Удивительное путешествие по дороге домой

№ 180

(Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП в средней группе)

Гульнара НАБИУЛЛИНА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №399 г. Казани

Цель: закрепить навыки правильного счета до 5 через интегрированную совместную игровую и предметно-манипулятивную деятельность.

Задачи:

образовательные:

– обобщать и систематизировать знания и умения счета до 5;

– упражнять в умении устанавливать отношения между понятиями: большой, поменьше, самый маленький;

– закреплять  умение определять количественное соотношение двух групп предметов, понимать слова «больше», «меньше», «поровну»;

– упражнять в умении согласовывать числительные с существительными;

– совершенствование экологического воспитания детей;

развивающие:

– активизировать и обогащать словарь и лексико-грамматический строй речи, закрепление в словарном запасе детей понятия «дикие животные», «мусор»;

– развивать слуховое внимание;

– способствовать активизации мыслительной деятельности;

– развивать общую моторику  и координацию речи с движением;

воспитательные:

– воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;

– формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками;

– поощрять участие в посильной для детей деятельности по охране и защите природы;

– воспитывать желание помогать окружающим.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию, чтение русской сказки «Три медведя»

Методы: словесный, игровой, практический.

Оборудование и демонстрационный материал: кукла Маша из мультфильма «Маша и Медведь», цветы (по количеству детей) и цветник, бабочки, голубая ткань для речки, рыбки, мусор, пакеты для мусора, дощечки для мостика; 3 тарелки, 3 ложки, бочонок мёда, рюкзак, игрушки ежа и зайца.

Ход образовательной деятельности

I. Организационный момент

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Слышите, кто-то стучится в дверь и плачет. (Заносят куклу Машу из мультфильма «Маша и медведь». Кукла плачет.)

Воспитатель. Ребята, кто к нам пришел?

Дети. Маша.

Воспитатель. Почему ты плачешь, Маша, что случилось?

Маша. Я пришла к нам, чтобы рассказать, как ушла из дома одна в лес, не послушала маму с папой и заблудилась. А в лесу страшно, темно. А дороги домой найти не могу. (Включается запись голоса Маши.)

Воспитатель. Ребята, правильно ли поступила Маша? Можно уходить из дома? (Рассуждения детей.)

Воспитатель. Как нам поступить в данной ситуации?

Дети. Помочь Маше, отвести ее домой.

Воспитатель. Маша, где ты живешь?

Маша. Я живу в большом доме, но чтобы добраться до него, нужно пройти через цветочную полянку и речку. (Включается запись голоса Маши.)

Воспитатель. Мы с вами отправляется в дорогу. Что нам нужно взять с собой? (Варианты ответов детей.) А положим все это в рюкзак, чтобы удобней было нести. Отправляемся скорей в дорогу, чтобы быстрее помочь Маше. (Звучит веселая мелодия. Дети идут и попадают на цветочную поляну.)

II. Основная часть

1. Игра «Цветочная поляна» – счет до 5, согласование числительных с существительными.

Воспитатель. Ребята, вот и цветочная поляна, о которой говорила Машенька. Посмотрите, что случилось на поляне?

Дети. Все цветы кто-то выдернул и бросил на землю.

Воспитатель. Что может произойти со цветами?

Дети. Они могут погибнуть, засохнуть.

Воспитатель. Кто мог такое натворить? (Варианты ответов детей.)

Воспитатель. Как мы поступим в этой ситуации?

Дети. Посадим цветы обратно. (Дети сажают цветы обратно на полянку.)

Воспитатель. Посчитайте, сколько цветов мы посадили на полянку? (Дети считают до 5, согласовывая числительные с существительными: например, один цветок, два цветка…)

2. Игра «Спаси бабочку» – соотношение двух групп предметов, понимать слова «больше», «меньше», «поровну».

Воспитатель. Ребята, посмотрите, под кустиком кто-то оставил коробку. Что там внутри?

Дети. Бабочки.

Воспитатель. Что произойдет, если их не выпустить?

Дети. Они задохнутся и погибнут.

Воспитатель. Конечно, ребята! Бабочек нужно срочно выпустить из коробки. Посадите их по одной на каждый цветок (В коробке бабочек на 1 меньше, чем цветов. Дети сажают бабочек на цветы.)

Воспитатель. Ребята, скажите, чего больше: бабочек или цветов?

Дети. Больше цветов.

Воспитатель. А кого меньше?

Дети. Меньше бабочек.

Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы всего было поровну?

Дети. Добавить еще одну бабочку.

