Умный пешеход
№ 172
(Интегрированное занятие по ПДД в средней группе)
Лилия ЗАКИРОВА, Гузалия ХАКИМОВА
воспитатели I квалификационной категории детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево
Образовательные области: «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Здоровье», « Художественное творчество».
Цели. Закрепить у детей навыки соблюдения правил дорожного движения. Уметь действовать по сигналу. Систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении. Предупреждение детского транспортного травматизма.
Задачи:
обучающие: формирование у детей теоретических знаний по дорожной грамоте, закрепить представление о дорожных знаках о светофоре. Формировать умение детей лепить нетрадиционным способом (способом намазывания) пластинографии;
развивающие: развитие интереса, зрительной памяти, внимания, сноровки, развивать культуру общения, обогащать словарь;
воспитательные: создание атмосферы партнерства, сотрудничества, воспитание культуры поведения пешехода, желание и стремление изучать и выполнять правила дорожного движения.
Предварительная работа. Беседа на тему «Наши друзья на дороге», рассматривание картин о дорожных знаках, о светофоре, заучивание стихов.
Материал:
демонстрационный: игрушка Зайчонок, доска, макет светофора, большие круги красного, жёлтого, зелёного цветов, дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно дети!», «Движение на велосипедах запрещено»; картины «Как нельзя вести себя на улице», музыкальное сопровождение;
раздаточный: кружочки красного, жёлтого, зелёного цветов, пластилин, доски, шаблоны светофора, по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята! Мы с вами уже изучали правила дорожного движения, знаем сигналы светофора и некоторые дорожные знаки. А сегодня мы еще раз вспомним о правилах поведения на улицах. (Стук в дверь.)
Воспитатель. Ой, ребята, кто-то стучится к нам. Давайте посмотрим. Зайчонок! Откуда ты весь такой напуганный?
Ребята, Зайчонок говорит, что он просто гулял по улице. Хотел сходить в парк. Но увидел вдоль дороги трехглазое чудовище и очень испугался. Оно моргало то одним глазом, то другим, что он даже не решился перейти через дорогу. Ребята, Зайчонок просит у нас помощи: «Как вы ходите по улицам и не боитесь его!» (Ответы детей.)
Воспитатель. Ну что ж, Зайчонок. Мы постараемся тебе помочь. Хотя наши дети еще не ходят одни по улицам, а только с мамами и с папами. И играют строго во дворе. Но, думаю, дети знают того, кого ты так сильно испугался. (Сажает Зайчонка рядом с детьми.)
Вот послушайте загадку:
Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю,
Есть три цвета у меня
Как зовут меня, друзья?
Дети. Светофор! (Воспитатель показывает макет светофора.)
Воспитатель. А как вы догадались, что это светофор? (Ответы детей.)
Воспитатель. А о каких цветах говорится в загадке? (Ответы детей.)
Воспитатель. А сейчас Ильяс прочитает нам стихотворение.
Ильяс.
Красный, жёлтый и зелёный –
Очень яркие цвета!
Каждый цвет определенный
Смысл имеет неспроста.
Воспитатель. А как вы думаете, ребята, какой смысл имеет каждый цвет?
Дети. Красный цвет – цвет тревоги. Означает опасность.
– Жёлтый цвет – предупреждает. Будь осторожен и внимателен.
– Зелёный – цвет травы, листьев. Он напоминает об отдыхе, спокойствии. Это – безопасность.
Воспитатель. Ребята, а зачем нужен светофор?
Дети. Чтобы регулировать движение.
Воспитатель. У светофора есть три сигнала огонька – зеленый, красный, желтый. А кто мне скажет, в каком порядке они расположены?
Дети. Наверху находится красный цвет, посередине – жёлтый, а на самом низу – находится зелёный.
Воспитатель. А сейчас каждый из этих цветов расскажет сам про себя. (Выходят трое детей.)
«Красный».
Красный глаз
Глядит на нас
– Стоп! –
Гласит его приказ.
Воспитатель. Ребята, а для чего нужен красный свет?
Дети. На красный свет мы стоим и дорогу не переходим.
