Ударение в трехсложных словах
(Конспект коррекционного занятия для 1 класса)
Ирина ИСМАГИЛОВА,
учитель-логопед высшей квалификационной категории Центра диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, г. Нижнекамска
Цели:
- Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных.
- Развивать навыки звукового, слогового, анализа и синтеза слов.
- Закрепить навык правильной постановки ударения в словах.
- Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость.
- Развивать речь и мышление обучающихся, мелкую моторику, обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся.
6.Формировать положительные личностные качества учащихся.
Оборудование:
Индивидуальные зеркала, акустико-артикуляционные таблицы образа звуков, предметные картинки, карточки с заданиями.
Ход урока
- I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Будем грамотно писать
На вопросы отвечать
– Итак, первое задание. На своё место сядет тот, у кого ударение падает на первый слог, на второй слог, на третий слог.
–Молодцы! Справились с заданием.
- II. Определение темы урока
– Посмотрите на картинки и определите, сколько слогов в слове и на какой слог падает ударение в этих словах корова, собака, бегемот, телёнок?
– Какое слово лишнее и почему? (Бегемот)
– Выполнив задание, вы можете назвать тему нашего урока (Ударение в трехсложных словах)
– Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.
III. Артикуляционная гимнастика
— Чтобы правильно произносить все звуки, перед зеркалом выполним следующие упражнения:
1.«Улыбка».
2.«Заборчик».
3.«Грибок».
– Молодцы! Отлично получилось.
- Пальчиковая гимнастика
-Чтобы красивым подчерком выполнить работу в тетради, выполним пальчиковую гимнастику.
На базар ходили мы, (соединение мизинцев)\
Много груш там и хурмы, (соединение безымянных)
Есть лимоны, апельсины, (соединение средних)
Дыни, сливы, мандарины. (соединение указательных)
Но купили мы арбуз – (соединение больших)
Это самый вкусный груз!
- Закрепление пройденного материала
Послушайте загадки. Запишите слова отгадки и поставьте ударение.
- На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков? (Горох)
- Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
- Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети? (Лук)
- Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
Проверка. Сколько слогов в словах отгадках? В каком слоге по счету стоит ударение?
- VI. Постановка ударения в трехсложных словах
Послушайте загадки. Сколько слогов в словах отгадках? Как определить количество слогов в слове? Запишите слова отгадки и поставьте ударение.
- Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далёкой Африки. (Апельсин)
- Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
- Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками… (малина).
– На какие группы можно разделить слова, которые вы записали? (Овощи, ягоды, фрукты)
VII. Работа с карточками
– Определите в названии картинки соответствующий цифре слог, и составьте из слогов новое слово, которое запишите в тетрадь.
Карточка 1
рама – 1-й слог, пакеты – 2-й слог, карета – 3-й слог – (ракета)
Карточка 2
малина – 1-й слог, уши – 2-й слог, балерина – 4-й слог – (машина)
Карточка 3
лиса – 2-й слог, море – 1-й слог, летчик – 1-й слог – (самолет)
– Прочитайте слова, которые вы записали. Подчеркните гласные и разделите на слоги слова. Поставьте ударение. Что обозначают эти слова? Назовите их одним словом. (Транспорт)
- Азбука.
Чтение столбиков слов. Найти трехсложные слова, выпишите их и поставьте ударение.
дом гриб лист куст стол
дома грибы листы кусты столы
домики грибочки листики кустики столики
- Составь слово из слогов. Сколько слогов в словах? Назовите ударный слог.
VIII. Подведение итогов урока
– Что вам понравилось на уроке?
– Что было сложно выполнять?
- IX. Рефлексия
– Ребята, кому было сложно выполнять задания, нарисуйте грустный смайлик.
– А кому было всё понятно, интересно и легко работать, нарисуйте веселый смайлик.