Улица полна неожиданностей
(Образовательная деятельность в старшей группе)
Эльмира ВАЛИУЛЛИНА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №158 г. Казани
Цель: расширять представления детей о правилах поведения во дворе и на улице, систематизировать знания детей о дорожных знаках.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
– развивать умение детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья;
– развитие зрительной памяти, логического мышления, мелкой моторики рук;
– закреплять знания детей о правилах перехода через дорогу, правило «светофора»;
– воспитывать умение чувствовать собственное эмоциональное состояние (с помощью рисунков).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, экскурсия к перекрестку, изготовление макета, улицы и дорожных знаков, презентация.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный.
Демонстрационный: иллюстрации с изображением транспорта, макет улицы, маленькие машинки, дорожные знаки, загадки.
Раздаточный: лист бумаги с недорисованным лицом, для каждого ребенка, пазлы.
Словарная работа: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, «Зебра», светофор, подземный, надземный переход, общественный транспорт (пассажирский), грузовой транспорт, проезжая часть, пешеход, одностороннее движение, двухстороннее движение, шоссе, правила дорожного движения.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Методические приемы: игровой, наглядный, словесный — напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Структура ОД
- Вводно-огранизационный момент.
- Мотивиационно-побудительный этап.
- Информационно-аналитический этап.
- Физминутка.
- Практическая часть.
Ход ОД
Воспитатель. Ребята, сегодня мы погуляем по нашему городу. Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком. (Дети перемещаются по группе.)
Повторение и развивающие задания
Воспитатель. В данный момент мы кто с вами? (Пешеходы.)
– Сколько на улице пешеходов? (Вот один вышел из трамвая, другой из магазина, третий из дома, а всего – …)
– Остановились. Стоим.
– Давайте посмотрим на поток автомобилей. (Дети встают вокруг стола, на котором выложены картинки с изображением транспорта: пассажирского, грузового и транспорта специального назначения.)
– Как одним словом можно назвать то, что здесь изображено? (Транспорт.)
– На какие группы можно разделить все автомобили? (Грузовые, легковые, общественный транспорт (пассажирский), автомобили специального назначения.)
– Почему они так называются – общественный транспорт, грузовой, специального назначения?
– Почему их всех назвали одним словом – транспорт?
– Что у них общего?
– Какие части есть у каждой автомашины? (Колеса, руль, мотор и т.д.)
Включение нового знания в систему знаний о правилах дорожного движения
(На ковер расставлены машины. Дети и воспитатель садятся на ковер.)
– Посмотрите, как много на улице машин. Так пешеходу недолго и растеряться.
Но если мы с вами будем знать одно очень важное правило, то не растеряемся ни на одной, даже самой оживленной улице. Кто знает, какое это правило? (Дети высказывают свои варианты.)
– Вот правило: проезжая часть – для машин, тротуар – для пешеходов.
– Для чего машинам широкие дороги? (Машины большие, ездят быстро.) А нам, пешеходам, хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности.
– Теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Мы – шоферы!» (Дети показывают движения.)
Едем, едем на машине, (движение рулем)
Нажимаем на педаль. (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем, (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль. (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли («дворники» – согнутые в локтях руки одновременно движутся вправо-влево.
Вправо, влево чистота!
Волосы ерошит ветер, (пальцами взъерошить волосы)
Мы – шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)
–Ребята, подойдите к нашему макету. (Дети подходят к макету, рассматривают его.)
– Но на улицах города, идя по тротуару, рано или поздно придется сойти с тротуара. Как вы думаете, почему? (Чтобы перейти улицу.)
– А улицу можно переходить в любом месте? (Нет, только там, где это разрешено.)
– Как узнать место, где разрешено переходить улицу? (По пешеходному переходу (полоскам), по дорожным знакам.)
– Ребята, но дороги тоже бывают разные, есть узкие с односторонним движением, когда машины едут только в одну сторону. Чтобы перейти такую дорогу, куда надо посмотреть? (В ту сторону, откуда будут двигаться машины.)
– Есть дороги узкие с двухсторонним движением, переходя такую дорогу нужно смотреть сначала налево, дойдя до середины – направо.
– Есть дороги очень широкие – шоссе, чтобы перейти такую дорогу нужно обязательно найти пешеходный переход «Зебру» или подземный или надземный переход.
– Что это за полоски, для чего они нужны и как они называются? («Зебра»; чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу, и чтобы водитель видел издалека: здесь может появиться пешеход.)
– Вот мы подошли к «Зебре» (пешеходному переходу), можно ли сразу переходить улицу? (Нет.) Внимательно посмотрим на дорогу, не сходя с тротуара, нет ли машин. Сначала смотрим налево – так как машины едут с этой стороны, потом на право. Если машин нет – тогда иди. Быстро, но не беги.
– Бывают улицы, где машин очень много и движение на них очень интенсивное, например, на больших перекрестках. Что нам поможет на таких улицах? (Светофор.)
– Садимся на ковер.
Беседа про светофор
– Кто нам сможет рассказать правило светофора? (Загорелся красный – стой, зеленый – можно переходить через дорогу.)
– Какого цвета глаза у светофора? (Красного, желтого, зеленого.) А вы знаете, почему выбраны именно эти цвета? Такие цвета для светофора выбраны не случайно.
