взрослыми. Будьте внимательны на улице, обращайте внимание на дорожные знаки и никогда не нарушайте их.

А теперь, ребята посмотрите на эти картины и скажите, почему нельзя так вести себя на улице? (Выставляются картины):

1. Играть на проезжей части дороги с мячом.

2.Перебегать дорогу в неположенном месте.

3. Переходя проезжую часть дороги громко разговаривать и жестикулировать.

4. Ехать в автомобиле, не пристегнув ремни безопасности.

Воспитатель. Что может произойти с теми, кто не соблюдает правила? (Ответы детей.)

Воспитатель. Вот видишь, Зайчонок, какие наши ребята молодцы! Как они хорошо знают правила дорожного движения. Теперь я за них спокойна. Надеюсь, Зайчонок мы тебе помогли. Наши ребята хотят сделать подарок. Они сейчас сделают  тебе светофор. (Дети лепят. Повторить расположение сигналов.)

Воспитатель. Ребята, какого цвета верхний кружок светофора? А за ним в серединке, в  нижнем круге? Давайте вспомним правила, пластилином работать надо аккуратно пластилин намазываем не выходя за края кружков Молодцы, хорошо потрудились!

Вопросы детям

Для кого они делали светофоры?

– Почему важно соблюдать правила безопасности на улице?

Воспитатель. Пока вы маленькие, одни на улице не ходите, только со взрослыми. Ребята, не забывайте эти правила, если забудете, спросите у взрослых. (Дети дарят Зайчонку светофоры и прощаются с ним.)

Воспитатель. На этом наше занятие окончено. Будьте всегда внимательны, никогда не забывайте, как нужно вести себя на улице.