Улица полна неожиданностей

(Образовательная деятельность в старшей группе)

Эльмира ВАЛИУЛЛИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №158 г. Казани

Цель: расширять представления детей о правилах поведения во дворе и на улице,     систематизировать знания детей о дорожных знаках.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

– развивать умение детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья;

– развитие зрительной памяти, логического мышления, мелкой  моторики рук;

– закреплять знания детей о правилах перехода через дорогу, правило «светофора»;

– воспитывать умение чувствовать собственное эмоциональное состояние (с помощью рисунков).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, экскурсия к перекрестку, изготовление макета, улицы и дорожных знаков, презентация.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный. 

Демонстрационный: иллюстрации с изображением транспорта, макет  улицы, маленькие машинки, дорожные знаки, загадки.

Раздаточный: лист бумаги с недорисованным лицом, для каждого ребенка, пазлы.

Словарная работа: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, «Зебра», светофор,  подземный, надземный переход, общественный транспорт (пассажирский), грузовой транспорт, проезжая часть, пешеход, одностороннее движение, двухстороннее движение, шоссе, правила дорожного движения.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Методические приемы: игровой, наглядный, словесный — напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Структура ОД

  1. Вводно-огранизационный момент.
  2. Мотивиационно-побудительный этап.
  3. Информационно-аналитический этап.
  4. Физминутка.
  5. Практическая часть.

Ход ОД

Воспитатель. Ребята, сегодня мы погуляем по нашему городу. Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком. (Дети перемещаются по группе.)

Повторение и развивающие задания

Воспитатель. В данный момент мы кто с вами? (Пешеходы.)

– Сколько на улице пешеходов? (Вот один вышел из трамвая, другой из магазина, третий из дома, а всего – …)

– Остановились. Стоим.

– Давайте посмотрим на поток автомобилей. (Дети встают вокруг стола, на котором выложены картинки с изображением транспорта: пассажирского, грузового и транспорта специального назначения.)

– Как одним словом можно назвать то, что здесь изображено? (Транспорт.)

– На какие группы можно разделить все автомобили? (Грузовые, легковые, общественный транспорт (пассажирский), автомобили специального назначения.)

– Почему они так называются – общественный транспорт, грузовой, специального назначения?

– Почему их всех назвали одним словом – транспорт?

– Что у них общего?

– Какие части есть у каждой автомашины? (Колеса, руль, мотор и т.д.)

Включение нового знания в систему знаний о правилах дорожного движения

(На ковер расставлены машины. Дети и воспитатель садятся на ковер.)

– Посмотрите, как много на улице машин. Так пешеходу недолго и растеряться.

Но если мы с вами будем знать одно очень важное правило, то не растеряемся ни на одной, даже самой оживленной улице. Кто знает, какое это правило? (Дети высказывают свои варианты.)

– Вот правило: проезжая часть – для машин, тротуар – для пешеходов.

– Для чего машинам широкие дороги? (Машины большие, ездят быстро.) А нам, пешеходам, хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности.

– Теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Мы – шоферы!» (Дети показывают движения.)

Едем, едем на машине, (движение рулем)

Нажимаем на педаль. (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем, (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль. (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли («дворники» – согнутые в локтях руки одновременно движутся вправо-влево.

Вправо, влево чистота!

Волосы ерошит ветер, (пальцами взъерошить волосы)

Мы – шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)

–Ребята, подойдите к нашему макету. (Дети подходят к макету, рассматривают его.)

– Но на улицах города, идя по тротуару, рано или поздно придется сойти с тротуара. Как вы думаете, почему? (Чтобы перейти улицу.)

– А улицу можно переходить в любом месте? (Нет, только там, где это разрешено.)

– Как узнать место, где разрешено переходить улицу? (По пешеходному переходу (полоскам), по дорожным знакам.)

– Ребята, но дороги тоже бывают разные, есть узкие с односторонним движением, когда машины едут только в одну сторону. Чтобы перейти такую дорогу, куда надо посмотреть? (В ту сторону, откуда будут двигаться машины.)

– Есть дороги узкие с двухсторонним движением, переходя такую дорогу нужно смотреть сначала налево, дойдя до середины – направо.

– Есть дороги очень широкие – шоссе, чтобы перейти такую дорогу нужно обязательно найти пешеходный переход «Зебру» или подземный или надземный переход.

– Что это за полоски, для чего они нужны и как они называются? («Зебра»; чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу, и чтобы водитель видел издалека: здесь может появиться пешеход.)

– Вот мы подошли к «Зебре» (пешеходному переходу), можно ли сразу переходить улицу? (Нет.) Внимательно посмотрим на дорогу, не сходя с тротуара, нет ли машин. Сначала смотрим налево – так как машины едут с этой стороны, потом на право. Если машин нет – тогда иди. Быстро, но не беги.

– Бывают улицы, где машин очень много и движение на них очень интенсивное, например, на больших перекрестках. Что нам поможет на таких улицах? (Светофор.)

– Садимся на ковер.

Беседа про светофор

– Кто нам сможет рассказать правило светофора? (Загорелся красный – стой, зеленый – можно переходить через дорогу.)

– Какого цвета глаза у светофора? (Красного, желтого, зеленого.) А вы знаете, почему выбраны именно эти цвета? Такие цвета для светофора выбраны не случайно.