Красный цвет напоминает об опасности. Например, пожарные машины.
В желтый цвет окрашены те машины, которые работают на дорогах – бульдозеры, катки, которые укладывают асфальт. И дорожные рабочие одеты в желтые костюмы.
– Вы, спросите, почему? Потому, что водитель издалека видит желтый цвет и успевает сбавить скорость. И мы должны быть внимательны, увидев желтый глаз светофора – это предупреждение о смене сигнала.
А вот зеленый – спокойный, приятный цвет. Цвет травы и листьев. Когда загорится зеленый глаз светофора, мы можем переходить через дорогу спокойно, но вначале внимательно посмотрев по сторонам.
– Давайте вместе попробуем отгадать загадки.
Загадки
- У дороги, словно в сказке на столбе живет трехглазка.
Все мигает и мигает, ни на миг не замыкает. (Светофор)
- Удивительный вагон! Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус)
- Коль бензину дашь напиться,
Вмиг помчится колесница. (Автомобиль)
- Что за чудо синий дом, окна светлые кругом,
Носит обувь на резине, а питается бензином. (Автобус)
- Две дорожки так узки, две дорожки так близки.
И бегут по тем дорожкам домики на круглых ножках. (Трамвай)
- Дом на улице идет, на работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. (Автобус, троллейбус)
- Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)
- Я в любое время года и в любую непогоду
Очень быстро в час любой провезу вас под землей. (Метро)
- Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути
Помогает улицу людям перейти. (Светофор)
– Ребята, а что еще может помочь при передвижении по улицам пешеходам и водителям? (Дорожные знаки)
– Делимся на 3 команды. Каждая команда получает пазлы – дорожные знаки. Как называются эти знаки?
– Какие еще дорожные знаки вы знаете? (Варианты ответов детей.)
– Давайте вместе посмотрим на дорожные знаки и выберем те, которые вам известны.
– Садимся за стол, на котором выложены дорожные знаки. Обсуждаем их названия.
Задание: как можно быстрее собрать картинку – пазлы.
Много есть различных знаков –
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге никогда не нарушать.
Красный круг обозначает обязательно запрет.
Он гласит: «нельзя тут ехать,
Или тут дороги нет».
А еще бывают знаки – взяты в синенький квадрат.
Как и где проехать можно эти знаки говорят.
Синенький прямоугольник,
Вам подскажет, где найти
Остановку и заправку –
Все, что нужно вам в пути!
– Выходя на улицу с кем-то из взрослых, проверяйте себя, хорошо ли вы знаете Правила дорожного движения. Внимательно всматривайтесь, обращайте внимания на встречающиеся знаки. И если что-то забыли, не стесняйтесь, спрашивайте у взрослых.
– Давайте еще поиграем. Вставим недостающие слова, сопровождая их движениями.
«Есть у меня братишка, смешной такой мальчишка!
Мне во всем он подражает и ни в чем не уступает –
Если мы играем в мячик, я скачу, он тоже… (скачет)
Я сижу и брат… (сидит). Я бегу и он… (бежит).
Мяч беру, и он… (берет), мяч кладу и он… (кладет).
Куст стригу и он… (стрижет), жгу костер, он тоже… (жжет).
Птице хлеб щиплю, он… (щиплет), сыплю корм, он тоже… (сыплет).
Еду на велосипеде, он со мною вместе… (едет).
Хохочу и он… (хохочет). Есть хочу, он тоже… (хочет).
Маслом хлеб я мажу, он… (мажет), я рукой машу, он… (машет).
Такой смешной мальчишка, младший мой братишка.
Игра «Пешеходы и дорога»
Дети делятся на три команды: дорожные знаки, пешеходы, автомобили. Команда «Дорожные знаки» получает дорожные знаки и распределяется по группе в соответствии с нанесенной мелом разметкой (например, ребенок, получивший знак «Пешеходный переход» встает перед «Зеброй», ребенок, получивший светофор встает на перекресток. (Возможные варианты знаков для игры: кирпич – около тупика, знак «Стоянка разрешена», знак «Остановка общественного транспорта», знак – «Осторожно дети», знак «Поворот направо/налево» и т.д.
Дети из команды автомобили получают шапочки, сделанные руками детей с изображением разного вида транспорта, например, легковой автомобиль, скорая помощь, автобус, троллейбус, молоковоз и т.д.
Дети из команды пешеходы получают разнообразные предметы: коляску с ребенком, сумку, тележку на колесиках, чемодан, портфель и т.д.
Воспитатель берет на себя роль регулировщика движения, одевает фуражку, полицейский жезл и свисток.
По свистку начинается игра.
Через некоторое время игра останавливается и дети меняются ролями. (Примечание. Необходимо, чтобы все дети побывали в роли дорожных знаков, пешеходов, автомобилей.)
Заключительная часть. Рефлексия
– Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие?
– Предлагаю, вам выразить свои чувства, нарисовав на листочках выражение лица человечка: если понравилось – улыбку, если не понравилось – грусть.
– Давайте посмотрим, сколько радостных личиков у нас получилось. (Спросить, что больше всего понравилось.)
– А грустные лица есть? С чем это связано?