Воспитатель. Вот летит еще одна бабочка, посадите ее на цветок. Что теперь можно сказать о количестве цветов и бабочек?

Дети. Их поровну.

Воспитатель. Молодцы! Пора идти дальше.

(Звучит веселая мелодия. Дети отправляются дальше. Подходят к речке.)

3. «Очистим речку» – совершенствование экологического воспитания, закрепление у детей понятия «мусор».

Воспитатель. Впереди речка, а через нее мостик перекинут. Нужно пройти по мостику очень аккуратно, не упадите в воду. (Дети проходят по мостику и замечают, что в речке много мусора.)

Воспитатель. Посмотрите, в речке кроме рыб что-то есть.

Дети. Мусор.

Воспитатель. А можно загрязнять реки? Почему?

Дети. Нельзя загрязнять, так как рыбы могут умереть, вода помутнеет, потеряет свежесть.

Воспитатель. Что нужно сделать, как помочь рыбам и речке?

Дети. Нужно убрать мусор.

Воспитатель. У меня в рюкзаке лежат пакеты. Соберите весь мусор в пакеты. (Дети очищают речку, собирая бумагу, бутылки и т.д., оставляя рыб.)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Рыбки очень довольны, что теперь в речке опять чистая вода. А можем ли мы оставить мусор в лесу?

Дети. Нет.

Воспитатель. Тогда мы заберем его с собой и выбросим его в мусорный контейнер. (Звучит веселая мелодия. Дети отправляются дальше. Подходят к домику. Заходят внутрь.)

4. «Дом трех медведей» – закрепление  в умении устанавливать отношения между понятиями: большой, поменьше, самый маленький.

Воспитатель. Какой красивый дом! Угадайте, чей это дом. Я вам загадаю загадку.

Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети. Три медведя.

Воспитатель. Вспомните, как звали самого большого медведя?

Дети. Михайло Иванович-папа.

Воспитатель. Как самого маленького?

Дети. Мишутка-сынок.

Воспитатель. В доме никого нет. Устроим сюрприз медведям: накроем на стол и угостим их. Из какой тарелки будет есть Михайло Иванович?

Дети. Из большой тарелки.

Воспитатель. А Настасья Петровна?

Дети. Из тарелки поменьш).

Воспитатель. А какую тарелку поставим Мишутке?

Дети. Маленькую тарелку.

Воспитатель. А чем они будут есть?

Дети. Ложками.

Воспитатель. Разложите ложки. (Дети раскладывают ложки по размеру.) Молодцы! Вы справились с сервировкой стола. Посмотрим, что у нас есть в рюкзаке и чем мы сможем угостить медведей. Чем любят полакомиться медведи?

Дети. Мёдом. (Из рюкзака достается бочонок мёда.)

Воспитатель. Поставьте на стол им бочонок мёда, чтобы они угостились. Нам пора дальше в путь.

5. «Угости зверей» – расширение словарного запаса по теме дикие животные и согласование существительных в дательном падеже.

(Звучит веселая мелодия. Дети отправляются дальше.)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, под ёлочкой кто-то сидит.

Дети. Это еж и заяц.

Воспитатель. Где живут еж и заяц?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Значит, какие это животные?

Дети. Дикие.

Воспитатель. Какой ежик?

Дети. Маленький, колючий, много иголочек.

Воспитатель. Чем питается ёж?

Дети. Грибами, яблоками. Еще ежи едят червяков, жуков и мышей.

Воспитатель. А зачем ему иголки?

Дети. Чтобы защищаться от врагов.

Воспитатель. Заяц какой?

Дети. Мягкий, пушистый, быстрый, трусливый.

Воспитатель. Чем питается зайцы?

Дети. Капустой, морковкой. А еще есть лесные ягоды, кору деревьев.

Воспитатель. Посмотрите, что у нас осталось в рюкзаке?

Дети. Яблоко и морковка.

Воспитатель. Угостите зверей. Молодцы ребята! Нам пора дальше! (Звучит веселая мелодия. Дети отправляются дальше.)

III. Заключительная часть

Воспитатель. Ребята, смотрите, что это там впереди?

Дети. Домик Маши.

Воспитатель. Вот мы и помогли Маше добраться до дома. На нашем пути было много препятствий-заданий. Какое было самым трудным? (Ответы детей.)

Воспитатель. Что вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей.)

Маша. Спасибо вам, ребята! Вы помогли мне дойти до дома, за это я вас угощу! (Из домика выносится угощение для детей.)

Воспитатель. Будьте добрыми и дружелюбными, всегда помогайте тем, кто попал в трудную ситуацию. До свидания!