Красный цвет напоминает об опасности. Например, пожарные машины.

В желтый цвет окрашены те машины, которые работают на дорогах – бульдозеры, катки, которые укладывают асфальт. И дорожные рабочие одеты в желтые костюмы.

– Вы, спросите, почему? Потому, что водитель издалека видит желтый цвет и успевает сбавить скорость. И мы должны быть внимательны, увидев желтый глаз светофора – это предупреждение о смене сигнала.

А вот зеленый – спокойный, приятный цвет. Цвет травы и листьев. Когда загорится зеленый глаз светофора, мы можем переходить через дорогу спокойно, но вначале внимательно посмотрев по сторонам.

– Давайте вместе попробуем отгадать загадки.

Загадки

  1. У дороги, словно в сказке на столбе живет трехглазка.

Все мигает и мигает, ни на миг не замыкает. (Светофор)

  1. Удивительный вагон! Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус)

  1. Коль бензину дашь напиться,

Вмиг помчится колесница. (Автомобиль)

  1. Что за чудо синий дом, окна светлые кругом,

Носит обувь на резине, а питается бензином. (Автобус)

  1. Две дорожки так узки, две дорожки так близки.

И бегут по тем дорожкам домики на круглых ножках. (Трамвай)

  1. Дом на улице идет, на работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. (Автобус, троллейбус)

  1. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)

  1. Я в любое время года и в любую непогоду

Очень быстро в час любой провезу вас под землей. (Метро)

  1. Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути

Помогает улицу людям перейти. (Светофор)

– Ребята, а что еще может помочь при передвижении по улицам пешеходам и водителям? (Дорожные знаки)

– Делимся на 3 команды. Каждая команда получает пазлы – дорожные знаки. Как называются эти знаки?

– Какие еще дорожные знаки вы знаете? (Варианты ответов детей.)

– Давайте вместе посмотрим на дорожные знаки и выберем те, которые вам известны.

– Садимся за стол, на котором выложены дорожные знаки. Обсуждаем их названия.

Задание: как можно быстрее собрать картинку – пазлы.

Много есть различных знаков –

Эти знаки нужно знать,

Чтобы правил на дороге никогда не нарушать.

Красный круг обозначает обязательно запрет.

Он гласит: «нельзя тут ехать,

Или тут дороги нет».

А еще бывают знаки – взяты в синенький квадрат.

Как и где проехать можно эти знаки говорят.

Синенький прямоугольник,

Вам подскажет, где найти

Остановку и заправку –

Все, что нужно вам в пути!

– Выходя на улицу с кем-то из взрослых, проверяйте себя, хорошо ли вы знаете Правила дорожного движения. Внимательно всматривайтесь, обращайте внимания на встречающиеся знаки. И если что-то забыли, не стесняйтесь, спрашивайте у взрослых.

– Давайте еще поиграем. Вставим недостающие слова, сопровождая их движениями.

«Есть у меня братишка, смешной такой мальчишка!

Мне во всем он подражает и ни в чем не уступает –

Если мы играем в мячик, я скачу, он тоже… (скачет)

Я сижу и брат… (сидит). Я бегу и он… (бежит).

Мяч беру, и он… (берет), мяч кладу и он… (кладет).

Куст стригу и он… (стрижет), жгу костер, он тоже… (жжет).

Птице хлеб щиплю, он… (щиплет), сыплю корм, он тоже… (сыплет).

Еду на велосипеде, он со мною вместе… (едет).

Хохочу и он… (хохочет). Есть хочу, он тоже… (хочет).

Маслом хлеб я мажу, он… (мажет), я рукой машу, он… (машет).

Такой смешной мальчишка, младший мой братишка.

Игра «Пешеходы и дорога»

Дети делятся на три команды: дорожные знаки, пешеходы, автомобили. Команда «Дорожные знаки» получает дорожные знаки и распределяется по группе в соответствии с нанесенной мелом разметкой (например, ребенок, получивший знак «Пешеходный переход» встает перед «Зеброй», ребенок, получивший светофор встает на перекресток. (Возможные варианты знаков для игры: кирпич – около тупика, знак «Стоянка разрешена», знак «Остановка общественного транспорта», знак – «Осторожно дети», знак «Поворот направо/налево» и т.д.

Дети из команды автомобили получают шапочки, сделанные руками детей с изображением разного вида транспорта, например, легковой автомобиль, скорая помощь, автобус, троллейбус, молоковоз и т.д.

Дети из команды пешеходы получают разнообразные предметы: коляску с ребенком, сумку, тележку на колесиках, чемодан, портфель и т.д.

Воспитатель берет на себя роль регулировщика движения, одевает фуражку, полицейский жезл и свисток.

По свистку начинается игра.

Через некоторое время игра останавливается и дети меняются ролями. (Примечание. Необходимо, чтобы все дети побывали в роли дорожных знаков, пешеходов, автомобилей.)

Заключительная часть. Рефлексия

– Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие?

– Предлагаю, вам выразить свои чувства, нарисовав на листочках выражение лица человечка: если понравилось – улыбку, если не понравилось – грусть.

– Давайте посмотрим, сколько радостных личиков у нас получилось. (Спросить, что больше всего понравилось.)

– А грустные лица есть? С чем это связано?