«Жёлтый».
Жёлтый глаз
Глядит на нас:
– Осторожно!
Воспитатель. А для чего нужен жёлтый свет?
Дети. Жёлтый свет значит приготовиться, быть внимательным.
«Зелёный».
А зелёный глаз –
Для нас
– Можно!
Так ведёт свой разговор
Молчаливый светофор.
Воспитатель. А что означает зелёный свет?
Дети. Когда загорится зеленый свет, мы можем спокойно переходить дорогу.
Воспитатель. Ребята! А хотите поиграть в игру? (Проводится подвижная игра «Сигналы светофора». Воспитатель предлагает детям превратиться в огоньки светофора. Каждый ребенок получает кружочек одного из трех цветов. Дети двигаются по кругу под музыку. Как только раздается сигнал свистка, дети строятся в три колонны по цветам светофора.)
Воспитатель. Но на улице встречаются не только светофоры, но еще многие другие дорожные знаки. Они рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать.
Каждый знак имеет свои названия и устанавливается в таком месте, где он необходим. Сейчас я вам загадаю загадки про них.
По полоскам чёрно-белым
Пешеход шагает смело.
Кто из вас ребята знает
Знак о чем предупреждает?
Дети. «Пешеходный переход». (Выставляется знак «Пешеходный переход».)
Воспитатель. А зачем нужен этот знак?
Дети. Он предупреждает, где можно переходить дорогу.
Воспитатель. Вторая загадка.
В белом треугольнике
С окаёмкой красной.
Человекам – школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете.
Будьте осторожны,
На дороге –
Дети! (Выставляется знак «Осторожно, дети».)
Воспитатель. А о чем говорит нам этот знак?
Дети. Этот знак обозначает «Осторожно, дети!».
Воспитатель. Да, водитель издалека видит этот знак и сбавляет скорость, потому что в этом месте дорогу могут переходить дети.
Третья загадка вам, ребята!
Ездят здесь одни машины
Грозно их мелькают шины
У тебя велосипед?
Значит стоп! Дороги нет!
Дети. Движение на велосипедах запрещено. (Выставляется знак «Движение на велосипедах запрещено».)
Воспитатель. А чем говорит этот знак?
Дети. Этот знак нас предупреждает, что здесь ездить на велосипедах опасно.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот сколько дорожных знаков вы уже знаете. Но пока вы еще маленькие и должны ходить по улице только с взрослыми. Будьте внимательны на улице, обращайте внимание на дорожные знаки и никогда не нарушайте их.
А теперь, ребята посмотрите на эти картины и скажите, почему нельзя так вести себя на улице? (Выставляются картины):
1. Играть на проезжей части дороги с мячом.
2.Перебегать дорогу в неположенном месте.
3. Переходя проезжую часть дороги громко разговаривать и жестикулировать.
4. Ехать в автомобиле, не пристегнув ремни безопасности.
Воспитатель. Что может произойти с теми, кто не соблюдает правила? (Ответы детей.)
Воспитатель. Вот видишь, Зайчонок, какие наши ребята молодцы! Как они хорошо знают правила дорожного движения. Теперь я за них спокойна. Надеюсь, Зайчонок мы тебе помогли. Наши ребята хотят сделать подарок. Они сейчас сделают тебе светофор. (Дети лепят. Повторить расположение сигналов.)
Воспитатель. Ребята, какого цвета верхний кружок светофора? А за ним в серединке, в нижнем круге? Давайте вспомним правила, пластилином работать надо аккуратно пластилин намазываем не выходя за края кружков Молодцы, хорошо потрудились!
Вопросы детям
– Для кого они делали светофоры?
– Почему важно соблюдать правила безопасности на улице?
Воспитатель. Пока вы маленькие, одни на улице не ходите, только со взрослыми. Ребята, не забывайте эти правила, если забудете, спросите у взрослых. (Дети дарят Зайчонку светофоры и прощаются с ним.)
Воспитатель. На этом наше занятие окончено. Будьте всегда внимательны, никогда не забывайте, как нужно вести себя на улице.