Умножение числа 4
№ 193
(Урок по математике во 2 классе)
Альфия НУРЕТДИНОВА,
учитель начальных классов гимназии №52 г. Казани
Динара МУХАМЕТШИНА,
учитель начальных классов лицея №146 «Ресурс» г. Казани
Тип урока: урок изучение нового материала.
Цели:
– научить составить таблицу умножения числа 4;
– научить применять приобретённые умения при решении арифметического выражения и задач на умножение;
– формировать высказывание, используя математические термины, обеспечить знание учащимися конкретного смысла умножения числа 4;
Универсальные учебные действия:
познавательные: дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, строят речевые высказывания в устной форме, строят рассуждения;
личностные: устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала;
коммуникативные: сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника;
регулятивные: ставят учебные задачи, проводят контроль.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять и использовать таблицу умножения числа 4; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, таймер, электронная презентация PowerPoint, учебник (Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика, 2 класс, в 2-х частях. Часть 1. – М.:Просвещение, 2015 ).
Ход урока
- I. Организационный момент
Приветствие.
– Здравствуйте, ребята!
– В этом классе все друзья? (Я, ты, он, она.)
– Улыбнись соседу справа, в этом классе все друзья? (Я, ты, он, она.)
– Улыбнись соседу слева, в этом классе все друзья? (Я, ты, он, она.)
- II. Актуализация знаний
Устный счет. (Повторение пройденного материала.)
– Ребята, я предлагаю сосчитать, сколько нас сегодня в классе. (Учащиеся считают от 1 до 30 по порядку.)
– Разделите это число пополам. (15)
– Первая половина выходит к доске и встает в круг, затем вторая половина выходит к доске и создает внешний круг. (Учитель задает вопросы, учащиеся между собой делятся ответами.)
– Чему равно произведение 2 и 3?
– Сколько будет 1 умножить на 3?
– Сколько будет трижды два?
– 6 умножили на число и получили 18. Какое число было задумано?
III. Самоопределение к деятельности
– Сегодня на уроке мы будем пользоваться маршрутными листами. (Приложение 1) Подпишите, пожалуйста, их.
- Математический диктант.
– Записывайте только ответы через запятую.
- 7 пар танцуют польку. Сколько детей танцуют польку? (14)
- В корзине 3 яблока и 2 груши. Сколько овощей в корзине? (0)
- У Васи было 10 книг, а у Даши на 6 меньше. Сколько книг было у Даши? (4)
- В альбоме было 8 страниц и на каждой по 3 фотографии. Сколько всего фотографий было в альбоме? (24)
- Какие ответы получились? Назовите. (14, 0, 4, 24)
– Какое число здесь лишнее? (0)
– Почему? (В остальных есть цифра 4.)
– Эта цифра для нас сегодня важна.
– Давайте сосчитаем от 4 до 20 по 4. (Считают хором: 4, 8, 12, 16, 20.)
– Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? Вы можете определить тему урока? (Умножение числа 4.)
– Верно, мы с вами будем составлять таблицу умножения числа 4, которую нужно будет хорошо запомнить.
Физкультминутка
Учитель. Сейчас мы с вами поиграем в «Заморозки». (Учащиеся перемещаются по классу, пока звучит музыка. Как только выключается музыка, дети объединяются в группы по ответу.)
- Чему равно произведение 2 и 4? (8)
- Сколько будет, если к произведению 2 и 2 прибавить 2? (6)
- Из произведения 4 и 3 вычесть 10? (2)
- Чему равно произведение 1 и 4? (4)
- Из произведения 2 и 4 вычесть 3? (5)
- IV. Работа по теме урока
Учитель. Мы говорим про умножение, а что это такое? (Прибавить число само к себе.)
– Каким действием можно заменить умножение? (Сложением.)
– В маршрутных листах в задании №2 мы составим таблицу умножения числа 4. С какого примера начнем составлять таблицу умножения числа 4? (4*1=4)
– Как узнали? (По 4 взяли 1 раз.)
– Далее что запишем? (4*2=8) и т.д.
– Что интересного вы заметили? (Каждый раз ответ увеличивается на 4.)
– Проверьте свою таблицу умножения по слайду, если есть ошибки – исправьте. (Проверка таблицы умножения числа 4 по слайду.)
- Работа с задачей. (Стр. 48, №5.)
– Прочитайте задание.
Задание №3 (по маршрутным листам). Спортсменка дважды участвовала в соревнованиях по художественной гимнастике и каждый раз завоевывала по 4 медали. Сколько всего медалей завоевала эта гимнастка?
– Как называется это задание? (Задача.)
– Из чего состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ.)
– Прочитайте условие задачи. (Спортсменка дважды участвовала в соревнованиях по художественной гимнастике, и каждый раз завоевывала по 4 медали.)
– Что известно?
– Прочитайте вопрос задачи. (Сколько всего медалей завоевала эта гимнастка?)
– Мы можем ответить на вопрос задачи? (Да.)
– Каким действием решим задачу? (Умножением. 4 * 2 =8)
– Какой ответ получился? (8 медалей у спортсменки.)
- Командная самостоятельная работа. Решение задачи.
Задача. Миша купил 3 тетради по 4 рубля. Сколько стоила эта покупка? Сколько бы стоили 5 тетрадей? 7 тетрадей?
Принцип работы в команде: один говорит, остальные слушают. Ученик №1 и №2 читают условие и вопрос задачи. Ученик №3 и №4 предлагают пути решения и называют ответ.
Учитель. В маршрутных листах под заданием № 4 запишите краткую запись и решение с ответом.
- Повторение.
Учитель. Прочитайте задание №5. Замени число суммой одинаковых слагаемых.
(Ученикам дается 3 минуты для выполнения задания. Далее они перемещаются по классу, находят себе пару и дополняют свои записи. Записывают те примеры, которых нет в их маршрутных листах. Если такие записи имеются, то ищут другую пару. И так далее пока не запишут всевозможные варианты.)
– Встаньте те, кто записал один пример.
– Встаньте те, кто записал 2 примера?
– Встаньте те, кто записал 3 и более?
– У кого не получилось?
- V. Рефлексия
Учитель. Наш урок подходит к концу.
– Какая была наша цель?
– Мы достигли её?
– Какое новое знание приобрели сегодня?
– Как вы думаете, в жизни таблица умножения нам пригодится?
– Вам понравился урок?
– Вы довольны собой?
– В маршрутных листах есть смайлик. Я попрошу нарисовать такое выражение лица, которое соответствует вашему.
– Маршрутные листы сдаем на проверку.
- VI. Домашнее задание
Выучить наизусть таблицу умножения числа 4.
Приложение 1
№1 Математический диктант __________________________________ __________________________________ № 2 Таблица умножения числа 4 __________________________________ _________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ №3 Задача Спортсменка дважды участвовала в соревнованиях по художественной гимнастике, и каждый раз завоевывала по 4 медали. Сколько всего медалей завоевала эта гимнастка? |
Решение:_________________________
__________________________________ Ответ:____________________________ __________________________________ №4 Задача Миша купил 3 тетради по 4 рубля. Сколько стоила эта покупка? Сколько бы стоили 5 тетрадей? 7 тетрадей? __________________________________ __________________________________ __________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ №5 Замени число суммой одинаковых слагаемых 4 = _______________________________ |
6 =______________________________
_________________________________ _________________________________ 9 = _____________________________ _________________________________ _________________________________ 12 =_____________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ Домашнее задание Выучить наизусть таблицу умножения числа 4
|