Ударение в трехсложных словах

 

(Конспект коррекционного занятия для 1 класса)  

Ирина ИСМАГИЛОВА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории Центра диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, г. Нижнекамска

Цели:

  1. Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных.
  2. Развивать навыки звукового, слогового, анализа и синтеза слов.
  3. Закрепить навык правильной постановки ударения в словах.
  4. Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость.
  5. Развивать речь и мышление обучающихся, мелкую моторику, обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся.

6.Формировать положительные личностные качества учащихся.

Оборудование:

Индивидуальные зеркала, акустико-артикуляционные таблицы образа звуков, предметные картинки, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Будем грамотно писать

На вопросы отвечать

– Итак, первое задание. На своё место сядет тот, у кого ударение падает на первый слог, на второй слог, на третий слог.

–Молодцы! Справились с заданием.

  1. II. Определение темы урока

– Посмотрите на картинки и определите, сколько слогов в слове и на какой слог падает ударение в этих словах корова, собака, бегемот, телёнок?

– Какое слово лишнее и почему? (Бегемот)

– Выполнив задание, вы  можете назвать тему нашего урока (Ударение в трехсложных словах)

– Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

III. Артикуляционная гимнастика

— Чтобы правильно произносить все звуки, перед зеркалом выполним следующие упражнения:

1.«Улыбка».

2.«Заборчик».

3.«Грибок».

– Молодцы!  Отлично получилось.

  1. Пальчиковая гимнастика

-Чтобы красивым подчерком выполнить работу в тетради, выполним пальчиковую гимнастику.

На базар ходили мы, (соединение мизинцев)\

Много груш там и хурмы, (соединение безымянных)

Есть лимоны, апельсины, (соединение средних)

Дыни, сливы, мандарины. (соединение указательных)

Но купили мы арбуз – (соединение больших)

Это самый вкусный груз!

  1. Закрепление пройденного материала

Послушайте загадки. Запишите слова отгадки и поставьте ударение.

  1. На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков? (Горох)

  1. Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

  1. Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети? (Лук)

  1. Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Проверка. Сколько слогов в словах отгадках?  В каком слоге по счету стоит ударение?

  1. VI. Постановка ударения в трехсложных словах

Послушайте загадки. Сколько слогов в словах отгадках?  Как определить количество слогов в слове? Запишите слова отгадки и поставьте ударение.

  1. Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далёкой Африки. (Апельсин)

  1. Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

  1. Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками… (малина).

– На какие группы можно разделить слова, которые вы записали? (Овощи, ягоды, фрукты)

VII. Работа с карточками

– Определите в названии картинки соответствующий цифре слог, и составьте из слогов новое слово, которое запишите в тетрадь.

Карточка 1

рама – 1-й слог, пакеты – 2-й слог, карета – 3-й слог – (ракета)

Карточка 2

малина – 1-й слог, уши – 2-й слог, балерина – 4-й слог – (машина)

Карточка 3

лиса – 2-й слог, море – 1-й слог, летчик – 1-й слог – (самолет)

– Прочитайте слова, которые вы записали. Подчеркните гласные и разделите на слоги слова. Поставьте ударение. Что обозначают эти слова? Назовите их одним словом. (Транспорт)

  1. Азбука.

Чтение столбиков слов. Найти трехсложные слова, выпишите их и поставьте ударение.

дом         гриб            лист           куст             стол

дома       грибы          листы        кусты          столы

домики   грибочки    листики     кустики       столики

  1. Составь слово из слогов. Сколько слогов в словах? Назовите ударный слог.

VIII. Подведение итогов урока

Что вам понравилось на уроке?

Что было сложно выполнять?

  1. IX. Рефлексия

– Ребята, кому было сложно выполнять задания, нарисуйте грустный смайлик.

– А кому было всё понятно, интересно и легко работать, нарисуйте веселый смайлик.